Глава 23. Что мешает успешному бизнесу
Рассмотрим ряд причин, по которым, как показывает практика, у бизнеса мало шансов на успех.
Отговорки. Чрезмерная склонность к оправданиям, отговоркам и обману в бизнесе всегда заканчивается проблемами.
Если бы не наши отговорки,
Мы б давно уже раскрыли шторки
И впустили в жизнь лучи успеха.
Отговорки этому помеха!
Работая многие годы с сотнями сотрудников, я наслушался стольких отговорок, что мог бы написать книгу, целиком посвященную только им. Сколько бедным людям приходится тратить энергии и времени, чтобы придумать оправдание, почему у них что‑то не получается. Вот основные из оправдательных отговорок:
Никто ничего не хочет.
У меня не получается.
Ни у кого нет денег.
Это все из‑за кризиса.
Праздники.
Сейчас же лето, никого нет.
На улице жара.
Все на дачах.
Не хватает времени.
Я болел.
Дети болели.
День рождения (у всех друзей и родственников).
Родственники приехали в гости.
Хотел, но не смог.
Людям ничего не надо.
Пробовал звонить – не получается.
Я пробовал.
Делала все, как ты говоришь, люди все равно не соглашаются.
Машина в ремонте.
Сейчас грипп, лучше дома сидеть.
Дурацкая погода.
Дети на каникулах.
У меня давление.
Закопалась в бумагах.
Я‑то хочу, другие не хотят.
Я провел достаточно презентаций.
Меня никто не любит.
Слушать не хотят.
Я не могу уговаривать.
Клиенты сказали, что они подумают.
Думают.
Я звонил – никто не берет трубку.
У людей сплошные проблемы.
Люди попадаются несерьезные.
Клиенты все без денег попадаются.
Что я могу поделать, время такое.
Я здесь ни при чем, как учили, так и работаю.
Сделал все, что смог.
Тише едешь – дальше будешь.
Москва не сразу строилась.
Нет денег на бензин.
Сейчас пока тяжело.
Какой семинар, у меня на хлеб денег нет?
Сколько ни учись, все равно не поможет.
Я так не могу, я должен сначала все выучить.
Вот куплю ноутбук, тогда и к клиентам можно идти.
Все в отпусках.
Долбаный кризис.
У наших людей другой менталитет.
Наши ничего не хотят.
Сейчас не время.
Позже.
Я женщина, легко вам говорить.
Я привыкла, чтобы люди шли ко мне.
Я сейчас неважно выгляжу.
Закончу диету – пойду работать.
Вот дети вырастут, тогда…
Конечно, некоторым везет, если бы моя жена меня так понимала…
Если бы мой муж мне помогал…
Муж в запое был.
Если бы мой менеджер за меня продавал…
Пусть кто‑нибудь хотя бы встречи мне организует, я поеду.
Если бы все было так легко.
Всех денег все равно не заработаешь.
Мне не везет.
Герпес выскочил.
Не хватает мотивации.
Мне нужен мотивационный пинок.
Если бы у нас в фирме все было правильно организовано…
Начну тогда, когда научусь.
Если бы я захотел, я бы тоже смог.
У меня депрессия.
Я же на трех работах работаю.
Я не успеваю.
Не мог дозвониться.
Начали ремонт.
Никак не закончим ремонт.
Переезжали.
Помогали детям (другим родственникам) переезжать.
У меня же еще и огород.
Трудно дается.
У меня собачка заболела.
Я же стараюсь.
Оформляю документы.
Пока изучаю теорию.
Я не одна такая.
Я вырабатываю свою систему.
Я в понедельник не работаю.
У меня в гороскопе на эту неделю труба.
До конца месяца еще далеко.
Решал личные проблемы.
Мне надо было уехать.
Грибной сезон.
Отмечали новоселье.
Я думаю со следующего месяца начать.
Я пробую.
Я стараюсь.
Я учусь.
Никто мне не помогает.
Никому нет дела до меня.
А вот разговор менеджера со своим подшефным:
– Как прошел месяц?
