Раскрытие информации об учетной политике
В разделе, посвященном основным положениям учетной политики, организация обязана раскрывать:
(i) базовые оценки, используемые в финансовой отчетности;
(ii) прочие положения политики, которые способствуют лучшему пониманию финансовой отчетности.
Пользователей следует информировать о базовых оценках (первоначальная стоимость, текущая стоимость, чистая цена продажи, справедливая стоимость или возмещаемая величина), так как оценочная база составления финансовой отчетности влияет на результаты их анализа (см. учебное пособие «Основы составления и представления финансовой отчетности»).
Когда в финансовой отчетности используется не одна базовая оценка, например в случае переоценки определенных классов активов, то достаточно указать категории активов (или обязательств), для оценки которых применяется соответствующая база.
При принятии решения о целесообразности раскрытия информации о конкретном аспекте учетной политики руководство учитывает полезность такого раскрытия с точки зрения объяснения влияния хозяйственных операций на финансовый результат и финансовое положение организации.
Раскрытие специфики учетной политики особенно важно, когда она определяется выбором из альтернативных вариантов, допускаемых МСФО.
Примером может служить раскрытие информации о методе отражения доли совместно контролируемой компании – пропорциональной консолидации или долевом методе (см. МСФО (IAS) 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности»).
Некоторыми МСФО устанавливаются специальные требования по раскрытию информации о конкретных аспектах учетной политики, в том числе о выборе между различными допустимыми альтернативными методами учета, который делает руководство.
ПРИМЕРЫ – Раскрытие информации о выборе руководства
МСФО (IAS) 16 требует раскрытия информации о базовой оценке различных классов основных средств.
МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам» требует раскрытия информации о том, включались ли затраты по займам в расходы отчетного периода или капитализировались в составе затрат по квалифицируемым активам.
Организации следует принимать во внимание характер своей деятельности и представлять в отчетности те положения учетной политики, разъяснения которых ожидали бы пользователи от организации данного вида.
ПРИМЕР – Налоги
Организация, прибыль которой облагается налогом, раскрывает информацию о своей политике по учету налогов на прибыль, в том числе в отношении обязательств (и активов) по отложенным налогам.
ПРИМЕР – Зарубежная деятельность и иностранная валюта
Когда организация ведет зарубежную деятельность или операции в иностранной валюте, то от нее ожидают раскрытия информации о методах признания прибыли (и убытков) по курсовым разницам.
ПРИМЕР – Консолидированные отчёты
В случае объединения предприятий, необходимо раскрывать учетную политику, используемую для оценки гудвила, а также политику в отношении интересов меньшинства.
Выбор учетной политики может быть значимым в силу особенностей деятельности организации, даже если числовые отчетные показатели за текущий и предыдущие отчетные периоды не являются существенными.
Организация обязана в разделе, посвященном основным положениям учетной политики, или в других примечаниях раскрывать логику профессионального суждения руководства по формированию положений учетной политики, которые оказали наиболее значительное влияние на показатели финансовой отчетности (за исключением тех соображений, исходя из которых рассчитывались учетные оценки).
ПРИМЕР – учетная оценка – гарантийные резервы
Вы начали производство нового изделия. В целях выполнения гарантийных обязательств по претензиям клиентов вы создаете гарантийный резерв, но при этом для оценки величины резерва вам приходится исходить из фактического количества предъявленных претензий по другим видам изделий. Такая ситуация является примером учетной оценки.
В процессе формирования учетной политики руководство выносит профессиональные суждения по различным вопросам (помимо учетных оценок), которые могут серьезно повлиять на показатели, отраженные в финансовой отчетности. Например, руководство выносит профессиональные суждения при определении:
(i) отнесения финансовых активов к классу инвестиций, удерживаемых до погашения;
(ii) момента, когда все существенные риски (и выгоды), связанные с собственностью на финансовые и арендные активы, в основном перекладываются на другие организации;
(iii) являются ли некоторые сделки купли-продажи товаров, по сути, вариантами финансирования, которое, естественно, не создает выручки;
(iv) являются ли взаимоотношения между организацией и специальным целевым фондом, по сути, свидетельством того, что указанный специальный целевой фонд контролируется организацией.
В редких случаях организация владеет большинством акций дочернего предприятия, но не контролирует его, и, таким образом, консолидации не происходит. МСФО (IAS) 27 требует от организации разъяснения причин, по которым собственники организации не устанавливают контроль над инвестируемой компанией, т.е. не дочерней (даже если более половины голосов или потенциального права участия в голосовании принадлежит им прямо или косвенно через дочерние компании).
В соответствии с МСФО (IAS) 40 в тех случаях, когда классификация объектов недвижимости достаточно сложна, следует раскрыть критерии разграничения инвестиционной собственности, объектов недвижимости, используемых для собственных нужд, а также недвижимости, предназначенной для продажи при обычном ходе бизнеса.