Отечественный опыт формирования кластеров.
По мнению Майкла Портера, основоположника теории кластеров и кластерного развития, «кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики».
В Россию кластерный подход в экономике, как метод регионального развития пришел с опозданием от зарубежного опыта на 20-30 лет. Эволюция рыночной модели (идеи) региональной политики прошла в своем развитии три методологических периода:
1) неотложная помощь кризисным регионам (с конца 1920-х по 1940-е годы);
2) межрегиональное перераспределение экономического роста территорий с ориентацией на сбалансированное региональное развитие, создание полюсов роста (1950-1970-е годы);
3) развитие регионов (с середины 1970-х до конца 1980-х годов), опирающееся на неоклассические и технологические теории и ориентированное на максимальное использование внутреннего, в основном природно-ресурсного, потенциала каждого региона, поддержку малого и среднего бизнеса.
Проблема формирования и развития кластеров в регионах России продолжает оставаться очень актуальной вследствие обострения следующих проблем территориального развития, возникших в период с 90-х гг. XX столетия по настоящее время:
− низкий уровень конкурентоспособности России, не соответствующий ее экономическому потенциалу (по оценкам Всемирного экономического форума, в 2000-2011 гг. Россия в рейтинге конкурентоспособности находится в седьмом десятке стран мира; наметилась тенденция к снижению конкурентных позиций страны);
− низкая адаптивность региональных социально-экономических систем России к влиянию глобальных финансово-экономических кризисов (по официальным данным, объём ВВП РФ в кризисном 2009 г. относительно 2008 г. сократился на 7,4% – одно из самых значительных падений показателя в мире);
− недостаточно высокий уровень взаимодействия между предприятиями, научными и образовательными учреждениями регионов, некогда образовывавших территориально-производственные комплексы, негативно сказывается на связанности экономического пространства, что препятствует повышению конкурентоспособности России как на микро-, так и на макроуровнях;
− регионы-лидеры слабо влияют на развитие сопредельных территорий и др.
Для формирования региональных и межрегиональных кластеров особое значение имеют технопарки, способствующие развитию малого и среднего инновационного бизнеса, появлению новых производств, укреплению технологической базы и созданию инновационной системы во всех регионах, а не только в тех, где накопленный в советские годы научный потенциал позволяет создать наукоград или ОЭЗ.
Наукоградом в Российской Федерации признано считать муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. На территории наукограда возможно создание технопарков. Таким примером является наукоград «Сколково», «Дубна»
Технопарк представляет собой имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана.
Согласно международной статистике лишь 25% технопарков являются коммерчески успешными и не более 40% реализуемых в них проектов приносят доход.
Начальной формой кластеров, является модель «особых экономических зон», для территории в той или иной степени с необходимой для этого инфраструктурой. В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ», особые экономические зоны − это не территория в политическом или географическом смысле, а часть экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности.
В Российской Федерации существуют особые экономические зоны четырех типов. Это промышленные зоны: «Алабуга», «Титановая долина», «Тольятти», «Липецк»; инновационные зоны: «Томск», «Дубна», «Санкт-Петербург», «Зеленоград»; туристские в Алтае, на Кавказе, в Краснодарском и Ставропольском крае, Бурятии, Иркутской области и Приморском крае; и четвертый вид − портовые зоны.
Для резидентов особых экономических зон в предусмотрен ряд налоговых льгот, утвержденных действующим законодательством. Наиболее востребованным направлением использования средств субсидии является инфраструктура.
Начиная с 2000 г. в ряде регионов России формируются кластерные инициативы. Разрабатываются пилотные проекты по созданию кластеров на примере Нижнекамского нефтехимического кластера, кластера Нижнего Приангарья, автомобильного кластера в Поволжье, Санкт-Петербургского морского кластера, Ивановского текстильного кластера, кластера переработки титана «Титановая долина» в Свердловской области, прототипа инновационного кластера «Сколково» и др. Однако в России не проводится системной кластерной политики. Проект концепции развития кластерной политики РФ, разработанный еще в 2007 г., так и остается проектом.
В целях повышения уровня конкурентоспособности страны необходимы экономические перемены, которые способны в среднесрочной перспективе значительно повысить качество жизни населения. Одним из направлений повышения конкурентоспособности страны может стать реализация кластерной политики.
По оценке международных специалистов, в России функционируют всего 8 кластеров, что не соответствует имеющемуся кластерному потенциалу.
Это свидетельствует о том, что в стране формируется недостаточное количество кластеров, отвечающих требованиям кластерной теории. Проблема заключается в том, что кластерная форма организации основывается на принципиально иной системе взаимосвязей предприятий, чем те, которые имеются в настоящее время в российской практике. Особенно это касается специфики отдельных отраслей и территорий.
Ключевыми направлениями государственной поддержки для реализации кластерных инициатив на ближайшее время станут предоставление регионам субсидий, распространение на территории базирования инновационных территориальных кластеров отдельных налоговых льгот, корректировка федеральных целевых программ, направленных на развития инновационных кластеров.