Эффективная проектная команда.
Команда проекта — группа сотрудников, непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчиненных руководителю последнего; основной элемент его структуры, так как именно команда проекта обеспечивает реализацию его замысла. Эта группа создается на период реализации проекта и после его завершения распускается.
Основными характеристиками команды являются:
» состав;
» структура;
» групповые процессы.
Состав — совокупность характеристик членов команды, важных для анализа ее как единого целого. Например, численность, возрастной, половой состав и т. д.
Структура рассматривается с точки зрения функций, выполняемых отдельными членами команды, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют структуры предпочтений, власти и коммуникаций.
К групповым процессам относятся такие показатели динамики, как процесс развития, сплочения группы, процесс группового давления, выработки решений.
Совокупность показателей, определяющих положение человека в команде, включает:
» систему групповых ожиданий;
» систему статусов и ролей членов группы.
Эффективную команду можно охарактеризовать общепринятыми критериями эффективности любой организационной структуры, однако есть специфические черты, присущие только команде. Различают эффективность с позиций профессиональной деятельности по проекту и организационно-психологического климата деятельности.
В профессиональном отношении эффективность — это, прежде всего, нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач. Высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения, активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем дополняют ее характеристику.
С позиций организационно-психологического климата эффективной можно назвать такую команду, в которой:
» неформальная атмосфера;
» задача хорошо понята и принимается;
» ее члены прислушиваются друг к другу;
» обсуждают задачи, в которых участвуют все члены;
» ее выражают как свои идеи, так и чувства;
» конфликты и разногласия присутствуют, но выражаются и центрируются вокруг идей и
методов, а не личностей;
» группа осознает, что делает, решение основывается на согласии, а не на голосовании большинства.
При соблюдении таких условий команда не только успешно выполняет свою миссию, но и удовлетворяет личные и межличностные потребности своих членов.
Непосредственный результат на выходе — реализованный проект с запланированными характеристиками как показатель командной деятельности.
Мотивы и стимулы.
Мотивация — это процесс, по стимулированию человека или группы людей к активизации деятельности по достижению целей организации.
Современные теории мотивации базируются на данных психологических исследований. Они делают упор на выявление перечня и структуры потребностей людей.
Потребности — это осознание недостатка чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности можно подразделить на первичные и вторичные.
Первичные потребности закладываются на генном уровне и имеют физиологическую природу.
Вторичные потребности возникают по мере приобретения жизненного опыта. Удовлетворить потребности можно вознаграждениями.
Вознаграждение — это все то, что человек считает для себя ценным. При этом необходимо учитывать индивидуальность человека, его личное понятие ценности. Различают внешнее и внутреннее вознаграждение.
Внешнее вознаграждение дается организацией (зарплата и прочие выплаты, оплаченное питание, личное медицинское страхование, социальные льготы, низкопроцентные кредиты, продвижения по службе и т. п.).
Внутреннее вознаграждение дает непосредственно сама работа (чувство успеха при достижении цели, чувство собственной значимости и т. п.).
Разработка системы мотиваторов применительно к специфике коллектива и сфере деятельности — один из главных резервов повышения эффективности управления. Позитивным подходом к мотивации проектной команды является:
» установление набора индивидуальных факторов мотивации, в наибольшей степени влияющих на поведение работника;
» положительный климат в команде;
» возможность полной реализации сил, раскрытия творческого потенциала, профессионального роста каждого;
» ясное определение целей в работе;
» четкие критерии для определения успеха;
» вознаграждение эффективного трудового вклада в общие результаты работы;
» одинаковые возможности при приеме на работу и служебном продвижении, зависящие от профессионализма сотрудников, результатов их деятельности, компетенции, опыта;
» условия для удовлетворения потребностей в контактах.
97.Команда и руководитель. Типы общения в процессе реализации проектов.
Руководитель - ЭТО УНИВЕРСАЛ, МОЗГОВОЙ ЦЕНТР ПРОЕКТА. ОН РЕДКО ВЛАДЕЕТ ГЛУБОКИМИ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ. ЕГО ЗАДАЧА – КОНТРОЛИРОВАТЬ РАБОТУ СПЕЦИАЛИСТОВ И СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.
РУКОВОДИТ – ГРУППОЙ СПЕЦИАЛИСТОВ;
ПОДдЕРЖИВАЕТ СВЯЗЬ – СО ВСЕМИ, КТО УЧАСТВУЕТ В ПРОЕКТЕ;
СТИМУЛИРУЕТ – ЧЛЕНОВ КОМАНДЫ, ПОДРЯДЧИКОВ И СУБПОДРЯДЧИКОВ;
ВЕДЕТ ПЕРЕГОВОРЫ – ПО ПОВОДУ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЮТ МЕЖДУ ПОТРЕБНОСТЯМИ САМОГО ПРОЕКТА И ЕГО УЧАСТНИКАМИ.
Общение в процессе реализации проектов играет важную роль. С его помощью можно обмениваться фактами, брокерской информацией, оказывать влияние и даже в некоторых случаях выражать эмоции. Общение может быть формальным и неформальным.
Формальное общение в рамках реализации проекта призвано удовлетворить потребность участников проекта информации. В этом случае оно должно быть тщательно спланировано. В процессе планирования необходимо выяснить, кто и что именно хочет узнать, когда и в какой форме нужна информация. Следует обсудить и решить такие вопросы, как срочность предоставления информации. Такое формальное общение должно касаться реализации проекта. В результате участники проекта должны получить следующую информацию:
· Что сделано с момента предоставления последнего отчета;
· Какая работа должна была быть проделана за этот период;
· Что планируется сделать в следующий период.
Участники проекта должны получить свежие данные о расходовании финансов, предусмотренных бюджетом и реально израсходованных или предусмотренных бюджетом и использованных на завершающем этапе проекта и так далее. Информация может быть представлена в виде столбиков диаграмм, S – кривых, отчетов о соблюдении графика и отклонения от нормативных затрат или отчетов о прибавочной стоимости. Формальный обмен информацией может происходить на заседаниях или для этой цели могут быть использованы магнитные носители.
Неформальное общение в рамках реализации проекта также важно, как и формальное, но часто его недооценивают и относятся к нему как к само собой разумеющемуся. Оно происходит во время бесчисленных личных бесед, телефонных разговоров и дискуссий, которыми наполнен каждый день, часто случайно, спонтанно и незапланировано. Насколько умело руководитель проекта пользуется ими, может зависеть успешное завершение проекта.
Владеть искусством общения должен каждый руководитель проекта. Если он хочет добиться положительных результатов, руководитель проекта должен уметь в устной и письменной форме выражать свои мысли четко и доходчиво, а также слушать собеседника. Эффективный обмен информацией может внести весомый вклад в успех всего проекта.
98.Виды проектного финансирования: параллельное и последовательное финансирование.