Оценка основных направлений энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городском хозяйстве.

Городское хозяйство - все системы жизнеобеспечения города, а также все виды жилья и предприятия, расположенные и функционирующие в городе. Общие направления энергосбережения и повышения энергоэффективности принципиально определены ФЗ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности может осуществляться по следующим направлениям:

1) содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) пропаганда использования энергосервисных договоров (контрактов);

3) содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;

4) содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности;

5) поддержка региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматривающих, в частности, достижение наиболее высоких целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

6) реализация программ стимулирования производства и продажи товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, для обеспечения их в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей, при установлении запрета или ограничения производства и оборота аналогичных по цели использования товаров, результатом использования которых может стать непроизводительный расход энергетических ресурсов;

7) содействие в осуществлении образовательной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и информационной поддержки мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

8) иные предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности направления.

Проблема энергосбережения и повышения энергоэффективности имеет чрезвычайно важный характер как для реального сектора экономики, так и для населения.

В рамках Государственной программы РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» выделяется ряд подпрограмм с учетом специфики отдельных секторов российской экономики, в том числе подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры».

Основные организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры охватывают:

- создание нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития систем централизованного теплоснабжения городских округов и городских поселений на основе использования преимуществ когенерационных и тригенерационных теплоэнергетических установок;

- введение управления системами централизованного теплоснабжения поселений через единого теплового диспетчера;

- совершенствование тарифной политики в сфере теплоснабжения, стимулирующей экономию энергетических ресурсов, в том числе переход к расчетам потребителей тепловой энергии с теплоснабжающими организациями на основе двухставочных тарифов, стимулирование потребителей к установке приборов учета;

- совершенствование налоговой политики, стимулирующей экономию энергетических ресурсов;

- повышение качества теплоснабжения, введение показателей качества тепловой энергии, режимов теплопотребления и условий осуществления контроля их соблюдения как со стороны потребителей, так и со стороны энергоснабжающих организаций с установлением размера санкций за их нарушение;

- обеспечение системного подхода при оптимизации работы систем централизованного теплоснабжения путем реализации комплексных мероприятий не только в тепловых сетях (наладка, регулировка, оптимизация гидравлического режима), но и в системах теплопотребления непосредственно в зданиях (утепление строительной части зданий, проведение работ по устранению дефектов проекта и монтажа систем отопления);

- реализация типовых проектов «Энергоэффективный город», «Энергоэффективный квартал», «Энергоэффективный дом»;

- проведение обязательных энергетических обследований теплоснабжающих организаций и организаций коммунального комплекса;

- реализация типового проекта «Эффективная генерация», направленного на модернизацию и реконструкцию котельных, ликвидацию неэффективно работающих котельных и передачу тепловой нагрузки на эффективную когенерацию, снижение на этой основе затрат топлива на выработку тепла;

- реализация типового проекта «Надежные сети», включающего мероприятия по модернизации и реконструкции тепловых сетей с применением новейших технологий и снижения на этой основе затрат на транспорт тепла, использованию предварительно изолированных труб высокой заводской готовности с высокими теплозащитными свойствами теплоизоляционной конструкции, герметично изолированной теплоизоляцией от увлажнения извне и с устройством системы диагностики состояния изоляции, обеспечению применения вместо сальниковых компенсаторов сильфонных, исключающих утечки теплоносителя;

- совершенствование государственного нормирования и контроля технологических потерь в тепловых сетях при передаче тепловой энергии на основе использования современных норм проектирования тепловых сетей.

В Санкт-Петербурге попытка формирования Программы мероприятий по энергосбережению изначально была сделана путем разработки Плана организационных мероприятий по экономии энергоресурсов в городском хозяйстве и мер по их реализации.

Согласно этому документу, приоритетными направлениями активизации работ по энергосбережению в Санкт-Петербурге принято считать следующие:

· Развитие экономических и правовых методов стимулирования энергопотребителей, энергопроизводителей, инвесторов и населения в направлении реализации энергосберегающих мероприятий;

· Создание условий для массового внедрения приборов учета расхода энергоресурсов и воды, средств автоматического регулирования как основы для дальнейшей эффективной энергосберегающей деятельности;

· Разработка и развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающей приоритетные условия реализации энергоэффективных проектов и технологий;

· Интенсификация информационно-пропагандистской работы со специалистами и населением; создание демонстрационных энергоэффективных зон и пилотных проектов, выставочных комплексов; организация школ-семинаров, циклов передач по радио и телевидению, публикаций в периодических изданиях и средствах массовой информации.

Кроме того, к приоритетным техническим мероприятиям отнесены быстроокупаемые энергосберегающие проекты. В соответствии с этим в план первоочередных работ вошли технически необходимые, запланированные различными структурами мероприятия, позволяющие получить наибольший эффект. Это, прежде всего, установка приборов учета расхода энергоносителей и систем регулирования как основы последующего внедрения энергоэффективных мероприятий. Реализация быстроокупаемых энергосберегающих мероприятий позволит направить сэкономленные средства на последующие более сложные проекты.

ФЗ-261 направлен не только на энергосбережение и повышение энергоэффективности, но и на формирование новой культуры энергопотребления, нового отношения к энергоресурсам и их расходованию. Для формирования этого нового менталитета в сознании всех граждан необходима система информационного и кадрового обеспечения. Необходимо выстроить систему энергосберегающего образования: для домохозяек и пенсионеров, для школьников и учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, для студентов высших учебных заведений, для работников бюджетных учреждений и предприятий малого бизнеса.

Наши рекомендации