Спонсорство и благотворительность как инструменты

Социальных технологий

4.1 Сущность и основные особенности благотворительной деятельности

Основой благотворительности является непосредственный и добровольный акт помощи, который оказывают неимущим частные лица и общество. В ряде современных отечественных исследований благотворительность представлена как стадия исторического развития процессов помощи и взаимопомощи, характерная не только для отечественной, но и мировой практики.

Истоки благотворительной деятельности уходят вглубь веков. Еще в Античности наряду с формированием практик благотворительности закладывались основы ее концептуальной интерпретации. Так, например, Аристотель подробно исследует «акт дарения» и трактует его как проявление добродетели во имя нужного дела. Он подчеркивает, что людей в процессе их жизни соединяет два процесса «давать и возвращать назад»[45].

Этап Средневековья связан с осмыслением благотворительности как обязанности богоугодного христианина. Согласно М. Молла, «для мыслителей этого времени характерно частое употребление слов communicare, communicatio, communis, communicandus, призванных выразить идею о необходимости делиться богатством со своим ближним»[46]. В XII–XIII вв. появились новые коллективные формы благотворительности. Вдохновляемые проповедью нищенствующих монахов братства мирян, ремесленные и торговые гильдии, приходские общины стали помогать слабейшим своим членам. Они собирали средства для оплаты похорон и заупокойных служб, поддерживали вдов и сирот. Одной из таких организаций было португальское «Братство добрых людей Бежи», учрежденное королевским указом в 1297 г. Другие религиозные братства опекали больницы и ведали раздачей милостыни. В приходах возник новый тип коллективных организаций, так называемых столов для бедноты. Эти организации ставили своей задачей регулярную раздачу вещей или денег. Случалось, что городские власти брали все в свои руки, создавая городские фонды помощи неимущим, которые во многом были прообразами современных благотворительных фондов.

В течение XVI в. многие крупные города добились централизации помощи бедным слоям населения и взяли под свой контроль благотворительные учреждения. Бродяги были выселены из городов, а трудоспособных бедняков заставили работать. Во многих городах были созданы централизованные фонды раздачи милостыни, опиравшиеся и на частные пожертвования, и на введенные специальные налоги. Стремительный рост «коллективной благотворительности» способствовал процветанию благотворительности в Англии XVII–XVIII вв. Благотворительные организации поддерживали своими пожертвованиями многие англичане, особенно те, кто располагали средним доходом или выбились в люди сравнительно недавно. В начале XVIII в. они создавали бесплатные школы, была построена сеть новых и хорошо оборудованных благотворительных больниц.

Для XIX в. было характерно появление отдельных благотворителей и благотворительных движений нового типа, которые собирали информацию и обследовали положение семей рабочих, здоровье членов их семей и городской бедноты, наряду с необычайным размахом появления частных библиотек, университетов, больниц, музеев для общественного пользования. В это же время были созданы благотворительные тематические комиссии, статистические общества для проведения социальных обследований с целью информирования и мобилизации общественного мнения, привлечения внимания официальных кругов к «темным» сторонам социальной действительности. В ХХ в. благотворительная помощь уступила место государству всеобщего благосостояния с социальными гарантиями, которые сопровождают «человека от колыбели до могилы через систему страхования от болезней, нетрудоспособности, безработицы и, прежде всего, бедности в старости...»[47]

Зарождение благотворительности на Руси обычно связывают принятием христианства и учреждением церковной организации, т.е. рубежом X–XI вв. Забота о нуждающихся являлась важным атрибутом облика первых православных князей. Древнерусские князья осуществляли благотворительную деятельность под эгидой и покровительством церкви, которая являлась активным участником благотворительной работы. Благотворительность в Древней Руси нередко сосредоточивалась в церковных приходах, являвшихся одновременно церковной, земской и податной единицей общественного управления. Роль монастырей как центров помощи нищим была особенно заметной в периоды голодных лет и эпидемий, которыми изобиловало русское Средневековье.

