Тема 11. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения Российской Федерации.
- Валютная система России. Валютное законодательство; органы и агенты валютного контроля. Паспорт сделки. Режим валютных счетов для резидентов и нерезидентов.
- Валютный рынок и валютные операции в России. Формирование валютного рынка, его институциональная структура. Валютные биржи и межбанковский валютный рынок. Рынок наличных и срочных сделок.
- Платежный баланс России. Нейтральное и аналитическое представление. Структура баланса. Специфика раздела «ошибки ипропуски». «Бегство» капитала из России.
- Валютная политика, ее задачи. Валютное регулирование как средство ее реализации. Конвертируемость и режим валютного курса рубля. Проблемы управления золотовалютными резервами. Резервный фонд и фонд национального благосостояния.
- Россия – должник и кредитор. Особенности современной долговой проблемы. Рейтинги долговых обязательств РФ. Задолженность других государств РФ.
- Проблемы участия России в международных финансовых институтах. Участие в МВФ. Кредиты Фонда России: резервные кредиты поддержки структурных преобразований, их условия. Кредиты ВБ в рамках международной программы помощи России, их условия. Кредиты ЕБРР для развития инфраструктуры и содействия приватизации.
- Проблемы международных валютно-кредитных и финансовых отношений СНГ. Соглашение о создании платежного союза государств СНГ и трудности его реализации. Россия – кредитор других стран СНГ. Условия предоставления кредитов России другим странам СНГ. Реструктуризация их внешнего долга.
Основная литература:
Ø Учебник «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения». Под.ред. Красавиной Л.Н. М; 2007, гл. 10
Ø Бункина М.К., Семенов А.М. Рубль в валютном пространстве Европы. М.; 2004.
Дополнительная литература:
Ø Шестаков С.А. Современны проблемы сотрудничества России с МВФ. М., 2000
Ø Борисов С.М. Рубль – валюта России. М., 2004
Ø Валовая Т.Д., Константинов Ю.Л. Концептуальные основы формирования в СНГ платежного союза и перехода к валютному союзу. М. РАН, Отделение экономики, 1998
Образовательные технологии
8.1 Методические рекомендации преподавателю
Не предусмотрены.
8.2 Методические указания студентам
К разделу I
Образовательный процесс в рамках раздела I предполагает единство трех форм учебной работы: изучение материала в рамках лекций, семинаров и самостоятельной работы студентов.
Лекции проводятся в течение двух пар один раз в неделю. Занятия сопровождаются мультимедийными презентациями, доступными студентам до и после лекций в личных кабинетах в виртуальной образовательной среде LMS. К каждой лекции предложен список литературы.
Семинары проводятся по классической схеме дополнительной проработки практической части лекций и разбора задач по соответствующим темам. Задания заранее доступны студентам в образовательной среде LMS и нацелены на детальную работу с материалом и подготовку к контрольной работе. Кроме того знания, полученные на лекциях и семинарах, могут быть закреплены студентами путем самостоятельной проверки знаний в образовательной среде LMS с помощью размещенных интерактивных тестов.
Самостоятельная работа студентов состоит в обработке лекционного материала, в том числе с привлечением рекомендованной литературы, и подготовке к семинарам.
К разделу II
Не предусмотрены.
К разделу III
Не предусмотрены.
К разделу IV
Образовательный процесс в рамках раздела IV опирается на следующие формы учебной работы: изучение лекционного материала, практические занятия в компьютерных аудиториях, самостоятельная работа студентов.
Лекции сопровождаются мультимедийными презентациями, охватывающими все темы раздела IV, при этом весь материал презентаций доступен студентам в период изучения данного раздела курса.
практические занятия проводятся в компьютерных аудиториях с использованием статистических пакетов прикладных программ (ппп), основной в учебном процессе –SPSS (относится к мировым лидерам в области статистической обработки данных). Также на практических занятиях активно используются средства excel.
Самостоятельная работа студентов состоит в обработке лекционного материала, в том числе с привлечением рекомендованной литературы, подготовке к практическим занятиям (выполнение текущих домашних заданий) и к контрольным мероприятиям.
К разделу V
Не предусмотрены.
9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента