Определение бизнес-процесса и их виды.
Понятие бизнес-процесса.
Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей. В качестве графического описания деятельности применяются блок-схемы бизнес-процессов.
Существуют три вида бизнес-процессов:
1. Управляющие — бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы. Примером управляющего процесса может служить Корпоративное управление и Стратегический менеджмент.
2. Операционные — бизнес-процессы, которые составляют основной бизнес компании и создают основной поток доходов. Примерами операционных бизнес-процессов являются Снабжение, Производство, Маркетинг и Продажи.
3. Поддерживающие — бизнес-процессы, которые обслуживают основной бизнес. Например, Бухгалтерский учет, Подбор персонала, Техническая поддержка, АХО.
Бизнес-процесс начинается со спроса потребителя и заканчивается его удовлетворением. Процессно-ориентированные организации стараются устранять барьеры и задержки, возникающие на стыке двух различных подразделений организации при выполнении одного бизнес-процесса.
Бизнес-процесс может быть декомпозирован на несколько подпроцессов, процедур и функций, которые имеют собственные атрибуты, однако также направлены на достижение цели основного бизнес-процесса. Такой анализ бизнес-процессов обычно включает в себя составление карты бизнес-процесса и его подпроцессов, разнесенных между определенными уровнями активности.
Бизнес-процессы должны быть построены таким образом, чтобы создавать стоимость и ценность для потребителей и исключать любые необязательные или вовсе лишние активности. На выходе правильно построенных бизнес-процессов увеличиваются ценность для потребителя и рентабельность (меньшая себестоимость производства товара или услуги).
Бизнес-процессы могут подвергаться различному анализу в зависимости от целей моделирования. Анализ бизнес-процессов может применяться при бизнес-моделировании, функционально-стоимостном анализе, формировании организационной структуры, реинжиниринге бизнес-процессов, автоматизации технологических процессов.
Одним из методов анализа текущей деятельности является составление модели бизнес-процесса «как есть» (англ. as is). После этого модель бизнес-процесса подвергается критическому анализу или обрабатывается специальным программным обеспечением. По результатам анализа формируется модель бизнес-процесса «как должно быть» (англ. to be) и план мероприятий по внедрению необходимых изменений.
Структура бизнес-процесса.
Структура бизнес-процесса представляет отдельные руководящие принципы, политики, и процедуры, которые компания осуществляет, чтобы улучшить и улучшить ее полные деловые операции. Большинство компаний разбивает свои отделы или подразделения на несколько процессов, чтобы улучшить технологический процесс. Это предоставляет владельцам бизнеса, директорам, менеджерам, и сотрудникам с определенными обязанностями в их задачах работы, которые непосредственно затрагивают результат каждого процесса. Структура бизнес-процесса также делает широкое применение диаграмм и графов, которые предоставляют компаниям иллюстрированную ссылку, чтобы обрисовать в общих чертах задачи процесса и операции.
Бизнес-процессы обычно подпадают под одну из трех категорий: управление, операционное, и поддержка. Управленческие процессы имеют отношение определенно к владельцам, директорам, и менеджерам, со структурой бизнес-процесса, обычно обрисовываемой в общих чертах в company s корпоративное управление. Это управление создает стандарты для company s этика, определяет миссию и видение организации, отделяет пошлины среди менеджеров и диктует приемлемое поведение и заключает договор на деловые отношения. У более крупных компаний обычно будет больше правил корпоративного управления вследствие номера директоров и менеджеров в компании.
Операционная структура бизнес-процесса предоставляет информацию на главных задачах и операциях в организации. Эти процессы могут включать заготовку, получение, складирование, производство, продажи и маркетинг. Каждый процесс должен непосредственно коснуться company s основные операции, которые обычно включают производство товаров народного потребления и услуг. У большинства компаний есть подобные операционные процессы, хотя вызвано различные имена. Структура бизнес-процесса может обрисовать в общих чертах, как каждый отдельный процесс касается других, так же как номера задач в каждом процессе. Структура бизнес-процесса часто отличается в пределах каждого процесса, так как различные операции необходимы, чтобы завершить process функции.
