Санация инвестиционного потенциала предприятия
Инвестиционный потенциал предприятия — это все потенциальные возможности финансирования антикризисной программы. Приступая к проведению санации, менеджер должен проанализировать явные и неявные источники ее финансирования, включая самые невероятные и труднодоступные, составить их структуру, проранжировав по стоимости финансовых ресурсов, условиям предоставления, возможным последствиям, приоритетности использования. Перечень источников следует сделать максимально альтернативным, чтобы избежать риска устранения одного основного инвестора.
Источники инвестиций для предприятия условно можно разделить на внутренние и внешние (рис. 16.2).
К внутренним источникам обычно относятся накопленная прибыль, амортизационные отчисления, средства резервных и иных фондов, которые на убыточном предприятии крайне незначительны, или отсутствуют вовсе. Поэтому на рис. 16.2 они не указаны, а представлены те источники, которые оперативно могут быть задействованы на предприятии за счет мобилизации собственных производственных, организационных и интеллектуальных возможностей.
Поэтому менеджер в первую очередь должен проанализировать следующие возможности получения денежных средств:
1) реализация или сдача в аренду неиспользуемых помещений, оборудования и других материальных активов.
2) совершенствование работы с дебиторской задолженностью, в том числе использование такой эффективной финансовой операции, как факторинг — переуступки прав банку (кредитному учреждению, хозяйствующему субъекту) на взыскание долгов.
3) организация вексельных программ. Выпуск векселей позволяет предприятию привлечь ресурсы разной срочности, стоимость которых может быть существенно ниже ставок денежного кредитования, предлагаемых банками.
4) реализация интеллектуальной собственности и нематериальных активов с помощью франчайзинга — соглашения с другим предприятием о продаже ему торговой марки (товарный франчайзинг), технологии (производственный франчайзинг), лицензии на право открытия магазинов, киосков и т.п. (деловой франчайзинг). Через франчайзинг фирма-франчайзер получает возможность быстрого роста своего бизнеса без использования кредитов. Франчайзинг позволяет предприятию больше контролировать условия реализации своей продукции;
5) оптимизация налогообложения — процесс нахождения наилучшего варианта уплаты налогов из всех возможных по критерию максимального снижения налогового бремени на предприятие.
6) реализация непрофильных услуг: обучение, юридические услуги, консалтинг, изготовление технологической оснастки, ремонт бытовой техники и т.д.
Изучив все внутренние резервы финансирования и по возможности реструктурировав их, антикризисный управляющий может обратиться к внешним инвестиционным источникам, к которым относятся:
1) прямое кредитование партнером по бизнесу.
2) банковский кредит — наиболее распространенный способ привлечения компанией дополнительного капитала.
3) бюджетное кредитование, т.е. субсидирование предприятий за счет средств государственного или регионального бюджета.
4) лизинг технологического оборудования длительного срока службы. Обычно лизинговыми операциями занимаются специализированные посреднические фирмы, в том числе созданные при крупных коммерческих банках.
5) эмиссия ценных бумаг (выпуск акций, облигаций). В развитых странах эмиссия ценных бумаг позволяет предприятию аккумулировать более 50% инвестиционных ресурсов. В России вероятность привлечения данного источника инвестиций крайне мала вследствие недостаточного развития фондового рынка, трудности размещения ценных бумаг, значительной недокапитализации эмитентов.
6) иностранные инвестиции. Для иностранного инвестора представляют интерес в основном добывающая и пищевая отрасли промышленности, а препятствием являются изменчивость нормативно-правовой базы, низкая деловая культура, неэффективный менеджмент, непрозрачность финансов, низкое качество продукции. Иностранный инвестор обычно требует участия в капитале компании.