Мыслительные (Т) и Чувствующие (F): голова или сердце
Поскольку эмоции — важная составляющая интимной жизни и сексуальных отношений, постольку различие в способах, которыми Мыслительные (Т) и Чувствующие (F) откликаются на них, становится очень значимым. Действительно, область предпочтений этих типов — одна из самых трудных для взаимопонимания, когда речь идет о сексе и интимной жизни. В силу уже отмечаемой нами ранее связи различий между Мыслительными (Т) и Чувствующими (F) с полом (мужчины в большинстве своем — первые, а женщины — вторые), мы оказываемся в плену социальных ожиданий относительно того, как мужчинам и женщинам «следует» вести себя в постели.
Как мы уже говорили в Главе 2, эмоции Мыслительных (Т) начинаются с головы и, после некоторого анализа, лишь от случая к случаю могут дойти до сердца. Чем лучше они понимают эмоции, тем свободнее и полнее они их испытывают. Иными словами, чувства следует хорошо понять, чтобы глубже прочувствовать. Это классические слова Мыслительного (Т): «Как я могу сказать тебе, что я тебя люблю, если я не понимаю, что это значит? Нам нужно сначала согласовать определения». Если дело касается Мыслительного (Т), то «отстраненная близость» перестает быть противоречием. Более того, это ключ к пониманию того, в чем смысл подобной близости.
Одна наша подруга ENTJ как-то сказала: «У меня есть еще одна ENTJ, живущая вне меня на потолке. Эта другая «я» наблюдает за всеми моими действиями, включая секс. Она всегда со мной, она делает замечания и обменивается со мной мнениями, чтобы я могла постоянно совершенствоваться во всем, что делаю». В результате, даже во время секса эта «потолочная» ENTJ наблюдает, будучи готовой «встретиться» и немедленно проанализировать ее поведение. Для нее, как и для всех Интуитивистов-Мыслительных (NT), все, что стоит делать, стоит и совершенствовать — это относится даже к самым интимным моментам жизни. Любой сексуальный опыт должен измеряться и сверяться с некоторым набором объективных критериев, дабы постоянно совершенствоваться.
Принцип Мыслительного (Т) при взаимодействии с любой стороной жизни — и особенно, ( сексуальной — сохранять концептуальную перспективу: ее значимость в жизни каждой личности Овладение такой перспективой позволяет людям этого типа наслаждаться жизнью и находить что то интересное в каждом отдельном опыте. Это дает выражение определенных эмоций, нужных в тот или иной момент. Благодаря постоянному анализу появляется возможность все полнее выражать эмоции. Если однажды Мыслительный (Т) испытывает радость, то «радость» действительно следует внести в список эмоций, требующих рассмотрения.
Но все это может происходить лишь тогда, когда человек остается отстраненным и рациональным. Чем больше контролируешь себя, тем полнее и значительнее впечатление. А по мере увеличения знания, то же происходит и с физическим актом, лежащим в основе этого знания. По крайней мере, близкие отношения, включая и секс — это вопрос умственного контроля за происходящим. Кто же посмеет оспорить такое благородное стремление к самоусовершенствованию?
Чувствующие (F), однако, могли бы немало возразить на сей счет. Прочитав вышеизложенное — особенно абзац, где речь идет о «самоконтроле» в интимные моменты, любой уважающий себя Чувствующий (F) почувствует, что шокирован и изумлен. В конце концов, разве близость — это не забвение себя в другом? Как сей глубоко эмоциональный опыт можно воспринимать как «дисциплину и контроль»?
Нет сомнений в том, что для Чувствующего (F) близость — вопрос сердечный. Такие слова как «безусловный» и «бесконечный» — заставляют его открывать рот от изумления. Интимные отношения для него — не просто опыт, в котором не может быть и речи о «дисциплине»; он убежден, что даже пытаться понять эти отношения — уже значит упустить самую их суть. Это то, что нужно чувствовать, и вы все понимаете, когда чувствуете. Не надо только пытаться разбирать, анализировать или совершенствовать их. Для Чувствующего (F) близость, сублимированная в сексуальном общении, — высшая форма самоотречения. Близость — это отказ от себя ради момента и постижение друг друга в единстве, которое как раз составляет сущность названного момента. Такие моменты нельзя воспринимать объективно, добавлять к подобным событиям условия — значит навеки все разрушить. (Даже говорить об этом как о «событии», а не о переживании, — уже риск преуменьшить его значение.)
