Роль корпоративной социальной отчетности в деятельности
Корпораций
В различных работах можно встретить различные понятия, описывающие корпоративную социальную отчетность»: «нефинансовая отчетность», «социально ответственная отчетность», «социальная отчетность», «экологическая отчетность».
Ассоциация менеджеров использует термин «корпоративный социальный отчет», под которым подразумевает «публичный инструментинформирования акционеров, сотрудников, партнеров и всего общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своей миссии или стратегических планах развития цели экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности»[69].
Среди корпораций, регулярно публикующих свои социальные отчеты, можно назвать такие всемирно известные компании как: «BP Amoco», «Johnson & Johnson», «Konica», «Nokia», «Procter & Gamble», «Royal Dutch Shell», «Банк ABN AMRO», «Группа Данон», «Форд», «Интел», «Нестле»,«Юнилевер» и др.
Корпоративный социальный отчет может быть представлен в виде соответствующего тематического раздела годового корпоративного отчета или в виде отдельного документа, описывающего деятельность компании в социальной и экологической сферах (отчет об устойчивом развитии). Тематическая структура разделов социального отчета, процесс его подготовки, оценка обратной связи от основных заинтересованных сторон зависят от особенностей хозяйственной деятельности компании и от специфики выбранной стратегии коммуникации.
Корпоративный социальный отчет позволяет компаниям не только представить в консолидированном виде информацию о реализации своей корпоративной политики, но и довести ее до сведения широкого круга заинтересованных в деятельности компании сторон - стейкхолдеров. Вместе с тем, компания, которая регулярно сообщает о своих социальных проектах, будет получать «встречные» предложения от общественных организаций и благотворительных фондов, которые позволят ей отобрать те идеи и программы, которые принесут максимальный совокупный результат — как для общества, так и для самой компании.
Социальный отчет ведет к улучшению репутации компании в глазах общества, что, в конечном итоге, стимулирует спрос на товары гораздо существеннее, чем традиционные рекламные кампании, навязывающие потребителю какой-либо продукт. Это объясняется тем, что профессионально представленный отчет о вкладе компании в развитие общества имеет гораздо больший публичный эффект, поскольку нацелен на большие общественные группы и институты, а не на разрозненных покупателей.
Отлаженный процесс составления социального отчета способствует формированию единого представления о деятельности компании, ее роли в общественном развитии (как внутри компании, так и за ее пределами). Как следствие, социальный отчет становится полезным инструментом для инвесторов при оценке деятельности компании, проведении сравнительного анализа и принятии правильных инвестиционных решений.
Наконец, регулярная подготовка и публикация социальной отчетности повышает оценку компании в глазах акционеров, которые лучше представляют направления расходов и наблюдают более эффективное использование ресурсов. Таким образом, корпоративные социальные отчеты помогают укреплять доверие акционеров и инвесторов к деятельности компании.
Выделяют несколько типов корпоративных отчетов по КСО: отчет в свободной форме, комплексный отчет, стандартизированный отчет. Отчет в свободной форме представляет собой буклеты о благотворительных программах компании, поддержке образования, здравоохранения, культуры и спорта. Комплексный отчет, как правило, составляется по методу тройного итога (Triple Bottom Line). Согласно данной концепции результативность вклада компании в развитие общества можно оценить по трем аспектам ее деятельности: экономическому, социальному и экологическому. Другие способы подготовки отчета в комплексной форме разработаны Лондонской группой сравнительного анализа (London Benchmarking Group), группой корпоративного гражданства (Corporate Social Citizenship) и др. Стандартизированный отчет предполагает более высокие требованиями к процессу сбора информации, в основе которых: наличие комплексной стратегии развития компании, охватывающей экономические, социальные и экологические компоненты; выстраивание постоянного диалогового процесса со всеми заинтересованными сторонами, учет их интересов и требований, предъявление им результатов отчетности; приверженность всех подразделений компании, а не только ее руководства, идеологии социальной отчетности.
Первой корпорацией, объединившей в 1998 году экономические, экологические и социальные показатели в годовой отчетности для акционеров и широкой общественности, стала Royal Dutch Shell. Этот метод в течение нескольких лет был заимствован другими лидерами нефтеперерабатывающей отрасли (BP Amoco, Conoco), а также ведущими компаниями других отраслей (British Telecommunications, Unilever, Novo Nordisk, BC Hydro, Dow Chemical).
Экономический разделкорпоративной социальной отчетности покрывает не только финансовые показатели компании – он также нацелен на раскрытие вклада компании в развитие национальной экономики и на описание ее экономической стратегии развития. В этом разделе среди основных показателей можно встретить данные отчета о прибылях и убытках, размеры инвестиций в интеллектуальный капитал, внутренние и внешние социальные программы, результаты оценки удовлетворенности потребителей, сведения о качестве продукции.
Целью составления социального раздела отчетности является сделать достоянием общественности вклад компании в охрану труда и здоровья персонала, описание социальных программ помощи населению, в которых приняла участие компания, доказательство соблюдения ею прав человека. Основные показатели данного раздела описывают существующие на предприятии правила управления персоналом, корпоративный кодекс фирмы, отношения компании с населением.
Третий, экологический, аспект направлен на раскрытие информации о защите окружающей среды, применяемых компанией технологиях для поддержания экологического баланса. В этом разделе представлены показатели потребления энергии, водных и прочих ресурсов, данные о выбросах различных категорий загрязняющих веществ.
Ключевым аспектом работы над социальным отчетом является его оценка и верификация независимым аудитором, а также использование полученных результатов в дальнейшей практике социальной ответственности компании. Осуществление этой процедуры дает компании гарантию третьей стороны в том, что опубликованные в отчете сведения достоверны и не являются рекламой. В последнее время все большее распространение получают стандартизированные формы отчетности. Публикуя свои отчеты в соответствии со стандартами, получившими международное распространение, компания может претендовать на то, что созданный документ будет верифицирован независимым аудитором, имеющим соответствующий сертификат.
Под социальным аудитом в широком смысле понимают анализ эффективности социальных программ компании и проверку их соответствия выбранным стандартам, в узком — верификацию социальной отчетности.
Основные этапы подготовки и распространения корпоративного социального отчета включают в себя[70]:
- Определение подразделения/создание сводной рабочей группы и формирование процедур по подготовке и распространению корпоративного социального отчета;
- Определение ключевых аспектов, проблематики и направлений, информация о которых будет включаться в социальный отчет, характеризующих эти направления показателей и источников информации;
- Определение внешних и внутренних заинтересованных групп, которые будут участвовать в составлении, оценке и валидации результатов отчета;
- Определение механизмов и индикаторов оценки социальной роли компании;
- Сбор и анализ необходимой информации (включая консультации с заинтересованными группами);
- Подготовка отчета и обеспечение (по возможности) независимой оценки процесса его составления;
- Распространение отчета и сбор комментариев от целевых аудиторий;
- Анализ процесса с точки зрения эффективности социальной стратегии компании и совершенствования социальных программ.
Тема 7