Региональная политика в Германии.
Региональная политика в Германии.
Истоки регулирования регионального развития. Предвоенный и межвоенный период:
1911 – основан Целевой союз Большого Берлина
1920 – Союз поселений Рурской угольной области
1925 – в оборот вводится термин «Raumordnung» (пример – в Силезии)
1933 – Учреждение планирования поселений
1935 – Имперское учреждение по организации территории, расцвет планировочной науки в немецких университетах
1937 – особый статус Большого Гамбурга
Истоки регулирования регионального развития. Послевоенный период:
1949 - по Основному закону ФРГ субъекты Федерации стали отвечать за организацию территории, федеральный уровень определял лишь рамочные условия
С конца 1950-х гг. – возрождение РП
С 1963 г. – доклады об организации территории федерального правительства
С конца 1960-х гг. – Gemeinschaftsaufgabe (Совместная задача)
Современные объекты РП Германии:
1. Восточные земли
2. Неконкурентоспособные предприятия восточных земель, высокая безработица, отток населения, завышенная доля отраслей по оказанию государственных услуг и строительства, филиалы западногерманских и иностранных концернов, при этом экспорт не более 30% продукции
3. Баварские районы на границе с Чехией. До 1990-х гг. – барьерная граница, после – конкуренция из-за низких трудовых издержек в Чехии
4. Старопромышленные районы Рура
5. Отсталые сельскохозяйственные районы Нижней Саксонии и Шлезвига-Гольштейна
6. Также это проблемы подъема депрессивных в недавнем прошлом старопромышленных районов (Рурский, Саарский и др.), а с 1990 г. – выравнивание уровней социально-экономического развития западных и восточных земель страны: ведь после их объединения уровень ВВП на душу населения в бывшей ГДР оказался самым низким во всем Евросоюзе (меньше 45 % от среднего по ЕС).
Наиболее крупный сдвиг в сближении восточных и западных земель по уровню их экономического развития произошел в первые годы после объединения Германии. С 1995 г. темпы роста в новых землях замедлились, тем не менее сближение старых и новых земель по уровню их экономического развития продолжилось.
Более существенно германские земли различаются по уровню безработицы. Разрыв между максимальным и минимальным значениями показателя по Германии в целом в 2013-2014 гг. составлял 3,1-3,2 раза, по западным землям – 2,9 раза, восточным землям – 1,5 раза.
Четыре этапа федерального финансового выравнивания
1) Вертикальное распределение налогов – распределение налоговых поступлений между федеральным и в целом земельными и местными (или муниципальными) бюджетами;
2) Горизонтальное распределение налогов, предусматривающее определенные правила зачисления ряда налогов в бюджеты отдельных земель;
3) Выравнивание бюджетных доходов земель – горизонтальное перераспределение доходов между «бедными» и «богатыми» землями;
4) Дополнительные гранты (отчисления) из федерального бюджета «бедным» землям.
Налоги в Германии
· Совместные налоги;
В Германии есть три так называемых совместных налога, которые делятся между бюджетами разных уровней:
Подоходный налог - доли федерации и земель составляют по 42,5% и 15% поступлений от этого налога зачисляются в местные бюджеты, зачисляется в бюджеты земель по месту жительства граждан;
Налог на корпорации (или корпоративный налог) - доли федерации и земель – по 50%, взимается по месту нахождения штаб-квартиры корпораций, а затем распределяется по землям, где корпорации фактически ведут свою деятельность ;
Налог на добавленную стоимость - пропорции распределения НДС между бюджетами разных уровней определяются исходя из равных прав федерации и земель на покрытие своих расходов, и год от года могут меняться (в 2014 г. в федеральный бюджет должно было зачисляться около 53% поступлений от НДС, в земельные бюджеты – около 45%, еще около 2% предназначалось местным бюджетам).
· Федеральные налоги; Таможенные пошлины;
Большинство акцизов (на энергию, табак и др.);
Страховой налог и др.
· Земельные налоги;
Налог на собственность;
Налог на наследство;
Большинство налогов на коммерческие операции и ещё ряд небольших по объемам поступлений налогов.
