Предельная полезность: понятие, виды, теории. Закон предельной полезности.
Виды потребления: 1) производственное (расходование, использование ресурсов в процессе производства); 2) непроизводственное (конечное потребление благ людьми, населением)
Цель потребителя – извлечение макс полезности от потребления товаров и услуг.
А. Маслоу. 5 групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения).потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены.
двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга: все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на 2 группы: гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенич. условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы- самовыражения и развития.
Экономич. блага — это ограниченные количественно материальные и нематер предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять эконом потребности чека. Важнейшими свойствами экономического блага являются ценность и стоимость.
Потребительские блага — продукты труда, поступающие в личное потребление населения.
Потребительная ценность блага — это полезный эффект, получаемый его владельцем от использования данного блага. Потребительная ценность всегда имеет строго персонифицированный характер, связанный со вкусами, предпочтениями, оценками конкретного индивида.
Меновая ценность блага представляет собой другие блага, которые можно получить за счет отказа от потребления данного блага.
Ценность блага зависит от его полезности. Способность блага удовлетворять какую-либо потребность человека составляет его полезность. Ею обладает любое благо независимо от того, какую потребность оно удовлетворяет, физическую или духовную.
Целью потребителя, ради которой он покупает товар, является удовлетворение своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.
Полезность-степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг.
Общая полезность – совок. полезность, получаемая в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.
Предельная полезность - котор чек получает от использования дополнит.ед-цы блага.
Закон убывающей предельной полезности, (1 закон Госсена): при увеличении потребления товаров/услуг общая полезность увеличивается, а предельная полезность по мере удовлетворения потребителя (насыщения потребности) сокращается с каждой дополнит. единицей блага.
Кардиналистская( количеств) теория потребительского поведения -предполагает возможность теоретической измеримости полезности блага. Т.е. можно определить точную величину полезности, получаемой при потреблении блага.
Количественная измеримость полезности дает возможность как для сравнения различных благ по их полезности, так и для определения разницы между ними.
Второй закон Госсена формулирует условия оптимума потребителя: при заданных ценах и бюджете он максимизирует полезность, когда отношение предельной полезности и цены одинаково по всем потребляемым им благам. Рациональный потребитель будет приобретать в первую очередь блага, приносящие наибольшую полезность. Потребитель будет наращивать потребление каждого блага до тех пор, пока предельные полезности этих благ не сравняются. Правило максимизации полезности:
Кардиналисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах – ютилах.
Позднее было доказано, что создать точный количественной измеритель полезности невозможно, и возникла ординалистская (порядковая) теория полезности.
Ординалистская теория исходит из того, что потребитель не может численно измерить количество получаемой от потребления блага полезности, но может сравнивать и ранжировать наборы благ с позиции их предпочтительности. Главной задачей покупателя становится выбор из доступных ему по доходу наборов благ набора с наибольшей общей полезностью.
Кривая безразличия - графическое изображение совокупности наборов благ, обладающих одинаковой полезностью.
наборы товаров имеют для потребителя равную привлекательность, ему безразлично, какой из этих наборов выбрать: А, В или С. Набор D более предпочтителен, следовательно, он находится на другой, более высокой кривой безразличия, а наборы E и G лежат на кривой (или кривых) безразличия, которые находятся ниже кривой АВС и поэтому менее предпочтительны, чем любые сочетания благ на кривой АВС.
Карта кривых безразличия – способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя по всем возможным наборам благ
Наклон кривой безразличия в порядковой теории полезности отражает оценку потребителем относительной полезности каждого из благ и называется предельной нормой замещения MRS
MRS показывает, от какого кол-ва единиц одного блага потребитель должен отказаться, чтобы приобрести дополнит. единицу другого блага. Иными словами, это соотношение предельной полезности двух благ. MRS = ΔY / ΔX. Значения предельной нормы замещения, как правило, отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого
предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения.
На графике показано, что по мере увеличения потребления тов. X на каждую дополнит. единицу (ΔX) количество тов.Y, от которого потребитель готов отказаться (ΔY), сокращается, т.е. предельная норма замещения убывает. Т.е. чем менее дефицитным становится товар X, тем меньшим количеством товара Y мы готовы пожертвовать
Кривые безразличия отражают предпочтения потребителя, т.е. его потребности. Помимо этого при анализе потребительского выбора следует принимать во внимание его возможности, то есть бюджетное ограничение-характеризует реальную покупательную способность потребителя с учетом цен покупаемых товаров. Графически бюджетное ограничение выражается в виде бюджетной линии -отрезок прямой, все точки на которой показывают комбинации благ, которые потребитель в состоянии приобрести при данных ценах при полном расходовании его дохода. БЛ пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, кот. можно приобрести на данный доход при определенных ценах.
Если доход увеличив а цены на товары остаются прежними, то бюджетная линия сдвигается вправо параллельно, если доход неизменен, а цена товара Х снизилась, то бюджетная линия смещается вправо непараллельно
ЗАКОН ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ объясняет связь ценности какой-либо вещи с ее полезностью. Наиболее видными представителями этой теории являются австрийские исследователи К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Л. Вальрас (Швейцария), У. Джевонс (Великобритания). Основные положения теории сводятся к следующему.
Проводится различие между полезностью вещей и их ценностью. Если полезные вещи имеются в неограниченном количестве, они не имеют никакой ценности, и наоборот. Иными словами, ценностью обладают только те полезные вещи, запас которых ограничен. Человек, умирающий от жажды в пустыне, готов отдать за стакан воды все имеющиеся у него вещи, а мельник, пользующийся рекой, позволит вам набрать ведро воды безо всякой оплаты. Иными словами, человек дает ту или иную субъективную оценку вещи в зависимости от того, какую пользу она ему принесет. Если, например, человеку для удовлетворения потребности необходимо иметь 10 ведер воды, а в его распоряжении имеется 50; то излишек воды в 40 ведер не будет обладать никакой ценностью.
Ценность вещи измеряется предельной (наименьшей) полезностью. Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет первый стакан пепси-колы. Второй принесет ему меньшее удовольствие, чем первый, в третий - меньшее, чем второй, и т. д. Так будет происходить до тех пор, пока предельная полезность очередного стакана будет ровна нулю. Математически предельная полезность выражается в виде следующей формулы: MU = DU/Х, где MU - предельная полезность; U - полезность; X - количество товара; D-малое изменение. Предельная полезность является одним из фундаментальных понятий экономической науки, на котором строятся многочисленные теории и концепции экономического поведения и выбора индивидуумов и фирм.