Трудоемкость, структура практики бакалавра, формы промежуточной аттестации
Общая трудоемкость производственной практики для студентов 2 курса составляет 4 недели, 6 зачетных единиц. Формой промежуточной аттестации является дифференцированный зачет.
Общая трудоемкость производственной практики для студентов 3 курса составляет 3 недели, 4,5 зачетных единицы. Формой промежуточной аттестации является дифференцированный зачет.
Структура практики, форма текущего контроля представлены в таблице 1
Таблица 1
№ раздела (этапа) | Наименование разделов (этапов) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов | Форма текущего контроля |
Организационно-подготовительный этап | |||
1.1 | Поиск места практики, ведение переговоров и заключение договора | Заключен договор | |
1.2 | Консультация на кафедре «Экономика и финансы», выдача договоров, дневников практики и направлений на практику. Выдача заданий. | Собрание | Явка, опрос |
1.3 | Вводный инструктаж по технике безопасности | Инструктаж | Опрос |
Производственный этап | |||
2.1 | Первичный инструктаж на рабочем месте, получение задания | Инструктаж | Опрос |
2.2 | Общее ознакомление с деятельностью предприятия | Беседа, экскурсия | Опрос при защите отчета |
2.3 | Выполнение задания | Работа на рабочем месте | Опрос, отчет |
Учебный этап | |||
3.1 | Сбор, обработка и систематизация фактического и литературного материала, результатов расчетов | Самостоятельная работа | Отчет |
3.2 | Написание и оформление отчета по практике | Самостоятельная работа | Отчет |
Аттестационный этап | |||
4.1 | Консультация на кафедре «Экономика и финансы» | Собрание | Опрос |
4.2 | Защита отчета | Семинар | Дифф. зачет |
1.6. Права и обязанности и студента в период практики
Основным нормативно-методическим документом, регламентирующим работу студента на практике, является программа практики. Студенты должны присутствовать на всех организационных собраниях по практике.
Студенты во время практики имеют право:
− быть обеспеченными рабочим местом;
− иметь возможность обращения по всем возникающим проблемам и вопросам к руководителю практики – представителю предприятия и представителю вуза;
− иметь возможность доступа к информации, необходимой для выполнения программы практики.
Студенты при прохождении практики обязаны:
− прибыть на место практики в установленные сроки, предъявить направление на практику и получить разрешение руководителя на выполнение функций специалиста, предусмотренного программой практики;
− подчиняться правилам внутреннего распорядка, действующим на базовом предприятии (организации, учреждения);
– соблюдать правила техники безопасности и производственной санитарии;
– вести дневник практики;
– в полном объеме выполнить все задания, предусмотренные календарным планом и программой практики;
– собрать необходимую информацию для написания отчета по практике;
– подготовить письменный отчет и дневник о прохождении практики и представить его на кафедру экономики и финансов на проверку руководителю практики от вуза в установленный срок.
Продолжительность рабочего дня при прохождении производственной практики в организациях должна составлять не более 40 часов в неделю для студентов в возрасте от 18 лет и старше (ст. 91 Трудового Кодекса РФ). С момента зачисления студентов в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.
2. Содержание производственной практики для студентов второго курса
2.1. Содержание производственной практики для студентов, проходящих практику в учреждениях коммерческих банков (базовый уровень)
Базовый уровень производственной практики определен для студентов второго курса. В процессе производственной практики студентам рекомендуется ознакомиться со следующими аспектами деятельности коммерческого банка.
Организация деятельности коммерческого учреждения
- Деятельность банка и его история с момента учреждения
Тип кредитного учреждения и его организационно-правовая форма. Лицензии банка, определяющие круг выполняемых им операций. Учредительные документы банка.
- Организационная структура банка
Органы управления. Организационная структура банка и филиальная сеть.
- Основные аспекты политики банка
Основные направления деятельности банка. Перспективы развития, текущие и долгосрочные планы.
Организация учетно-операционной работы
- Организация работы учетно-операционного отдела
Структура учетно-операционного отдела, права, должностные обязанности и ответственность учетно-операционных работников.
Организация документооборота в учреждении банка
- Состав и формы бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности.
Виды и значение отчетности. Принципы составления отчетности. Состав, содержание и периодичность составления бухгалтерской отчетности банков.