Процессы поддержки могут включать обслуживание, бухгалтерский учет, человеческие ресурсы, и поддержку информационной технологии. Эти процессы не обязательно увеличивают стоимость company s производственный процесс, они - вспомогательные услуги поддержать и улучшить производство. Структура бизнес-процесса может помочь компаниям разработать процедуры и руководящие принципы, чтобы улучшить отношения между основными и вторичными бизнес-процессами. Эти вспомогательные процессы также затронут больше чем один основной или вторичный бизнес-процесс. Владельцы бизнеса и менеджеры часто проводят обильное количество времени, развивающее структуру для этих процессов вследствие их всесторонних операций.
Создание структуры является не обязательно всеобъемлющим, конечным решением организационного управления. Владельцы, директора, и кормушки должны быть готовы рассмотреть и привести в исполнение политики и руководящие принципы, чтобы гарантировать, что компания остается релевантной в деловой среде и не позволяет мошенническим операциям происходить в бизнес-процессах. Выделение различного внутреннего контроля и наказаний за отказ следовать за структурой процесса может помочь организациям запретить вредное поведение сотрудниками.
Цели и задачи инжиниринга.
Инжиниринг — организационная технология, обеспечивающая выполнение ряда этапов инновационной деятельности: маркетинга, пред- проектного исследования, технико-экономического обоснования, разработки, поставки оборудования, подготовки персонала, сдачи производства под ключ, сервисного сопровождения.
Цель инжиниринга инновации — получение максимального экономического эффекта от вложения инвестиций в новый продукт и выявление перспективных направлений инвестиционной деятельности.
Задача инжиниринга инноваций — получение наилучшего экономического эффекта от вложения инвестиций в новый продукт и определение будущих перспективных направлений инновационной деятельности.
Инжиниринг инноваций имеет свои специфические особенности, которые заключаются в следующем:
§ воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте. Этот полезный эффект может иметь материальный носитель в виде документации, чертежа, планов, графиков и т.п. или не иметь такого носителя (например, обучение персонала, консультации и т.п.);
§ является объектом купли-продажи, поэтому он должен иметь не только материализованную форму в виде имущества или имущественных прав, но и коммерческую характеристику;
§ в отличие от других форм, имеет дело с воспроизводимыми услугами, т.е. услугами, стоимость которых определяется общественно необходимыми затратами времени на их производство и поэтому имеющими множество продавцов.
На практике оказание инжиниринговых услуг зачастую сочетается с продажей ноу-хау. Это ведет к смешению понятий «инжиниринговые услуги» и «обмен технологиями». В действительности инжиниринговые услуги — это способ передачи новых технологических и других знаний, а сами услуги представляют собой товар, отличный от технологии.
Стоимость инжиниринговых услуг оценивается как:
§ повременная оплата специалистов;
§ оплата фактических услуг плюс фиксированное вознаграждение;
§ процент от стоимости инновационного проекта;
§ оплата фактических услуг плюс процент прибыли от реализации инновационного проекта.
При разработке крупных инновационных проектов предприятие может привлечь к работе специалистов в области инжиниринга из других организаций на основе прямых переговоров с ними (заключение трудового контракта) или путем проведения подрядных торгов (тендеров).
Методология и принципы РБП.
Как же на практике осуществить реинжиниринг? Начать необходимо с выбора наиболее подходящей методологии описания (или моделирования) бизнес-процессов. Наиболее простыми (но подчас весьма эффективными, особенно на начальном этапе реинжиниринга) являются:
1. Блок-схема бизнес-процесса, состоящая из прямоугольников (обозначающих действия), ромбиков (обозначающих принимаемые решения) и стрелок, соединяющих эти элементы между собой и друг с другом.
