Вопрос 45. Гос.регулирование отн-й соб-ти
Собственность - принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам - индивидам или коллективам - в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности. Собственность, согласно гражданскому законодательству РФ, - это отношения между людьми, группами людей по поводу присвоения вещей, через эти вещи.
Понятие собственности находится на границе двух научных дисциплин: экономики и права. Отношения собственности в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными нормативно-правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями различных государственных органов).
Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится, как правило, к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом.
Право владения - предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владении. Право пользования - основанная на законе возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и/или получения от него плодов и доходов. Право распоряжения имуществом - предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества.
Приватизация в России. После острых дискуссий 1991- 1992 гг. об основных принципах приватизации в России начались практические преобразования. Успех политики приватизации определялся в решающей степени тем, насколько удачно она будет осуществляться в среднем и крупном промышленном производстве. За рубежом продажа крупных приватизируемых предприятий обычно проводится всем желающим, хотя при этом и оговариваются льготы для работников приватизируемых предприятий. Но в России начала 90-х годов не было легальных толстосумов, которым была бы по карману покупка заводов-гигантов.
Главным путем приватизации стало поэтому акционирование - распыление собственности среди тысяч держателей акций. Как правило, значительная их часть (до 51 %) покупалась по номинальным ценам работниками и заводской администрацией приватизируемого предприятия, остальные уходили за пределы предприятия и передавались в руки государственным комитетам и фондам имущества. Они, в свою очередь, торговали этими акциями на фондовой бирже, продавая их как частным лицам, так и различным организациям, например, инвестиционным фондам.
Если акционирование является общепризнанной практикой, то ваучерная кампания - специфика России (за рубежом схожие методы применялись только в Чехословакии). Каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю "общенародной" собственности и обратить её либо в наличные, либо в ценные бумаги, дающие право на регулярное получение дохода (дивиденда). По Указу президента в 1992 г. прошла раздача ваучеров - ценных бумаг на предъявителя, которые должны были использоваться их владельцами до середины 1994 г.
В течение срока своего действия ваучер мог быть использован одним из трех основных способов: либо продан по текущему рыночному курсу, либо обменен непосредственно на акции предприятия, либо обменен на акции инвестиционного фонда. Высказывались предположения, будто цена ваучера достигнет цены автомашины; однако рыночный курс ваучера даже к концу ваучерной кампании был ниже цены велосипеда. Осуществить прямой обмен ваучера на акции предприятия могли, как правило, только его работники. Большинство рядовых граждан обменяли свой ваучер на акции различных чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Начало выплаты доходов на акцию (дивидендов) в феврале-марте 1994 г. вызвало скорее разочарование, чем облегчение. Значительная часть предприятий России нерентабельна, основная их масса с трудом сводит концы с концами. Дивиденды за год в лучшем случае соразмерны со средним недельным заработком.
Акционерно-ваучерная кампания привела к торжеству номенклатурной приватизации. Реальными собственниками стали, в первую очередь, представители старой партийно-хозяйственной элиты - директорский корпус, получивший значительную долю "внутризаводских" акций, и руководители крупных ЧИФов, контролирующие "внешние" пакеты акций. Вместо обещанного социального рыночного хозяйства стал складываться "директорский капитализм", при котором предприниматели "делают деньги" не столько путем развития производства, сколько за счет финансовых манипуляций с акциями, валютой, посреднической торговли и т. д.