- Документооборот банка и внутрибанковский контроль
График документооборота и режим обслуживания клиентов. Требования к заполнению, оформлению и проверке расчетно-денежных документов. Порядок организации внутрибанковского контроля. Правила хранения бухгалтерских документов.
Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов
- Ведение расчетных и текущих счетов
Порядок открытия и закрытия расчетных и текущих счетов юридическим и физическим лицам. Заключение договоров банковского счета с клиентами. Оформление операций по приему и выдачи наличных денежных средств со счета клиента.
- Кассовые операции
Порядок совершения кассовых операций. Оформление операций по приему и выдаче наличных денег. Ведение кассовых журналов по приходу и расходу кассы, сверка итогов оборотов за день.
Организация и учет кредитных операций
- Организация работы по кредитованию клиентов
Основные элементы кредитной политики банка. Требования банка к потенциальному заемщику. Изучение информации о клиенте, принятие решения о кредитовании клиента.
Оценка кредитоспособности и платежеспособности клиентов
- Проведение анализа финансового состояния клиента на основе бухгалтерской отчетности. Выбор методов анализа. Выводы и прогнозы выполнения графика платежей по кредиту.
2.2. Содержание производственной практики для студентов, проходящих практику на промышленных предприятиях (базовый уровень)
В процессе производственной практики студентам рекомендуется ознакомиться со следующими аспектами деятельности промышленного предприятия.
Организация деятельности предприятия
История предприятия с момента организации. Изменение форм собственности за это время. Устав предприятия и его особенности. Лицензия на право производственно-хозяйственной деятельности или приказ (номер, дата утверждения, кем выдана). Состав учредителей. Географическое положение, климатические и природные условия предприятия.
Краткая характеристика предприятия
Количественные параметры, характеризующие предприятие (занимаемая площадь, производственная площадь, количество работников на предприятии), количество основных производственных фондов, прочие количественные параметры. Качественные или структурные параметры и их соотношение (структура основных производственных фондов, коэффициенты обновления и выбытия ОПФ, структура оборотных средств предприятия). Параметры, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия (объем валовой, товарной и реализованной продукции, размер выручки, производственные издержки, прочие параметры, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия), ассортимент выпускаемой продукции.
Цели и предмет деятельности
Какие виды деятельности осуществляет предприятие. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Задачи, стоящие перед предприятием.
Структура предприятия
Производственная структура предприятия. Организационная структура производства. Организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними.
Структура управления
Организационная структура управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы. Структура полномочий. Системы построения структуры управления, применяемые на предприятии. Методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне. Структура и функции аппарата управления предприятия. Эффективность структуры управления, механизмы ее совершенствования.
Имущество предприятия
В чьей собственности находится имущество предприятия, стоимость основных производственных фондов.
Методы планирования, применяемые на предприятии при формировании производственной программы
Традиционные методы принятия плановых решений. Новые методы обоснования плановых решений.
Планирование снижения себестоимости
Снижения себестоимости за счет повышения технического уровня производства, за счет внедрения новой техники, за счет улучшения организации производства и труда, за счет улучшения использования природных ресурсов.
Расчет производственной мощности предприятия
Нормативная производственная мощность, фактическая, плановая, нормальная производственная мощность. Среднесуточная мощность предприятия по плану. Среднесуточная мощность предприятия фактическая.
Образцы планов на предприятии
Планы по прибыли, рентабельности, себестоимости, освоения производственной мощности, план по капитальным вложениям план по численности работников на предприятии, план по заработной плате, финансовый план.
2.3. Содержание производственной практики для студентов, проходящих практику в налоговых органах
Во время прохождения практики студент должен приобрести следующие навыки и умения:
− дать характеристику общей схемы циркуляции информации в организации и оснащению рабочих мест работников налоговых органов;
− ознакомиться с законодательством о существующих и вновь вводимых налогах, сборах и платежах, определением их налогооблагаемых баз и соответствующих процентных ставок для разных субъектов налогообложения;
− изучить формы отчетности по налогам, сборам, платежам, сроки их представления;
− ознакомиться с системой показателей деятельности налоговых органов и их взаимосвязями: количество состоящих на учете плательщиков, количество документально проверенных плательщиков, суммы доначислений и дополнительных фактических поступлений в бюджет, недоимки, количество случаев приостановления операций в банке, количество материалов, направленных в правоохранительные органы, наиболее часто встречающиеся нарушения налогового законодательства;
− осуществить факторный анализ налоговых поступлений и осуществить их прогноз с учетом развития экономики региона.
