Цели, задачи, законодательство и направления региональной политики.
Государственная региональная политика – это система законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью наиболее рационального размещения производительных сил и системы расселения, а также выравнивания уровня жизни населения. Главная цель региональной политики России заключается в обеспечении сбалансированного социально-экономического развития ее субъектов, выравнивании территориальных диспропорций в уровне социально-экономического развития и качестве жизни населения регионов. Государственная региональная политика меняется в зависимости от исторических этапов развития государства, степени самостоятельности регионов и федеральных приоритетов.
Государственная региональная политика должна:
− обеспечивать интеграцию регионов в глобальный рынок;
− способствовать ускоренному социально-экономическому развитию страны за счет оптимизации распределения производительных сил по ее территории;
− обеспечивать целостность государства (тесное взаимодействие регионов), открывающую доступ всех территорий и их населения к источникам социально-экономического роста;
− содействовать повышению конкурентоспособности регионального производства.
К задачам государственной региональной политики относятся:
− формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории РФ с учетом интересов и приоритетов регионального развития;
− создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона;
− создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах России.
Объектами государственной региональной политики являются отдельные регионы РФ, в отношении которых осуществляется государственная региональная политика.
Региональная политика основывается на положениях Конституции РФ, федерального законодательства, законодательств субъектов РФ и осуществляется в первую очередь федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ.
Законодательная база региональной политики включает в себя:
1) Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации";
2) Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", регулирующий отношения властей разных уровней и закрепляющий принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов;
3) Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Налоговый, Бюджетный (БК РФ), Таможенный и Земельный кодексы РФ. В настоящее время подготовлен проект Федерального закона "Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации".
Современный этап развития России в значительной степени зависит от преобразований, осуществляемых на уровне регионов. Вызовы предстоящего десятилетия выдвигают новые требования и к государственной региональной политике. В соответствии с "Основными направлениями деятельности правительства на период до 2018 года" определены пять основных направлений, по которым должно осуществляться формирование новой политики сбалансированного регионального развития.
1. Устойчивый экономический рост. Усиление роли конкуренции территорий как стимула экономического роста; развитие механизмов региональной кластерной политики, направленной на реализацию конкурентных преимуществ регионов; определение зон опережающего экономического роста для каждого субъекта РФ с выделением перспективных экономических специализаций как основы для образования территориально-производственных кластеров, предусмотрев увязку указанных программ и отраслевых стратегий с формируемыми приоритетными технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров; повышение качества человеческого и социального капитала, включая проблемы трудовой и образовательной миграции, расселения, социальной стратификации, координацию усилий в сфере образования, здравоохранения, спорта и культурной политики.
2. Оптимизация пространственно-территориального развития. Формирование системы пространственного развития страны, адекватной существующей геополитической и социально-экономической ситуации; усиление государственного управления пространственным развитием, создание условий для укрепления урбанизированного каркаса территории и развития агломераций; переход к полицентрическому развитию регионов; совершенствование системы управления региональным развитием, включая новые требования к разработке стратегий социально-экономического развития и документов территориального планирования; увязка документов стратегического и территориального планирования, целевых программ развития территорий; концентрация объектов федеральной инфраструктуры в рамках основной полосы расселения, прекращение масштабных федеральных проектов на малонаселенных территориях; свертывание обитаемого и экономического пространства на территориях интенсивной депопуляции и деградации человеческого капитала (с учетом особенностей отдельных регионов); развитие транспортной инфраструктуры в части повышения транспортной доступности и увеличения связности между регионами европейской и азиатской частями страны, преодоление транспортной разобщенности периферийных регионов страны, развитие системы высокоскоростного железнодорожного сообщения.
3. Повышение качества регионального управления. Сокращение федерального воздействия на деятельность региональных властей и развитие автономии каждого из уровней управления, включая финансовую; разграничение полномочий между всеми уровнями власти; расширение полномочий регионов по самостоятельному определению целей развития и механизмов их достижения; координация деятельности региональных и муниципальных властей; совершенствование системы оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ и расширение их ответственности перед населением; разработка эффективно функционирующих организационно-правовых механизмов реализации стратегий социально-экономического развития, обеспечивающих проведение мониторинга хода реализации стратегий, выполнение утвержденных индикаторов и контрольных показателей.
4. Повышение бюджетной обеспеченности регионов и укрепление их доходной базы. Совершенствование инструментов финансовой поддержки регионов; существенное упрощение системы регулирования в целом, и межбюджетных отношений в частности; урегулирование процедурных моментов внесения изменений в законодательство по вопросам федеративных отношений, предусматривающих учет мнения субнациональных властей в данном процессе.
5. Содействие созданию новых центров социально-экономического развития ("полюсов роста") в регионах. Государственная поддержка реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, направленных на активизацию социально-экономического развития, преимущественно в инновационной сфере обрабатывающей промышленности, а также внедрение высокотехнологичных способов производства с акцентом на регионы, имеющие особо важное геополитическое значение для страны, в том числе Калининградскую область, юг России, регионы Дальнего Востока и Забайкалья; дальнейшая организация особых экономических зон различного типа, главным образом зон свободной торговли; реализация социальной политики, направленной на сохранение традиционного уклада жизни и занятости коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; поддержка проектов-драйверов.