Антивирусные программы и работа с ними
Цель работы –знакомство с антивирусными программами и приобретение практических навыков работы с ними.
После выполнения работы студент должен знать способы защиты от компьютерных вирусов, в том числе с использованием антивирусных программ и уметьработать с антивирусными программами.
Справочная информация
Ккомпьютерным вирусам относят программы, способные выполнять на компьютере несанкционированные действия. Точного определения понятия «компьютерный вирус» в настоящее время не существует. Вирусологи чаще применяют термин MalWare – вредоносное программное обеспечение.
Одним из универсальных способов защиты информации от вирусных атак является использование антивирусных программ.
Пакет антивирусных программ обычно содержит т.н. антивирусный сканер, антивирусный мониторибазу сигнатур.
Антивирусный монитор по умолчанию запускается после загрузки операционной системы и постоянно активирован, отслеживает все обращения к внешним устройствам и все программные прерывания, проверяя их на предмет наличия вирусов и вирусной атаки.
Антивирусный сканер запускается пользователем в режиме сканирования оперативной памяти и внешних накопителей, проверяя их на предмет наличия вирусов.
База сигнатур содержит характерные признаки вирусов, по которым монитор и сканер могут обнаружить наличие вирусов в компьютере.
В антивирусных программах используются следующие принципы поиска вирусов в компьютере:
- на базе сканирования сигнатур;
- поведенческие блокираторы;
- эвристические анализаторы.
Обучающее задание
1. По указанию преподавателя запустите программу, демонстрирующую возможные внешние проявления вирусов.
2. Загрузите антивирусные программы и с участием преподавателя изучите их интерфейс.
3. Отключите антивирусный монитор, если он загружен.
4. Откройте приложение Блокнот, наберите следующий текст:
X50!P%@AP[4\PZX54(P^)7CC)7}$EICAR-STANDARD-ANTIVIRUS-TEST-FILE!$H+H*
и сохраните полученный файл под именем trigger.com в личной папке и/или на своем носителе. Полученный Вами файл по методу воздействия на компьютер является учебным вирусом, предназначенным для проверки работоспособности антивирусных программ или аварийного комплекта дискет. Заметим здесь, что некоторые антивирусные программы не реагируют на этот учебный вирус.
5. Снова включите антивирусный монитор и с помощью Проводника обратитесь к файлу trigger.com.
6. Проанализируйте полученные результаты.
7. Последовательно запустите антивирусные сканеры и проверьте подключенные диски, в том числе диск, содержащий файл trigger.com, на наличие вирусов.
8. Проанализируйте полученные результаты.
Самостоятельное задание и контрольные вопросы
1. Проверьте личные носители на наличие вирусов.
2. Назовите основные способы защиты от вирусов.
3. Какие антивирусные программы и какой версии установлены на Вашем компьютере? Каковы достоинства и недостатки этих антивирусных программ?
4. Когда было произведено последнее обновление базы сигнатур?
5. Объясните понятия сканер, монитор, база сигнатур.
6. Назовите причины, из-за которых не существует четкого определения понятия «компьютерный вирус».
7. Каким образом классифицируются вирусы?
8. Назовите способы обнаружения вирусов.
Архиваторы и работа с ними
Цель работы –знакомство с программами – архиваторами и приобретение практических навыков работы с ними.
После выполнения работы студент должен знать наиболее распространенные программы – архиваторы Windows и уметьработать с ними.
Справочная информация
Архиваторами называются системные программы, предназначенные для работы с архивами информации с целью защиты информации от несанкционированного доступа, экономии внешней памяти или сетевого трафика.
Исходный файл – файл, подвергающийся сжатию программой – архиватором.
Архивный файл – результирующий файл, полученный в результате сжатия исходного файла.
Архив файлов (архив) – файл, содержащий архивные файлы, объединенные пользователем по какому-либо признаку.
Степень сжатия – показатель уменьшения объема исходного файла в результате сжатия.
Саморазархивирующийся (самораспаковывающийся) архив (файл) – это архив (архивный файл), к которому добавлен небольшой программный блок, позволяющий выполнить распаковку без применения архиватора.
Обучающее задание
1. Загрузите программы – архиваторы и с участием преподавателя изучите их интерфейс.
2. Их исходных файлов, содержащихся в личной папке, с использованием архиваторов (WinZIP, WinRAR, ZipMagic, 7Zip или других) создайте архивы с аналогичной степенью сжатия и сравните результаты.
3. Извлеките исходные файлы их архива.
4. С использованием разных архиваторов создайте саморазархивирующиеся файлы и проверьте их работоспособность.
5. Сравните интерфейсы программ – архиваторов с точки зрения удобства пользователя и перечня выполняемых функций.
Самостоятельное задание и контрольные вопросы
1. Для каких целей создаются архивы информации?
2. Какие программы – архиваторы Вы знаете? Каковы их преимущества и недостатки?
3. С какими форматами упаковки данных Вы работали?
4. Какое расширение имеет саморазархивирующийся файл? Почему размер саморазархивирующегося файла больше архивного файла?
5. Назовите принципы отбора «ценной» для пользователя информации при создании архивов – копий.
6. На каких носителях информации разумнее хранить архивы – копии и почему?
7. Какие способы защиты информации от несанкционированного доступа Вы знаете и какой способ считается самым надежным?
Утилиты и работа с ними
Цель работы –знакомство с утилитами, поставляемыми в комплекте с ОС Windows, и приобретение практических навыков работы с ними.
После выполнения работы студент должен знать стандартные утилиты, поставляемые в комплекте с ОС Windows, и уметьработать с ними.
Справочная информация
Утилитами называются системные программы специального назначения.
В состав стандартных утилит, поставляемых с ОС Windows, входят программа проверки диска, программа очистки диска и программа дефрагментации диска.
Обучающее задание
1. Используя справочную систему (см. лабораторную работу №3), изучите предназначение и особенности работы служебных программ.
2. Средствами файлового менеджера («Мои документы», «Мой компьютер», «Проводник») выделите логический несистемный диск (D:, EJ, через контекстное меню запустите команду «Свойства», выделите вкладку «Сервис», запустите утилиту сканирования (проверки) диска.
3. Прокомментируйте результаты сканирования диска.
4. Через кнопку Пуск ® Программы ® Стандартные ® Служебные запустите утилиту очистки несистемного диска.
5. Прокомментируйте результаты очистки диска.
6. Через кнопку Пуск ® Программы ® Стандартные ® Служебные запустите утилиту дефрагментации несистемного диска.
7. Прокомментируйте результаты дефрагментации диска.
Самостоятельное задание и контрольные вопросы
1. Назовите возможные дисковые ошибки, устраняемые в процессе работы утилиты сканирования диска.
2. Объясните, какие этапы включает процедура очистки диска.
3. Объясните смысл дефрагментации диска.
4. Дайте определение понятиям сектор, дорожка, кластер, системная область диска, область данных, загрузочная запись, главная загрузочная запись, корневой каталог, таблица размещения файлов, FAT-32/64, NTFS.
9. Электронные таблицы на примере MS Excel
И работа с ними
Цель работы –дальнейшеезнакомство с пакетами прикладных программ на примере MS Excel, изучение средств и возможностей данного приложения, приобретение и закрепление практических навыков по их использованию.
После выполнения задания студент должен обладать навыками и умениями работы с основными объектами приложения MS Excel.
Описание лабораторных работ по этой теме приведено в [9].
10. Системы управления базой данных на примере MS Access и работа с ней