Попытка определить, что значит быть «близким» с кем-либо, резко разделяет Мыслительных (Т) и Чувствующих (F). Для последних близость может включать доверие, отдачу, прощение, желание, помощь и обмен. Это означает двигаться к новым высотам — или глубинам — и открывать себя в другом. Это гармония гармоний, симфония сердца, тела, духа и разума, сыгранная крещендо, когда двое становятся одним. Это не поддается анализу, противится исследованию, гаснет под изучающим взором. И все это теряет смысл, если не ценить в нем того, что есть. Близость, единение, прикосновение и совместность — необходимые и неразрывные движущие силы, дающие начало интимной близости. Если она истинна, искренна и не связана условиями — она всегда будет важна, ее невозможно — и не нужно — совершенствовать. Для Чувствующего (F) выйти за пределы этого единения — подвергать его анализу, не говоря уж о попытках возможного усовершенствования— ужасная перспектива. Подобный порыв приводит к разрыву, превращается в повод для сомнений, обид, недоверия и, возможно, ощущения покинутости.
Противоречие налицо. Мыслительный (Т) не способен приписать все эти качества и переживания никакому межличностному событию. Возможно, если дать ему или ей время подумать и проанализировать это, кое-какие из упомянутых субъективных черт и удастся выявить. Но ни в коем случае все они не заслуживают такого доверия, не говоря уж о подобном накале. В худшем случае, неспособность Мыслительных (Т) «соответствовать» накалу страстей Чувствующих (F) может разлучить их, когда Мыслительный (Т) обнаружит, что тут не хватит никакого совершенствования и анализа.
Так пропасть расширяется: Чувствующий (F) начинает ощущать, как рушится близость; Мыслительный (Т) начинает думать о том, что не так, пытаясь обнаружить, чего именно не хватает и насколько это безнадежно.
Типоведение позволяет и тем и другим найти для себя место. Мыслительным (Т) важно понять, что они внесли свой вклад в не связанный условиями экстаз Чувствующего (F), и оставить все как есть;
Мыслительный (Т) не обязательно должен стремиться не отставать от партнера. Опыт уже дал ему достаточно материала для размышлений. А Чувствующему (F) следует отдавать себе отчет в том, что он дал Мыслительному (Т) пищу для анализа, что рассуждения его партнера ничего не портят, и что от Чувствующего (F) не требуется участия в этом анализе. Если обе стороны способны хоть немного пойти друг другу навстречу в понимании взаимных потребностей и наклонностей, их союз приобретет гораздо большие шансы на успех, невзирая на серьезные различия.
Если вам недостаточно этих проблем, то учтите, что здесь нужно помнить и о различиях между полами. Не забывайте, что названная пара предпочтений — единственная, сопряженная с полом. Около двух третей Мыслительных (Т) — мужчины, а около двух третей Чувствующих (F) — женщины. В результате на тех, кто оказался в меньшинстве — имеются в виду женщины-Мыслительные (Т) и мужчины-Чувствующие (F) — оказывается постоянное давление, заставляющее их вести себя вопреки собственным предпочтениям. Когда дело доходит до секса и интимной близости, это создает немало сложностей.
Например, представьте себе женщину Мыслительного типа. Если она во время секса отвлечется и углубится в объективный анализ (а это так естественно для ее натуры), то в нашем обществе ее будут порицать, ею будут возмущаться. Одна наша знакомая женщина-Мыслительный (Т) сформулировала это так: «Борьба идет постоянно. Когда половой акт закончен, то он закончен. И я хочу подумать о нем немножко и разобраться — спать или заняться чем-нибудь еще. А мои друг-Чувствующий (F) не готов остановиться. Он хочет еще обниматься, ласкать и наслаждаться отголосками удовольствия. Мне же трудно к нему в этом присоединиться. Но если я отказываюсь, он считает меня холодной, бессердечной и невнимательной. Но дело совсем не в этом. Я просто уже в другом месте, обычно — в своей голове».
Такие «мужские речи», произносимые женщиной, могут попросту лишить желаний мужчину, который не понимает происходящего. А в женщине Мыслительного типа это рождает разнообразные сомнения в себе, если только она не вооружена определенными представлениями на сей счет и конкретным пониманием того, что ей движет.
Для Мыслительных (Т) сексуальное возбуждение может быть вызвано и обсуждением, спором, соревнованием, с поражениями и победами, потому что это обсуждение является порой почти столь же захватывающим, как и сам половой акт. Вы можете себе представить, каким стрессом названное занятие может обернуться для женщины Мыслительного склада. Это неизбежно вызывает вопрос: «Что не так в моей женственности, если меня так возбуждают все эти споры и передразнивания?» Ей очень поможет осознание того, что с ней все в порядке. Это не вопрос пола а вопрос типа личности.
