Модель КСО в континентальной Европе
В отличие от США, где КСО инициируется самими компаниями и выходит далеко за рамки требований законодательства, европейские корпорации более заметны в вопросах ограничения своей ответственности перед обществом. Европейская модель КСО не является открытой линией поведения компании: та корпоративная деятельность, которая традиционно рассматривается в США как КСО, в Европе регулируется нормами, стандартами и законами соответствующих государств.
Следуя модели КСО, рассматривающей экономическую, юридическую, этическую ответственность компаний и их благотворительную деятельность, можно выделить следующие отличия континентальной модели КСО от американской (табл. 2).
В последнее время даже появился новый термин для обозначения европейского варианта КСО – корпоративная способность к социальному реагированию.
Таблица 2 – Составные элементы корпоративной социальной ответственности в США и Европе
Показатель | США | Европа |
Экономическая ответственность | Ответственность, в первую очередь, перед акционерами | Ответственность перед акционерами, работниками и местным сообществом |
Юридическая ответственность | Невысокий уровень законодательно закрепленных правил поведения корпораций | Тщательно проработанное законодательство о правилах ведения бизнеса |
Этическая ответственность | Поддержка бизнеса местным сообществом | Высокие налоги и высокий уровень государственной социальной защиты |
Филантропическая ответственность | Широкий спектр благотворительных программ | Бизнес участвует в филантропических акциях преимущественно через юридически закрепленные механизмы |
Одной из основных особенностей континентальной модели КСО является ее государственное регулирование. Поэтому эту модель зачастую относят к скрытым формам КСО. Так во многих странах Европы законодательно закреплены обязательное медицинское страхование и охрана здоровья работников, пенсионное регулирование и ряд других социально значимых вопросов. Кроме того, правоотношения «работник-работодатель» в Европе отрегулированы более детально, чем в США. В целом, госрегулирование многих аспектов КСО значительно превосходит американскую систему.
Британская модель КСО
КСО в Великобритании сочетает в себе элементы американской и континентальной моделей. Общей чертой с континентальной моделью является, прежде всего, активная поддержка бизнеса со стороны государства. Великобритания славится хорошо разработанной государственной системой социального обеспечение и здравоохранения. Одновременно присутствуют и американские элементы КСО, которые особенно четко проявились после реформ Маргарет Тэтчер.
Для британской модели характерно пристальное внимание финансового сектора к проектам в области КСО, что проявляется в росте количества социально ответственных инвестиционных фондов. Повышенный интерес к КСО проявляет и СМИ. Например, «Таймс» публикует индексы социальной ответственности в своем еженедельном разделе «Профиль Компании». Признаком британской модели является широкое развитие сектора независимого консалтинга в области КСО, а также наличие большого количества разнообразных учебных курсов данной специфики. Принципиальным моментом является ярко выраженная инициативность самого бизнеса в создании проектов в области КСО, что полностью согласуется с принципом добровольности.
На сегодняшний момент большинство крупных британских компаний имеют в своих структурах специальные подразделения по КСО со своими бюджетами и представительством на уровне Совета Директоров. Около 80% крупнейших национальных компаний включают социальную отчетность в ежегодные финансовые отчеты.
В развитии КСО важное место отводится правительству, что проявляется в создании частно-государственных партнерств, поддержке инициатив в области КСО через софинансирование проектов, налоговых льготах, продвижении инициатив по соответствию национальных стандартов принятым международным. О важности КСО для государства говорит и тот факт, что при нынешнем премьере создана должность Министра по КСО. Активная роль британского правительства выражается в политике поддержки компаний, освещающих свою деятельность в социальной и природоохранной сфере и взаимоотношениях с персоналом. Целый ряд законодательных актов устанавливает льготный режим налогообложения для компаний, ведущих свой бизнес социально ответственно и с позиций деловой этики, особенно в вопросах эффективного использования энергии, вторичной переработки отходов производства и т.п.
Общей тенденцией, как для британской, так и континентальной модели КСО является их очевидная скрытая форма с постепенным движением в сторону открытой модели. Сравнение основных моделей корпоративной социальной ответственности приведено в таблице 3.