2. Словесное описание бизнес-процесса, отвечающая на вопросы что, кто, где, как, зачем и почему, а также каковы затраты времени и денежных средств на принятие решений, ожидание и осуществление действий в бизнес-процессе.
К сожалению, кроме несомненных достоинств – простоты и очевидности – эта методология является недостаточно наглядной и удобной для определения эффективности реализации бизнес-процесса. Поэтому был разработан ряд более эффективных методологий, наиболее распространенными из которых являются следующие:
· Методология структурного анализа и проектирования (SASD). Эта методология основана на классической и весьма успешной методологии структурного проектирования программного обеспечения и информационных систем. Так как в разработке прикладных программ и ИС приходится постоянно иметь дело с различными информационными процессами, то неудивительно, что разработанные для этого методологии оказались вполне применимыми и для моделирования бизнес-процессов.
· Методология SADT представляет собой дальнейшее развитие методологии структурного анализа и проектирования.
· Методология IDEF. Это, пожалуй, наиболее глубоко проработанная и наиболее обширная методология, которая позволяет описывать не только бизнес-процессы, но и функциональные блоки (например, маркетинг или финансы), различные объекты в компании и действия над ними (например, весь комплекс процессов обработки и выполнения заказа клиента), а также состояние и динамику развития бизнес-единиц компании и компании в целом.
· Методология ARIS (Architecture of Integrated Information Systems), которая также является и программным продуктом для моделирования бизнес-процессов организаций. Любая организация в методологии ARIS рассматривается с четырёх точек зрения: организационной, функциональной, обрабатываемых данных и структуры бизнес-процессов. При этом каждая из этих точек зрения разделяется ещё на три подуровня: описание требований, описание спецификации, описание внедрения. Для описания бизнес-процессов предлагается использовать около 80 типов моделей, каждая из которых принадлежит тому или иному аспекту. ARIS предоставляет визуальный инструментарий для обеспечения наглядности моделей.
Задачи, которые приходится решать в ходе реинжиниринга, обычно характеризуются высокой степенью сложности и большой ответственностью. Опыт неудач первых лет развития этого направления показал, что успешный реинжиниринг не может быть осуществлен без твердой методологической основы. Приведенные выше методологии проведения реинжиниринга бизнес-процессов, разработаны ведущими консалтинговыми фирмами мира.
Общая характеристика IDEF.
ППП Design / IDEF (Фирма-разработчик: MetaSoftware (США), дистрибьютор: Весть-Метатехнология ) предназначен для проведения структурного и стоимостного анализа бизнес-процессов и относится к классу легких систем автоматизированного проектирования информационных систем ( CASE -технологий), позволяющий построить структуру логического проекта системы.
В основе ППП Design / IDEF лежит SADT - методология (структурного анализа и техники проектирования), которая дает возможность строить функциональные модели бизнес-процессов. Данная методология реализована также в ППП BPWin .
К функциональным возможностям ППП Design / IDEF относятся:
• Графическое представление функциональной структуры (технологии выполнения) бизнес-процессов на различных уровнях детализации.
• Разработка функциональной модели с указанием исполнителей операций и используемых информационных технологий и управляющих воздействий.
• Графическое представление структуры предметной области в виде информационной модели Объект-связь.
• Расчет стоимостных затрат на выполнение бизнес-процессов с возможностью экспорта расчетных данных в электронную таблицу Excel , Lotus .
• Документирование моделей предметной области в виде глоссария и составления текстовых отчетов.
• Автоматизация проектирования информационной системы, в частности определение структуры базы данных.
• Возможность экспорта функциональной модели в пакеты программ динамического имитационного моделирования, поддерживающие сети Петри.
ППП Design / IDEF состоит из трех основных компонентов:
• IDEF0 – инструмент функционального моделирования;
• IDEF1x – инструмент информационного моделирования;
• IDEF / CPN ( Workflow Analyzer ) – инструмент динамического имитационного моделирования (отдельно поставляемый программный продукт).