Мыслительным (Т) с их стремлением все рационализировать, полезно будет понять, что качества, традиционно описываемые как «мужские» и «женские» — всего лишь социальная установка. Будучи освящена временем, убедительна и, возможно, в чем-то оправданна, она не имеет ничего общего с миром женщины Мыслительного типа. Если вам хочется вести в танце, быть наверху в сексе или активно преследовать мужчину в баре, вы идете не в ногу с требованиями, предъявляемыми обществом к женщинам, но это нисколько не умаляет вашей женственности. Если вы видите, что все это приятно и важно, и ваш партнер согласен, то все остальное не имеет значения. Не забывайте, однако, что вы идете против течения.
ВСЕГО ЛИШЬ ЗА ОДИН ДЕНЬ
Временами несколько простых слов бывает достаточно, чтобы разрешить проблему.
Джек и Тереза — двое Мыслительных (Т), вот уже двадцать лет состоящие в стабильном (по их же описанию) и удовлетворяющем обоих браке. Без сомнения то были хорошие отношения, но возникли два момента, способные нанести этой паре серьезный удар. Во-первых, оба принимали друг друга как должное и не тратили времени на то, чтобы говорить друг другу приятное. Как сформулировал Джек: «Мы позволяли очевидному говорить за себя».
Второе приняло вид Истер Мей, новой помощницы Джека на работе. Она принадлежала к очень выразительному, сердечному, душа-на-распашку типу Чувствующего (F). По производственной необходимости Джек и Истер Мей проводили много времени вместе, причем последняя регулярно и с энтузиазмом делилась с Джеком своими положительными впечатлениями от его стиля работы. Нет ничего удивительного в том, что Джека это возбуждало. Он сидел у нас в офисе и болтал об Истер Мей, отрицая очевидное и требуя от нас подтверждения того, что на самом деле, якобы, ничего не происходит, что все это его фантазии, которые ни на чем не отразятся. Да, когда он описывал в своей логической манере то, как они с Терезой проводят время дома, и сравнивал это с часами, проводимыми на работе с Истер Мей, различия бросались в глаза: рабочее время давало поддержку, а дома ее не было. В офисе был флирт и возбуждение, а дома — рутина и скука.
«Я просто не могу выразить, сколько сил придает то, что она мне говорит, — признавался Джек. — Даже если все это ложь и преходяще, мне все равно приходится признать, что мне это приятно».
Было совершенно ясно, что если кто-нибудь или что-нибудь не вмешается, Джек в конце концов заведет роман. Мы спрашивали Джека: «А Тереза ничего не может сделать, чтобы возбуждать тебя так же, как Истер Мей?»
«Нет, — обычно отвечал он, — не думаю». «Хорошо, — продолжали тогда мы, — нам не известно, действительно ли Тереза не в состоянии тебя возбуждать. Скорее всего она даже не может проявить себя, потому что ты ее игнорируешь. А что если, справедливости ради, ты предоставишь Терезе шанс? Почему бы не попытаться завоевать ее снова, начав опять за ней ухаживать? Води ее на обеды, говори приятные слова, соблазняй ее. И дай ей шанс ответить на твои авансы».
Джек, без сомнения, глубоко любил Терезу. К тому же он знал, что Истер Мей, какой бы привлекательной ни была, ему не пара. Помогая Джеку и Терезе увидеть, как их рациональность и объективность привела к тому, что они стали воспринимать друг друга как должное, мы дали им возможность оценить необходимость быть более выразительными и внимательными друг к другу. Интересно, как они описали это в своем объективистском стиле, каждый из них охотно следовал за другим, разделяя его положительные соображения. Благодаря незначительной предупредительности и кое-каким прямым требованиям поделиться позитивными впечатлениями, Джек и Тереза смогли заполнить провал, который невольно сами же создали. В самое короткое время они сумели сосредоточить свои силы на совместном хобби и решили ежедневно словесно выражать свою привязанность и высокое мнение друг о друге. Они даже сумели превратить это в игру, стараясь перещеголять один другого в проявлениях внимания и привязанности к супругу. Вскоре время, проводимо® вместе, стало для них радостью.
Все вышесказанное еще более усиливается, если женщина Мыслительного типа к тому же и Сенсорный-Решающий (SJ) тип. Женщин STJ-типа ждет особая проблема, потому что они обладают предпочтениями Логика, заставляющими их быть объективными, отстраненными и рациональными, а предпочтения Сенсорного (S) и Решающего (J) требуют от них следовать разнообразным традиционным схемам поведения, предписываемым женщинам.