В конце XVII в., а частично уже и в середине XVI в., Московским государством был высказан новый взгляд на содержание благотворительной работы. Акты 1551 и 1682 гг. содержали идею перехода от благотворительности как частной помощи частным лицам к идее призрения бедных как отрасли государственного управления, основывавшейся на разборчивом отношении к нищим и призрении их в закрытых заведениях. В начале XVIII в. Петр I стремился предупредить и устранить сам феномен нищенства. В своих указах император разъяснял необходимость дифференцированного подхода к нищим, отделения действительно нуждающихся от профессионалов. Нищих, способных к труду, законодатель стремился привлечь к работе, тогда как больным и увечным предписывалось давать приют в богадельнях.

Яркий след в истории общественного призрения в России XVIII в. оставила Екатерина II. Первоначально внимание императрицы было обращено на организацию призрения младенцев. Указанный вопрос был основательно разработан известным филантропом И.И. Бецким, результатом чего было основание в Москве в 1763 г. Воспитательного дома для приносимых детей с больницей для сирых и неимущих, а также открытие в 1772 г. Воспитательного дома в Петербурге.

Недостатки государственной организации призрения, проявившиеся в деятельности созданных Екатериной II приказов общественного призрения, породили на рубеже XVIII–XIX вв. потребность к оживлению системы благотворительных учреждений за счет приобщения к нему самодеятельных общественных сил. Возникла идея организации помощи неимущим путем соединения действий государства, сословных и общественных групп, частной благотворительности под патронажем государства. Новую страницу в истории общественного призрения в России открыли реформы Александра II, связанные с созданием органов местного самоуправления и переведением целого ряда учреждений помощи бедным из государственной в муниципальную юрисдикцию. В 1892 г. был принят «Устав общественного призрения» - единственный в истории России нормативно-правовой акт, наиболее полно регламентирующий благотворительную деятельность.

В конце XIX-начале XX вв. деятельность целого ряда благотворительных организаций была многоплановой, включая помощь бедным, социальную реабилитацию безработных путем их трудоустройства, обучение беспризорных детей и детей-сирот и др. В сфере социальной защиты работающего населения городов действовали общества взаимопомощи, главной задачей которых была материальная поддержка входивших в них членов, которая оказывалась в форме денежных пособий, пенсионного и медицинского обеспечения. Советский период XX в. характеризовался фактическим запретом на освещение вопросов благотворительности в историческом аспекте. Они были признаны идеологически неприемлемыми в условиях монополии в гуманитарной науке марксистско-ленинского представления, согласно которому бедность является результатом особых социальных отношений в капиталистическом обществе, отражением и выражением его противоречий. Указанное «вето» на изучение благотворительной деятельности существовало на протяжении всего периода с середины 1930-х до середины 1980-х годов.

В настоящее время перспективными направлениями исследований благотворительной деятельности являются изучение экономических вопросов развития некоммерческого сектора во взаимосвязи с вопросами социальной истории, системное рассмотрение феномена благотворительности как историко-культурного явления и одного из определяющих факторов модернизации России XIX–XXI вв.

Эволюция благотворительной деятельности в Тверском регионе представлена в Приложении 5.

В Федеральном законе от 11.08.95 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительностью понимается «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»[48].

Можно отметить следующие характерные особенностиблаготворительной деятельности[49]:

- благотворительность прежде всего направлена на «общее благо», она уравнивает своих и чужих до некой «социальной общности»,

- благотворительность имеет добровольный характер,

- благотворительность безвозмездна и от ее осуществления нельзя ждать какого-либо прямого дохода,

- благотворительность адресована всему обществу, ее цель – преодоление неравенства и рост человеческих возможностей,

- благотворительность – непрофильная деятельность бизнеса, который участвует в перераспределении своих доходов для решения социальных проблем,

- благотворительность – выражение нравственной и экономической зрелости общества.

Выделяют несколько функций благотворительности[50]:

- экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;

- социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;

- рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности;

- общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно – воздействие на общественное мнение;

- политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;

- маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно – культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе.