В дальнейшем будет рассмотрено применение инструмента функционального моделирования IDEF 0.
Понятие бизнес-процесса.
Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей. В качестве графического описания деятельности применяются блок-схемы бизнес-процессов.
Существуют три вида бизнес-процессов:
1. Управляющие — бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы. Примером управляющего процесса может служить Корпоративное управление и Стратегический менеджмент.
2. Операционные — бизнес-процессы, которые составляют основной бизнес компании и создают основной поток доходов. Примерами операционных бизнес-процессов являются Снабжение, Производство, Маркетинг и Продажи.
3. Поддерживающие — бизнес-процессы, которые обслуживают основной бизнес. Например, Бухгалтерский учет, Подбор персонала, Техническая поддержка, АХО.
Бизнес-процесс начинается со спроса потребителя и заканчивается его удовлетворением. Процессно-ориентированные организации стараются устранять барьеры и задержки, возникающие на стыке двух различных подразделений организации при выполнении одного бизнес-процесса.
Бизнес-процесс может быть декомпозирован на несколько подпроцессов, процедур и функций, которые имеют собственные атрибуты, однако также направлены на достижение цели основного бизнес-процесса. Такой анализ бизнес-процессов обычно включает в себя составление карты бизнес-процесса и его подпроцессов, разнесенных между определенными уровнями активности.
Бизнес-процессы должны быть построены таким образом, чтобы создавать стоимость и ценность для потребителей и исключать любые необязательные или вовсе лишние активности. На выходе правильно построенных бизнес-процессов увеличиваются ценность для потребителя и рентабельность (меньшая себестоимость производства товара или услуги).
Бизнес-процессы могут подвергаться различному анализу в зависимости от целей моделирования. Анализ бизнес-процессов может применяться при бизнес-моделировании, функционально-стоимостном анализе, формировании организационной структуры, реинжиниринге бизнес-процессов, автоматизации технологических процессов.
Одним из методов анализа текущей деятельности является составление модели бизнес-процесса «как есть» (англ. as is). После этого модель бизнес-процесса подвергается критическому анализу или обрабатывается специальным программным обеспечением. По результатам анализа формируется модель бизнес-процесса «как должно быть» (англ. to be) и план мероприятий по внедрению необходимых изменений.
Определение бизнес-процесса и их виды.
Бизнес-процесс - это:
- совокупность различных видов деятельности в рамках, которых на входе используется один и более видов ресурсов и в результате этой деятельности на выходе создается продукт, который представляет ценность для потребителя;
- структурирование конечное множество действий, спроектированное для производства специфического продукта для конкретного потребителя или рынка;
- любые виды деятельности в организации;
- совокупность взаимных ресурсов и деятельности, которое преобразует входящие элементы в выходящие.
Классификация бизнес-процессов представлена на рисунке 1.
Рис. 1. - Классификация бизнес-процессов
1) По выполнению роли:
Функциональные - непосредственное формирование содержания бизнес системы и выполнение его функций:
- осознание рынка и покупателей;
- развития миссии и стратегии;
- разработка продукта и услуг;
- продвижение и продажи;
- производство продукции и услуг;
- выставление счетов.
Структурные - направленные на поддержания и развития инфраструктуры бизнес-системы, обеспечивающее собственно ее существования:
- развитее и управление;
- управление информацией;
- управление финансами и физическими ресурсами;
- реализация программного управления воздействием на окружающую среду;
- управление внешними ресурсами;
- управление организационным развитием.