· Местные налоги.Промысловый налог (от него существуют ещё отчисления в федеральный и земельный бюджеты);
Поземельный налог;
Местные налоги на предметы потребления и др.
По итогам горизонтального перераспределения доходов порядок расположения земель по уровню их бюджетной обеспеченности должен оставаться таким же, как и до перераспределения, но масштабы различий должны сокращаться.
Эволюция РП Великобритании
1. 1934 – Special Areas Development Act.
2. 1950-60-е гг. – политика разгрузки крупнейших агломераций + проблемы субурбанизации (процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов, в результате чего происходит формирование городских агломераций. С. обычно характеризуется более высокими темпами роста населения пригородов по сравнению с городами-центрами агломераций).
3. «Зоны развития» (из «районов упадка») – развивающиеся районы (беспроцентные займы и гранты).
4. 1970-е гг. - + «промежуточные районы».
5. Тэтчеризм => снижение расходов на РП.
6. 2003 – Современная РП Великобритании,
2004 – Решение о деволюции: ответ на вызов регионального развития.
С конца 1990-х годов Великобритания стала региональным государством (государством-автономией), где отдельные регионы получили полномочия в различных объёмах на внутреннее самоуправление, включая издание законов в пределах компетенции, но эта автономия может быть приостановлена на неопределенный период времени из-за чрезвычайных ситуаций. Объём и перечень полномочий определялся для каждого региона индивидуально путём:
референдума;
принятием частного закона Парламентом Великобритании[2].
Так автономный статус реформой 1998 года предоставлен в виде политической автономии Шотландии (Шотландский парламент получил право изменять ставки налогов и принимать внутренние законы по вопросам внутренней политики[3]), Северной Ирландии (получила некоторую законодательную власть, но не право изменять налоги[3]); в виде права издания региональным представительным органом подзаконных актов (постановлений) во исполнение актов Британского парламента — Уэльсу. При этом Англия осталась регионом, лишённым автономии, так как его интересы защищаются большинством представителей в Британском парламенте[2].
2006 – Соединенное Королевство и структурные фонды ЕС.
Шотландия
Поощрение эффективного производства и конкурентоспособности, привлечение внутренних капиталовложений и поощрение экспорта, финансовая поддержка предприятий, улучшение состояния ОС, увеличение числа рабочих мест
Уэльс
Поощрение эффективного производства и конкурентоспособности, улучшение состояния ОС, внедрение новых технологий
Северная Ирландия
Привлечение иностранных инвестиций, поощрение малого и среднего бизнеса, повышение квалификации управленческого персонала
Англия
Поощрение эффективного производства и конкурентоспособности, привлечение инвестиций, увеличение числа рабочих мест, повышение квалификации кадров
Объекты РП Италии
Юг Италии !!!
Промышленные округа
35% населения, но ¼ ВВП, 1/10 экспорта; плохая инфраструктура; хроническая социальная и бытовая неустроенность…
Экономическая и социальная отсталость сложилась как результат объединения областей, стоявших на разных ступенях общественного развития:
Неополитанское королевство – полуфеодальное, со слабо развитой инфраструктурой, немногочисленными очагами интенсивного земледелия, зачаточной промышленностью, традиционалистское общество
=> подчиненное положение юга, консервация системы социальных отношений юга, использование демографических и иных ресурсов юга
Промышленные округа
Северная и центральная части страны
«Адриатическая модель» индустриализации – институциональная среда, «диффузный» тип
1996 год – выделено 199 ПО, 2005 год – 156
Региональная политика – создание институциональных условий для повышения конкурентоспособности района
«-» Процесс размывания изначальной модели ПО
Эволюция РП Италии
1 этап (1950-1992). Деятельность финансового инструмента «Касса Юга» - преиндустриализация, индустриализация – создание очагов промышленности – Таранто, НПЗ в Джеле, Сиракузах и Бриндизи, ассистенциализм
2 этап (с середины 1990-х гг.). Инвестиционная политика, реформы бюджетного перераспределения
Региональная политика в Германии.