– Я ездил.
– Ну и что?
– Пока посылают.
Ну как, дорогой читатель, уже хочется повеситься? Самое интересное, что это не разовый случай, а постоянно повторяющиеся оправдания.
И это еще далеко не все. Оправдываясь, человек перекладывает свою вину на других. Виноватыми бывают все кто угодно: фирма, тренер, менеджер, спонсор, система, кризис, родители, школа, учителя, политики, государство, улица, обстоятельства, болезнь, муж, жена, погода, праздники и т. д. Все, только не он.
Интересно, оправдываясь можно стать богаче? Я думаю, нет. Представляешь, и эти люди, находя постоянные отговорки, часто обманывая, причем в первую очередь себя, хотят быть успешными? Да это же настоящая утопия. Некоторые даже не утруждаются запомнить, какие отговорки они уже использовали в прошлом месяце, или считают, что у менеджера много сотрудников и он не вспомнит, кто и что говорил три месяца назад.
Это заблуждение. Конечно, менеджер сделает вид, что он не помнит, но в душе причислит такого работника к несерьезным и склонным к обману людям. Если уж нет результата, лучше честно признать свою вину и не терять лицо, сочиняя оправдания.
Важно еще и понимать, что, оправдываясь, люди забывают о том, что таким образом программируют себя на полное отсутствие успеха. Вместо того чтобы искать возможности, они находят миллионы причин и объяснений, почему в данный момент безуспешны.
В таких случаях я всегда говорю: «Если тебе хочется порассказывать басни на тему, почему ты не смог, подойди к зеркалу и попробуй все, что ты насочинял, рассказать человеку, который смотрит на тебя из зеркала». Человек в зеркале знает о тебе все. Ему будет противно слушать все это. Самый обидный обман – это самообман.
На самом деле надо перестать оправдываться и, вместо того чтобы искать виновных, начать серьезно действовать. Успех приходит не к тем, кто ищет причины его отсутствия, а к тем, кто ищет возможности!
Никогда не забывай об этом, дорогой друг.
Да я думаю, ты, скорее всего, уже нашел виновного в своем неуспехе. Я на это сильно надеюсь.
А вот еще одна причина, из‑за которой не складывается бизнес.
Нарушение субординации.
Это хроническая болезнь многих сетевых и линейных компаний.
Нередко сотрудники, придя в бизнес, пытаются как можно быстрее и поближе подобраться к вышестоящему шефу. К большому сожалению, иногда и сами шефы провоцируют своих сотрудников на это. Если ко мне с каким‑либо вопросом подходит новый сотрудник, первое, что я всегда спрашиваю: «А кто ваш непосредственный спонсор?» И когда он называет имя, я направляю его к этому человеку. Если же новенький говорит, что он уже обращался к нему и ответа не получил, тогда я выясняю, кто следующий отвечающий за него по рангу, и передаю его туда.
С одной стороны, мне нетрудно решить вопрос новичка, с другой стороны, очень трудно переучить человека действовать согласно строгой субординации, если он уже привык ее постоянно нарушать. Да и потом, какой бы руководитель умница ни был, он тоже не в состоянии решать проблемы всех. Каждый должен отвечать за себя и за своих прямых сотрудников и держать отчет перед непосредственным начальством.
Но гораздо хуже, если руководитель выискивает себе так называемых любимчиков из второй, третьей линии и, нарушая систему, начинает общаться с нижестоящими сотрудниками, минуя их менеджеров.
Если руководитель в компании начинает посвящать в политические вопросы людей, которые не достигли еще определенного уровня, и пытается тем самым приблизить их к себе, он зарабатывает таким образом врагов. Во‑первых, это приводит к полной дезорганизации всего процесса. Среднее звено менеджеров теряет контроль над ситуацией и людьми.
Сами сотрудники, которым было оказано мнимое доверие, начинают наглеть и терять почву под ногами. При этом они совершено забывают о том, что их нижестоящие сотрудники будут делать то же самое, и тогда структура постепенно превратится в хаос.