2) По степени влияния на добавленную стоимость:
Таблица 1. - Основные, обеспечивающие БП и процессы менеджмента
Вид процесса | Назначение | Начало и окончание процесса | Пример |
Основные (базовые) | обеспечивают выпуск продукции для внешних потребителей | 1) цепочка действий от внешнего поставщика до внешнего потребителя; 2) цепочка действий от внутреннего поставщика до внешнего потребителя. | Процесс производства |
Обеспечивающие | обеспечивают протекания двух основных процессов, посредством предоставления в нужное время и нужное количество разных видов ресурсов | 1) цепочка действий от внешнего поставщика до внутреннего потребителя; 2) цепочка действий от внутреннего поставщика до внутреннего потребителя. | - обеспечение персоналом; - поддержания оборудования в технически исправном состоянии. |
Процессы менеджмента | обеспечивают функциональную и своевременную реорганизацию объекта управления | цепочка действий от выявления несоответствия объекта управления реальной формирующейся или прогнозируемой внешней среде до приведения его в соответствие | - разработка стратегии; - создание подразделений. |
3) По границам реакции:
Внешние - процесс, имеющий вход или выход вне организации.
Внутренние - входы и выходы которые целиком находятся в рамках организации.
Структура бизнес-процесса.
Структура бизнес-процесса представляет отдельные руководящие принципы, политики, и процедуры, которые компания осуществляет, чтобы улучшить и улучшить ее полные деловые операции. Большинство компаний разбивает свои отделы или подразделения на несколько процессов, чтобы улучшить технологический процесс. Это предоставляет владельцам бизнеса, директорам, менеджерам, и сотрудникам с определенными обязанностями в их задачах работы, которые непосредственно затрагивают результат каждого процесса. Структура бизнес-процесса также делает широкое применение диаграмм и графов, которые предоставляют компаниям иллюстрированную ссылку, чтобы обрисовать в общих чертах задачи процесса и операции.
Бизнес-процессы обычно подпадают под одну из трех категорий: управление, операционное, и поддержка. Управленческие процессы имеют отношение определенно к владельцам, директорам, и менеджерам, со структурой бизнес-процесса, обычно обрисовываемой в общих чертах в company s корпоративное управление. Это управление создает стандарты для company s этика, определяет миссию и видение организации, отделяет пошлины среди менеджеров и диктует приемлемое поведение и заключает договор на деловые отношения. У более крупных компаний обычно будет больше правил корпоративного управления вследствие номера директоров и менеджеров в компании.
Операционная структура бизнес-процесса предоставляет информацию на главных задачах и операциях в организации. Эти процессы могут включать заготовку, получение, складирование, производство, продажи и маркетинг. Каждый процесс должен непосредственно коснуться company s основные операции, которые обычно включают производство товаров народного потребления и услуг. У большинства компаний есть подобные операционные процессы, хотя вызвано различные имена. Структура бизнес-процесса может обрисовать в общих чертах, как каждый отдельный процесс касается других, так же как номера задач в каждом процессе. Структура бизнес-процесса часто отличается в пределах каждого процесса, так как различные операции необходимы, чтобы завершить process функции.
Процессы поддержки могут включать обслуживание, бухгалтерский учет, человеческие ресурсы, и поддержку информационной технологии. Эти процессы не обязательно увеличивают стоимость company s производственный процесс, они - вспомогательные услуги поддержать и улучшить производство. Структура бизнес-процесса может помочь компаниям разработать процедуры и руководящие принципы, чтобы улучшить отношения между основными и вторичными бизнес-процессами. Эти вспомогательные процессы также затронут больше чем один основной или вторичный бизнес-процесс. Владельцы бизнеса и менеджеры часто проводят обильное количество времени, развивающее структуру для этих процессов вследствие их всесторонних операций.
Создание структуры является не обязательно всеобъемлющим, конечным решением организационного управления. Владельцы, директора, и кормушки должны быть готовы рассмотреть и привести в исполнение политики и руководящие принципы, чтобы гарантировать, что компания остается релевантной в деловой среде и не позволяет мошенническим операциям происходить в бизнес-процессах. Выделение различного внутреннего контроля и наказаний за отказ следовать за структурой процесса может помочь организациям запретить вредное поведение сотрудниками.