Регулирование международной торговли сельскохозяйственной продукцией в рамках ВТО: меры внутренней поддержки, интересы основных групп стран, основные противоречия.
Торговля сельскохозяйственной продукцией традиционно находится в сфере особого внимания Всемирной торговой организации. Несмотря на то что доля сельского хозяйства в ВВП и общем количестве занятых в развитых государствах не превышает трех процентов, желание таких стран поддерживать своих сельхозпроизводителей связано с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности, с вопросами охраны окружающей среды, с социальными и прочими соображениями. Мощная государственная помощь сельскому хозяйству в ЕС, США, Канаде и др. ведет к росту конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках. В целом ряде развивающихся государств, напротив, доля сектора в ВВП и занятых существенно выше. Проблемы, с которыми они сталкиваются, связаны, в основном, с тем, что у потенциально конкурентоспособных производителей из этих стран ограничены возможности проникновения на хорошо защищенные рынки Западной Европы и Северной Америки.
До Уругвайского раунда ГАТТ никаких серьезных переговоров о либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией не велось. Однако по его результатам в общем пакете документов ВТО появилось вступившее в силу с 1 января 1995 г. Соглашение по сельскому хозяйству.
В охватываемую соглашением номенклатуру входит сельскохозяйственная продукция довольно широкого номенклатурного спектра. Это такие товары, как пшеница, мясо, масло, шоколад, сосиски, вина, спиртные напитки, табачные изделия, шкуры и кожевенное сырье, невыделанная пушнина, шелк-сырец и отходы шелка, шерсть, лен-сырец, пенька сырая, сорбит. Вместе с тем, из соглашения исключены рыба и рыбопродукты.
В целом в механизмах регулирования международной торговли сельскохозяйственной продукцией используется гораздо больше ограничений и различного рода барьеров, чем в торговле товарами несельскохозяйственного происхождения. К ним относятся тарифные квоты, специальные защитные меры, меры внутренней поддержки. Кроме того, целый ряд стран для повышения конкурентоспособности своих производителей на зарубежных рынках предоставляет им экспортные субсидии.
В настоящее время около 40 членов ВТО зарезервировали для себя возможность применения механизма тарифных квот*. Примерно столько же имеет право использовать специальные защитные меры. В рамках соглашения по сельскому хозяйству, применение специальных защитных мер предполагает автоматическое введение более высоких, чем на несельскохозяйственную продукцию, пошлин. Более того, в этом случае нет необходимости доказывать наличие серьезного ущерба.
Так, США используют тарифным квоты по 54 видам сельскохозяйственной продукции, страны ЕС — 87, Республика Корея — по 67 позициям. Безусловным лидером по применению тарифные квот является Норвегия, которая имеет возможность использовать их по отношению к 232 товарам.
**Вместе с тем, ряд развивающихся стран также находится в оппозиции по отношению к дальнейшей серьезной либерализации в этом секторе. Это связано, прежде всего, с тем, что в настоящее время они пользуются преференциями в доступе на американский и европейский рынки. В случае их открытия производители из таких развивающихся стран столкнутся с гораздо более высоким уровнем конкуренции.
Особенность современного этапа регулирования развития сельского хозяйства состоит в том, что некоторые страны-члены ВТО (в целом около 30 государств) имеют право использовать экспортные субсидии. В их число входят США, Канада, Норвегия,
Швейцария, ЕС, Венесуэла и ряд других. По итогам Министерской конференции в Гонконге страны решили отказаться от применения экспортных субсидий к 2013 г. Вместе с тем, существуют серьезные опасения, что даже если они будут отменены, эффект, аналогичный их действию, будет достигнут через систему экспортных кредитов, от которой страны отказываться не собираются.
Соглашение по сельскому хозяйству предусматривает следующие категории внутренней поддержки производителей (они получили название ящиков или корзин):
1. меры, оказывающие минимальный негативный эффект на торговлю сельскохозяйственной продукцией — меры «зеленой корзины»;
2. поддержка, искажающая торговлю — меры «янтарной корзины»;
3. поддержка, направленная на сокращение производства — меры «голубой корзины».
Для отнесения конкретного вида помощи к мерам зеленой корзины необходимо, чтобы данная поддержка предоставлялась на основе финансируемой из государственного бюджета правительственной программы (включая невостребованные правительством доходы), а не за счет перечисления средств от потребителей. Кроме того, эта поддержка не должна приводить к повышению цен производителей. Исходя из положений соглашения, в «зеленую корзину» входят правительственные программы предоставления услуг, такие как:
* научные исследования;
* программы защиты окружающей среды;
* борьба с вредителями и болезнями, системы раннего предупреждения, карантин, уничтожение;
* подготовка кадров;
* услуги по распространению знаний и опыта, консультационные услуги;
* инспекционные услуги, проверка продуктов для целей здравоохранения и безопасности;
* услуги по маркетингу и продвижению на рынок, включая маркетинговую информацию, расходы на неконкретные цели которые могут быть использованы продавцами для снижения их продажных цен;
* выплаты по программам региональной помощи;
* стимулирование инвестиций;
* инфраструктурное обеспечение (строительство дорог, создание портового оборудования, водоснабжение, строительство плотин, дренажных систем);
* создание государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности;
* внутренняя продовольственная помощь;
* прямые выплаты производителям (или невостребованные доходы);
* «несвязанная» с конкретным сектором поддержка доходов;
* программы страхования и обеспечение доходов;
* выплаты при стихийных бедствиях, и т. д.
Таким образом, в мерах «зеленой корзины» заложен достаточно большой потенциал поддержки производства сельскохозяйственной продукции без какой-либо угрозы применения ответных мер. Вместе с тем, некоторые страны-члены ВТО в защите своих сельхозпроизводителей не полагаются только на «зеленую корзину». Они используют и такие меры внутренней поддержки, которые ведут к искажениям в торговле, и, следовательно, являются объектом ограничения и последовательного сокращения. Это меры «янтарной корзины».
Основные направления государственной поддержки, классифицируемые как меры «янтарной корзины», включают:
* дотации на продукцию животноводства и растениеводства,
* компенсацию затрат на приобретение материально-технических ресурсов (минеральных удобрений, средств химической защиты растений, энергоресурсов, техники и запасных частей),
* субсидирование капиталовложений производственного назначения (кроме расходов на мелиорацию),
* льготное кредитование (включая списание задолженности),
* ценовую поддержку товаропроизводителей,
* субсидирование расходов на транспортировку сельскохозяйственной продукции и т. д.
Меры «голубой корзины» — прямые платежи в рамках программ ограничения производства, осуществляемые по отдельным сельскохозяйственным угодьям, культурам и видам рогатого скота. Указанные меры не подпадают под ограничения в рамках обязательств стран- участниц Соглашения по сельскому хозяйству. Их активно применяли США и страны ЕС.