Международная торговля и теоретические подходы к классификации структуры производства в открытой экономике.
Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Мировая торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира.
Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот данной страны с зарубежными странами.
Формы международной торговли
Существует ряд показателей, характеризующих активность страны в мировой торговле:
1. Экспортная квота – отношение объема экспортируемых товаров и услуг к ВВП/ВНП.
2. Экспортный потенциал – доля продукции, которую может продать определенная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики.
3. Структура экспорта – соотношение или удельный вес экспортируемых товаров по видам и степени их переработки.
4. Структура импорта, особенно соотношение объемов ввозимого в страну сырья и готовой конечной продукции.
5. Сравнительное соотношение доли страны в мировом производстве ВВП/ВНП и ее доли в мировой торговле[1].
6. Объем экспорта в расчете на душу населения характеризует степень открытости экономики данного государства.
Основные теории:
1) Теория абсолютных преимуществ А. Смита. Абсолютное преимущество в международной торговле – способность страны производить товар с меньшими производственными затратами, чем это возможно в других странах. Экспорт тех товаров, затраты на которых ниже, чем за рубежом. Импорт – тех, издержки на которые выше. Недостаток: не рассматривается ситуация, когда у страны много преимуществ.
2) Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Когда одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров, все остальные (даже если не имеют их) получают безусловные выгоды. Страны должны специализироваться на экспорте товаров в рамках относительных преимуществ. Нет ответа на вопрос об обеспеченности факторами производства.
3) Теория сравнительной обеспеченности (наделенности) факторами производства Э. Хекшера и Б.Улина. Рассматривали помимо сравнительных и абсолютных преимуществ капитал и труд. Их мнение: страны делятся по составу и величине факторов производства; производство товаров требует значительных затрат на труд и капитал. В стране с избытком капитала он будет дешевле, а рабочая сила дороже. В этой стране должны специализироваться на товарах с высокой капиталоемкостью и низкой раб.силой.
4) Парадокс Леонтьева. Он вывел, что больше вывозятся товаров, которые имеют высокую трудоемкость, а не капиталоемкость.[2]
5) Теория жизненного цикла Р. Вернон. 5 стадий: разработка товара – объем продаж равен нулю, растущие затраты, выведение товара на рынок – высокие расходы, медленный рост объема продаж, завоевание рынка – увеличение прибыли, зрелость – замедление роста товаров, прибыль меньше или на прежнем уровне, упадок – спад объема продаж и прибыли.
6) Теория технологического разрыва. Появление технических новинок вызывает монополию развитых стран, в этом заключается их преимущество. Когда страны преодолевают разрыв деятельность дет по сравнительным преимуществам.
7) Теория предпочтения сходства С. Линдера. Товары, производимые в одной стране могут не совпадать потребностями в другой. Очевидную роль играет уровень и качество жизни.
8) Теория конкурентных преимуществ М. Портера.
М.Портер считает, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельные ее фирм, а кластеров – объединений фирм различных отраслей, причем, принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы.
Согласно теории Майкла Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы гос. управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.
Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» (или «алмаз») по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся следующие:
Конкурентный ромб по М.Портеру
К ним добавлены: случайные события (то есть те, которые руководство фирм не может контролировать) и государственная политика.
Типовые стратегии по М.Портеру.