2.4. Содержание производственной практики для студентов, проходящих практику в органах государственного управления и местного самоуправления
В процессе производственной практики студентам рекомендуется ознакомиться со следующими аспектами деятельности органов государственного управления и местного самоуправления:
– с целями, задачами и основными направлениями деятельности организаций, перечнем структурных подразделений, входящих в его состав, численностью работающих в них, порядком подчиненности и взаимодействия отдельных звеньев управления, характером взаимосвязей с другими министерствами и ведомствами;
– изучить информационную систему: внешние и внутренние источники, отчетность, круг подотчетных единиц, порядок сводки и сроки получения отчетности, а также дать общую характеристику системы циркуляции информации в министерстве;
– ознакомиться с системой организации аналитической работы при планировании и прогнозировании развития разных отраслей, сфер деятельности и региона в целом;
– отработать методологию выполняемых работ.
2.5. Содержание производственной практики для студентов, проходящих практику в страховых компаниях
В процессе производственной практики студентам рекомендуется ознакомиться со следующими аспектами деятельности страховых компаний
Организация деятельности страховой компании
История страховой компании с момента организации. Изменение форм собственности за это время. Устав страховой компании и его особенности. Лицензия, состав учредителей. Географическое положение, климатические и природные условия предприятия.
Краткая характеристика страховой компании
Количественные параметры, характеризующие страховую компанию (занимаемая площадь, производственная площадь, количество работников на предприятии), количество основных производственных фондов, прочие количественные параметры.
Цели и предмет деятельности
Какие виды деятельности осуществляет страховая компания. Задачи, стоящие перед страховой компанией.
Структура страховой компании
Организационная структура страховой компании. Организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними.
Структура управления
Организационная структура управления деятельностью страховой компанией с учетом его организационно-правовой формы. Структура полномочий. Системы построения структуры управления, применяемые в страховой компании. Методы, применяемые в страховой компании для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне. Структура и функции аппарата управления страховой компанией. Эффективность структуры управления, механизмы ее совершенствования.
В ходе прохождения практики студент должен:
– ознакомиться с целями и задачами страховой деятельности, структурой и функциями подразделений организации, видами страхования;
– изучить планирование и прогнозирование страховой деятельности, методику планирования поступления страховых платежей, ставки страховых платежей по страхованию юридических лиц, имущества, личного страхования, методы их исчисления;
– рассмотреть вопросы страховой ответственности, договора страхования, правил страхования и выплат, маркетинга рынка страховых услуг;
– изучить вопросы, связанные с финансами страховой организации: доходы, расходы, финансовые результаты деятельности компании, порядок формирования, распределения, налогообложения и использования прибыли, риски, их оценка и амортизация, образование запасных, резервных и других фондов страховой организации.
3. Содержание производственной практики для студентов третьего курса
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки "Экономика (квалификация (степень) "бакалавр")" и учебным планом подготовки бакалавра, отсутствует преддипломная практика. Таким образом, производственная практика после окончания третьего курса, фактически является преддипломной, и именно на ней, необходимо собрать материал для выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР) прикладного характера. В ходе практики студенты стремятся к самостоятельному выполнению заданий, всю проделанную работу фиксируют в дневнике практики и отчете. К отчету студент подбирает практический материал, заполняет его надлежащим образом и подшивает в последовательности расположения тем и вопросов программы.
Производственная практика на третьем курсе проводится с целью изучения методических, инструктивных и нормативных материалов, специальной литературы, отработки полученных в ходе обучения и учебной практики навыков, а также сбора, систематизации, обобщения материалов для подготовки выпускной квалификационной работы.
3.1. Содержание производственной практики для студентов, проходящих практику в учреждениях коммерческих банков (повышенный уровень)
В процессе производственной практики студентам рекомендуется изучить и освоить навыки работы банковского служащего и использованием программ автоматизации банковских услуг и информации, ознакомиться со следующими аспектами деятельности коммерческого банка.
Организация учетно-операционной работы
Аналитический и синтетический учет
Автоматизация учетно-операционной работы. Система ведения аналитического и синтетического учета. Порядок нумерации лицевых счетов. Закрытие счетов. Заключительные обороты.