Различают частную и корпоративную благотворительность. Частная благотворительность является наиболее распространенным видом благотворительной деятельности, она заключается в жертвовании частными лицами на определенные цели денежных и иных материальных ресурсов. Корпоративная благотворительность – добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов – собственных или других организаций. Исследователи корпоративной благотворительности условно выделяют две перспективы постановки задач корпоративной благотворительности[51]. Так, существуют стратегическая и альтруистическая благотворительности. В первом случае менеджмент организации понимает благотворительную деятельность как внутреннюю часть стратегии компании и предполагает, что она вносит положительный вклад в экономические или политические позиции компании. Причины альтруистической корпоративной филантропии находятся в области моральных норм и ценностей: менеджмент организации ощущает моральную ответственность и ориентирован на повышение качества жизни в сообществе за счет благотворительной деятельности. При этом эффектам благотворительности - росту прибыли или положительному имиджу компании - не придается значения.

Можно выделить различные типы благотворительности и соответствующие модели управления этими процессами[52].

Первый тип – денежное пожертвование, осуществляемое в ответ на обращение нуждающихся в помощи. Ее недостатком является то, что компании, как правило, жертвуют денежные средства, руководствуясь субъективными, случайными и спонтанными приоритетами своих владельцев или тех, кто распоряжается благотворительным бюджетом. Положительным моментом является решение конкретных проблем, носящих адресный характер.

Второй тип – рекламная благотворительность, направленная на улучшение имиджа компании. В этом случае бизнес поддерживает какую-то социально значимую идею, стремясь добиться того, чтобы общество связывало ее с названием корпорации. Такой благотворительностью обычно занимаются компании, работающие с конечным потребителем, кредитные организации (банки).

Высшая ступень – стратегическая благотворительность, реализуемая с использованием проектного подхода или программ освоения социальных инвестиций и нацеленная 6на решение долгосрочных задач. Данный тип благотворительности получает все большее распространение в современной управленческой практике. Социальные инвестиции дают возможность не только реализовывать значимые проекты, но и решают конкретные и масштабные социальные проблемы.

Говоря о благотворительности, отмечают также понятия «филантропия» и «меценатство». Понятие «филантропия» (от греч. philanthropia) переводится как «любовь к людям» и нередко в словарях является полным синонимом термина «благотворительность». Однако в данных понятиях все же есть некоторая смысловая разница. Некоторые авторы отмечают, что филантропия – более широкое понятие, чем благотворительность. Если благотворительностью считается традиционная поддержка бедных, обездоленных и неимущих, то филантропия кроме этого включает в себя пожертвования бесприбыльным организациям, оказывающим бесплатные услуги (например, вклады в библиотеки, музеи, колледжи, бесплатные концерты и пр.)[53].

Меценатство означает материальную поддержку организаций или отдельных деятелей культуры и искусства, осуществляемую частными жертвователями в порядке личной инициативы и по личному выбору. История возникновения термина связана с именем римского вельможи Мецената (умер в 8 году до н.э.), оказывавшего покровительство великим поэтам своего времени: Вергилию, Горацию. Имя Мецената стало нарицательным и в настоящее время обозначает человека, который направляет денежные средства на поддержку науки и искусства.

За последние 3 года значительно активизировалась деятельность некоммерческих организаций и благотворительных фондов Тверского региона. Так, например, с 2003 г. на территории области функционирует благотворительный фонд «Доброе начало», отличительной особенностью которого является системность подхода к решаемым проблемам, умение найти точки соприкосновения с бизнесом и властью. Ярким примером системного подхода стало открытие первого в регионе детского эндокринологического центра. Акция фонда «Покупая - помогаешь детям» открыла новый формат благотворительности: покупая продукцию тверских предприятий с логотипом акции на этикетке, жители региона напрямую помогают семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды. С 1 июня 2007 года на упаковках нескольких видов продукции ЗАО «Хлеб» была размещена эмблема благотворительной акции - дружелюбный щенок Тиша с ромашкой. 10 копеек от стоимости каждой единицы продукции были предназначены для тверских семей, воспитывающих детей-инвалидов. Такой способ участия в благотворительности является уникальным для Тверской области, благодаря своей доступности и простоте он способствует привлечению к добрым делам широких слоёв населения. За три года было собрано 3 369 453 рубля, что выразилось в помощи 262 семьям из 34 районов Твери.