Истоки регулирования регионального развития. Предвоенный и межвоенный период:
1911 – основан Целевой союз Большого Берлина
1920 – Союз поселений Рурской угольной области
1925 – в оборот вводится термин «Raumordnung» (пример – в Силезии)
1933 – Учреждение планирования поселений
1935 – Имперское учреждение по организации территории, расцвет планировочной науки в немецких университетах
1937 – особый статус Большого Гамбурга
Истоки регулирования регионального развития. Послевоенный период:
1949 - по Основному закону ФРГ субъекты Федерации стали отвечать за организацию территории, федеральный уровень определял лишь рамочные условия
С конца 1950-х гг. – возрождение РП
С 1963 г. – доклады об организации территории федерального правительства
С конца 1960-х гг. – Gemeinschaftsaufgabe (Совместная задача)
Современные объекты РП Германии:
1. Восточные земли
2. Неконкурентоспособные предприятия восточных земель, высокая безработица, отток населения, завышенная доля отраслей по оказанию государственных услуг и строительства, филиалы западногерманских и иностранных концернов, при этом экспорт не более 30% продукции
3. Баварские районы на границе с Чехией. До 1990-х гг. – барьерная граница, после – конкуренция из-за низких трудовых издержек в Чехии
4. Старопромышленные районы Рура
5. Отсталые сельскохозяйственные районы Нижней Саксонии и Шлезвига-Гольштейна
6. Также это проблемы подъема депрессивных в недавнем прошлом старопромышленных районов (Рурский, Саарский и др.), а с 1990 г. – выравнивание уровней социально-экономического развития западных и восточных земель страны: ведь после их объединения уровень ВВП на душу населения в бывшей ГДР оказался самым низким во всем Евросоюзе (меньше 45 % от среднего по ЕС).
Наиболее крупный сдвиг в сближении восточных и западных земель по уровню их экономического развития произошел в первые годы после объединения Германии. С 1995 г. темпы роста в новых землях замедлились, тем не менее сближение старых и новых земель по уровню их экономического развития продолжилось.
Более существенно германские земли различаются по уровню безработицы. Разрыв между максимальным и минимальным значениями показателя по Германии в целом в 2013-2014 гг. составлял 3,1-3,2 раза, по западным землям – 2,9 раза, восточным землям – 1,5 раза.
Четыре этапа федерального финансового выравнивания
1) Вертикальное распределение налогов – распределение налоговых поступлений между федеральным и в целом земельными и местными (или муниципальными) бюджетами;
2) Горизонтальное распределение налогов, предусматривающее определенные правила зачисления ряда налогов в бюджеты отдельных земель;
3) Выравнивание бюджетных доходов земель – горизонтальное перераспределение доходов между «бедными» и «богатыми» землями;
4) Дополнительные гранты (отчисления) из федерального бюджета «бедным» землям.
Налоги в Германии
· Совместные налоги;
В Германии есть три так называемых совместных налога, которые делятся между бюджетами разных уровней:
Подоходный налог - доли федерации и земель составляют по 42,5% и 15% поступлений от этого налога зачисляются в местные бюджеты, зачисляется в бюджеты земель по месту жительства граждан;
Налог на корпорации (или корпоративный налог) - доли федерации и земель – по 50%, взимается по месту нахождения штаб-квартиры корпораций, а затем распределяется по землям, где корпорации фактически ведут свою деятельность ;
Налог на добавленную стоимость - пропорции распределения НДС между бюджетами разных уровней определяются исходя из равных прав федерации и земель на покрытие своих расходов, и год от года могут меняться (в 2014 г. в федеральный бюджет должно было зачисляться около 53% поступлений от НДС, в земельные бюджеты – около 45%, еще около 2% предназначалось местным бюджетам).
· Федеральные налоги; Таможенные пошлины;
Большинство акцизов (на энергию, табак и др.);
Страховой налог и др.
· Земельные налоги;
Налог на собственность;
Налог на наследство;
Большинство налогов на коммерческие операции и ещё ряд небольших по объемам поступлений налогов.
· Местные налоги.Промысловый налог (от него существуют ещё отчисления в федеральный и земельный бюджеты);
Поземельный налог;
Местные налоги на предметы потребления и др.
По итогам горизонтального перераспределения доходов порядок расположения земель по уровню их бюджетной обеспеченности должен оставаться таким же, как и до перераспределения, но масштабы различий должны сокращаться.