Тема 7.Оценка финансового состояния корпорации
Финансовое состояние предприятия — это движение денежных потоков, обслуживающих производство и реализацию его продукции.
Суть финансового анализа — в оценке и прогнозировании финансового состояния предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности.
Основные задачи финансового анализа:
1) оценка финансового состояния предприятия;
2) определение влияния факторов на выявленные отклонения по показателям;
3) прогнозирование финансового состояния предприятия;
4) обоснование и подготовка управленческих решений по улучшению финансового состояния предприятия.
Различают внутренний и внешний финансовый анализ.
Внутренний финансовый анализ осуществляется работниками предприятия. Внешний финансовый анализ (аудит) определяется интересами сторонних пользователей и проводится по публикуемым данным финансовой отчетности.
Анализ финансовой устойчивости. Анализ финансовой устойчивости сводится к расчету финансовых коэффициентов.
Для характеристики источников формирования запасов и затрат используются несколько показателей, которые оценивают различные источники:
1) наличие собственных оборотных средств.
2) наличие собственных долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат, или функциональный капитал .
3) общая величина основных источников формирования запасов и затрат.
Анализ ликвидности. Ликвидность баланса следует отличать от ликвидности активов. В зависимости от степени ликвидности, активы предприятия разделяются на группы:
1) наиболее ликвидные активы, к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения;
2) быстро реализуемые активы: дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 мес.;
3) медленно реализуемые активы, включающие запасы, НДС, дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. после отчетной даты, и прочие оборотные активы;
4) трудно реализуемые активы: внеоборотные активы.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование, во-первых, изменений каждого показателя за текущий анализируемый период; во-вторых, исследование структуры соответствующих показателей и их изменений; в-третьих, изучение хотя бы в самом обобщенном виде динамики изменений показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов.
Анализ рентабельности. Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными ил и потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) R3 исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп), ил и чистой прибыл и от основной деятельности (ЧП), ил и суммы чистого денежного потока (ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции(3рп).
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, и может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции.
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением брутто-прибыли или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (КL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.