Характеристика основных законодательных актов РФ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

1) Основополагающий нормативный акт Закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РФ»

Пришел на смену ФЗ - №28 «Об энергосбережениии».

Комментарии по закону:

- ФЗ №261 об энергосбережении касается тех предприятий и организаций, затраты которых на энергоресурсы превышают 50 миллионов рублей.

Такие предприятия и организации обязаны провести энергетическое обследование не реже чем 1 раз в пять лет.

На основании энергетического обследования составляется энергетический паспорт предприятия.

Проводить энергетические обследования и составлять энергопаспорта имеют право энергоаудиторы - члены саморегулирующихся организаций (СРО) по энергоаудиту.

Энергетический паспорт предприятия должен быть зарегистрирован в СРО по энергоаудиту.

Энергетический паспорт организации является документом, который доказывает, что предприятие провело обязательное энергетическое обследование.

В случае отсутствия энергетического паспорта предприятие может быть оштрафовано на сумму до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

- ФЗ №261 обязывает все бюджетные предприятия с 2010 года обеспечить сокращение энергопотребления не менее чем на 3% ежегодно в течение 5 лет по отношению к показателям 2009 года, для этого они обязаны подготовить и утвердить программу по энергосбережению

Закон вводит понятие и порядок заключения энергосервисных контрактов, цель которых помочь юридическим (физическим) лицам сэкономить энергоресурсы без инвестирования собственных средств. По контракту оплата производится из доли сэкономленных средств.

ФЗ №261 устанавливает такие формы поддержки, как:

- налоговые льготы (инвестиционный налоговый кредит, возмещение процентов по кредиту на проекты по энергосбережению),

- предоставление субсидий на лучшие энергосберегающие программы на уровне муниципалитета, регионов.

2) Постановление № 754 от 31.07.2014 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и признании утратившими силу актов Правительства РФ». Взамен постановлению № 746 от 05.09.2011.

Субсидии даются на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на: 1) приобретенное ими энергоэффективное оборудование, используемое в процессе реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе хозяйствующим субъектам, реализовавшим энергосервисные договоры (контракты); 2) на приобретение услуг (работ), связанных с проведением научно-исследовательских работ в рамках реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Базовый размер субсидии (Рбi) определяется по формуле:

Pбi = Усро * Бi, где:

Усро - уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ за счет субсидии;

Бi - объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на реализацию региональной программы.

3) Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективностина период до 2020 года» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р)

Составляли: МЭР, Мин. Промышленности и торговли, МинФин, Мин. Регионального развития.

У программы есть около 10 подпрограмм (энергосбережение в жилищном фонде, сел. хоз., транспорте и т.д.)

Цель: снижение за счет реализации мероприятий Программы энергоемкости валового внутреннего продукта РФ на 13,5 процента, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 процентов в 2007 - 2020 годах; формирование в России энергоэффективного общества.

Сейчас: Энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах

Задачи: существенное снижение доли энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики, обеспечение населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам; снижение выбросов парниковых газов и тд

4) Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 N 67 (ред. от 04.09.2015) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Согласно данному закону полномочиями наделены: Минэнерго РФ, Мин. Регионального развития, Минэкономразвития, министерство промышленности и торговли, Фед служба по тарифам, Фед. Антимонопольная служба, Фед. Служба по эконологичесокму, технологическому и атомному надзору.

Наши рекомендации