В декабре 2004 г. в рамках проведения Первого социального форума «Общество-Власть-Бизнес – общие цели» участниками была поддержана долгосрочная социальная программа «Важное дело». Целью программы стало объединение усилий общества, власти и бизнеса для оказания дополнительной помощи социально незащищенным категориям населения: одиноким пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. За время реализации партнерами программы стали более 200 организаций Тверской области различных организационно-правовых форм собственности: ОАО «Волжский пекарь», Тверское областное отделение межрегиональной общественной организации «Союз пенсионеров России», ООО «Профилактическая медицина», ООО «КИН», ОАО «Калашниковский электроламповый завод», ЗАО «Рождественская мануфактура» и др. Среди проектов, которые были проведены добровольцами программы - «Школа социального аниматорства», акция «Подари лучик света», Весенняя Неделя Добра и мн. др. До настоящего времени в рамках данной социальной программы было реализовано свыше 3300 акций разнообразного характера.

Примеры социальных проектов благотворительных фондов Тверской области представлены в Приложении 6.

Идеи социальной ответственности бизнеса постепенно интегрируются в деловую практику предприятий российских регионов, среди которых важное место занимает Тверская область. В ноябре 2010 г. Лабораторией социально-политических исследований Тверского государственного университета был проведен опрос среди предпринимателей г. Твери с целью выявить их отношение к благотворительной деятельности как одной из форм КСО (Приложение 7). Объем выборочной совокупности составил 105 человек. Согласно результатам исследования подавляющее большинство респондентов имеет положительное отношение к благотворительности (69%), треть опрошенных безразлично относится к филантропической деятельности (28%), около 3% предпринимателей считает, что благотворительность – бесполезная трата времени. Благотворительной деятельностью занимается регулярно лишь 6% тверских предпринимателей, 28% респондентов осуществляет благотворительные проекты и программы время от времени, и 40% не занимается филантропией совсем. 43% респондентов считают, что заниматься благотворительностью должен каждый человек в меру своих возможностей, тогда как 37% полагают, что данная роль принадлежит государству. Около 17% опрошенных придерживается мнения, что осуществлять благотворительную деятельность должны бизнес-структуры, а 3% респондентов считает, что занятия благотворительностью - для некоммерческих организаций. Среди тех, кто занимается благотворительностью, наиболее приоритетными сферами являются: помощь школам (30%), медицина (20%), помощь незащищенным слоям населения (10%), помощь ветеранам войны (10%), образование (10%), экология (10%), спорт (10%). Большая часть предпринимателей г. Твери (78%) считают, что благотворительность в России не развита, и лишь 3% опрошенных отмечают, что филантропическая деятельность носит комплексный характер. Среди препятствий, сдерживающих развитие благотворительной деятельности в России, выделяют: отсутствие гарантий целевого использования средств (49%), несовершенство налоговой и законодательной сферы (29%), отсутствие традиций благотворительности (14%), недостаток признания благотворителей государством (8%). Обозначенные барьеры могут быть отчасти преодолены за счет грамотной мотивационной политики органов государственной власти. Среди опрошенных 29% респондентов отметили, что благотворительность должна стимулироваться путем предоставления налоговых льгот, 17% предпринимателей считают, что главный стимул - присвоение почетных званий и наград, 14% заявили о том, что благотворительность бизнеса должна подробно освещаться средствами массовой информации. Однако большинство респондентов (40%) считают, что благотворительная помощь должна идти от сердца и не нуждается в поощрении.


Наши рекомендации