Семнадцатилетняя девушка-ESTJ очень ярко продемонстрировала это однажды вечером, когда мы обедали с нею и ее родными. Во время разговора она выпалила: «Я больше не хочу ходить на свидания. У меня нет никаких шансов на выигрыш».
Это заявление нас удивило, и мы попросили объяснений.
«Я обязательно проигрываю, потому что, когда мои приятель приглашает меня провести вместе вечер и спрашивает, чем я хочу заняться и куда пойти, — объясняла она, — то я, если прямо отвечаю на эти вопросы, пугаю его своим стремлением взять ответственность на себя. Кстати, когда я сама принимаю решения, мне от этого только лучше. Если же я изображаю пассивную девушку, как мне подсказывает другая моя половина, и говорю: «О, мне все равно; куда хочешь, туда и пойдем», то потом злюсь на себя весь вечер, потому что мне не все равно и лучше бы я ему это сразу сказала.
С другой стороны, — продолжала девушка, — я рискую отпугнуть его, если примусь оспаривать его выбор. В итоге мы оба сердимся. Так что уж проще сидеть дома и ни с кем не встречаться».
И это — в нежном семнадцатилетнем возрасте.
Естественно, то, что верно для женщин-Мыслительных (Т), справедливо и для мужчин-Чувствующих (F). Общество ждет от них того, что противоречит их внутренним устремлениям и личностным предпочтениям. И поэтому они тоже рискуют оказаться между двух стульев, желая подчиниться своим природным предпочтениям Чувствующего (F) — заботливости, проникновенности и благодушию — и вступая при этом в конфронтацию с социальным представлением о мужчине: отстраненном, упрямом и жестком. Как и для женщины Мыслительного типа, для мужчины-Чувствующего (F) проблема только осложняется, если он принадлежит к числу Сенсорных-Решающих (SJ). Склонность SJ к «нужному» ведет к тому, что он стремится исполнять ярко выраженные мужские роли: победителя в постели, главы дома, бесстрашного лидера. Очевидно, что это противоречит его природным склонностям. Конечно, сказанное не следует понимать в том смысле, что STJ не могут одерживать верх в постели, возглавлять дом или быть бесстрашными лидерами. Но если они посвящают подобной деятельности слишком много времени, их энергия истощается, они меньше уделяют внимания другим своим природным предпочтениям.
Мужчины-Чувствующие (F) часто пытаются совладать со своей проблемой, злоупотребляя поведением, включающим излишне грубую речь или пошлые шутки. Они могут также стремиться доказать самому себе и окружающим свою мужественность, пустившись соблазнять бесконечное число женщин — и физически и умственно.
Однако в нашем обществе сексуальной несправедливости мужчина и здесь имеет преимущество: если женщина Мыслительного типа пытается быть «суперженщиной», ее часто называют поверхностной и нереалистичной. Если же она дает волю своим личным предпочтениям, то есть риск, что ее назовут «сукой». Так что шансов выиграть у нее нет. Когда же мужчина-Чувствующий (F) ведет себя как супермен, это обычно делается под девизом «мужчина должен быть мужчиной». С другой стороны, если мужчина-Чувствующий (F) поддастся своей склонности к заботливости, его могут назвать «человеком Возрождения». В любом случае он выиграет.
Проблема мужчины-Чувствующего (F) напоминает проблему женщины Мыслительного типа и по способам решения. Первое, что должен осознать мужчина-Чувствующий (F), это факт, что «мужественность» — не просто социальные ожидания или предпочтения. Она отражает уверенность в себе в вопросах пола и способность действовать в напряженной обстановке, начиная от работы и кончая домом и постелью. Важно то, как вы и ваша супруга — или будущая супруга — ведете себя в интимной обстановке. Если вас это устраивает, то плевать вам на требования общества.
Как всегда, противоположности обладают друг для друга большой привлекательностью, это относится и к Чувствующим (F) и Мыслительным (Т). Как мы уже неоднократно повторяли, эти типы с самыми лучшими намерениями могут попасть впросак из-за отсутствия уравновешивающего влияния своей противоположности. Например, без привносимой Мыслительным (Т) объективности, Чувствующий (F) может погрязнуть в стремлении все в жизни принимать на свой счет. А Мыслительный (Т), без проникновенности Чувствующего (F), может стать настолько отстраненным, что вообще потеряет связи с жизнью.