Таблица 3 – Сравнительный анализ моделей корпоративной социальной ответственности
Показатель | США | Европа | Великобритания | |
Давность Возникновения | Около 100 лет | 25-30 лет | 20-25 лет | |
Традиционность | Малая степень изменчивости | Средняя подверженность переменам | Сильная восприимчивость к новым идеям | |
Назначение КСО | Заполняет пробелы законодательства в рамках прецендентальной системы права | Субсидиарность КСО в рамках полной зарегла
| Заполняет пробелы законодательства в рамках прецендентальной системы права | |
Основные формы КСО | Программы и планы предприятий совместно с общинами, направленные на улучшение условий труда и соцобеспечение работников | Социальные программы, разработка стандартов отчетности, внедрение их в практику и повсеместное распространение, идея социальной отчетности | Фонды социального инвестирования, специальные программы, социальное отношение к персоналу | |
Степень свободы в реализации КСО | Законодательно не урегулирована, полная свобода | Сильная зарегламентированность, четкая прописанность механизмов, норм и нормативов | Незначительная проработанность законодательства | |
Позиция гражданского Общества | Активная, сотрудничество | Активная, недоверие частному бизнеса | Средняя | |
Роль Государства | Сотрудничество бизнеса с местным уровнем власти, низкие ставки налогов | Высокая степень государственного регулирования, высокие ставки налогов | Незначительное государственное участие | |
Контроль | Общественный | Государственный и гражданский | Общественный | |
Позиция бизнеса относительно КСО | В той мере, насколько требуют современные правила ведения бизнеса и можно увеличить стоимость компании | Инициативность в рамках закона, осознание своей роли в социальных, экономических, экологических процессах | Осознание своей роли в реализации КСО |
В последнее время исследователи в области КСО выделяют еще две модели социальной ответственности бизнеса: канадскую и латиноамериканскую.
Канадская модель.
В Канаде многие организации сотрудничают с Национальным институтом качества Канады, внедряющим специальный канадский стандарт КСО - модель совершенства качества и здорового рабочего места. Канадская модель совершенства развивалась на базе лучших достижений ведущих канадских организаций и учитывала достижения американской, европейской и австралийской моделей КСО. Критериями модели совершенства качества и здорового рабочего места стали разработанные канадскими специалистами показатели деятельности компаний, которые должны иметь положительную тенденцию на протяжении трех-пяти лет.
По результатам исследований канадских организаций на предмет соблюдения принципов КСО вручаются Канадские премии за совершенство (КПС). Организации, ставшие обладателями КПС, превосходят другие компании в стоимости акций и других результатах бизнеса. В этих организациях меньшие текучесть кадров, количество прогулов и больничных дней, более высокие степени удовлетворенности персонала своей деятельностью и, как следствие, более высокая производительность труда.
Канадская модель совершенства качества и здорового рабочего места основана на четырех позициях.
1. Наем работников по выбору. Поиск и прием сотрудников на работу требует обоснования ценности организации, в которую приглашается работник. Важно не только найти и пригласить хороших специалистов извне, но и сохранить собственных высококлассных работников, которые тоже когда-то принимались на работу.
2. Корпоративная социальная ответственность. Привлечение инвестиций требует описать для потенциальных инвесторов ценность организации, причем, сделать это, исходя из стоимости акций и выгод для акционеров. Здоровое рабочее место рассматривается как критически важная часть портрета компании.
3. Создание и приумножение стоимости. Это ведущий стратегический постулат для высшего менеджмента любой коммерческой организации необходимо дополнять наличием здоровых рабочих мест и активностью работников. Низкая культура производственной деятельности, равнодушное отношение к состоянию здоровья работников создает отрицательное представление об организации.
4. Новая экономика. Характеристики деятельности в отношении безопасности трудовой деятельности и состояния здоровья работников служат мерой оценки общего состояния деятельности организации. Информационная эпоха в социально-трудовых и социально-экономических отношениях делает структуру и формы деятельности любой организации прозрачной, что на деле означает возможность негативного воздействия локального случая в какой-либо части организации на ее положение в политическом, социальном, финансовом и операционном аспектах.
Опыт исследовательской деятельности канадского Национального института качества говорит о том, что достижение совершенства означает в том числе заботу о здоровье работников, о физическом и духовном самочувствии потребителей, о социально-экономических отношениях со всеми заинтересованными сторонами.
Латиноамериканская модель.
В последнее время особый интерес представляет опыт КСО в странах Латинской Америки, среди которых особое место занимает Бразилия. К Глобальной инициативе ООН присоединилось более 250 бразильских компаний. Для продвижения идей КСО в Бразилии создан Этический институт бизнеса и социальной ответственности, а также Институт Синергос, ведущий активную работу в области обеспечения многостороннего партнерства. Большая часть проектов КСО относится к внутренним программам и направлена на персонал компании. Среди внешних социальных программ превалируют проекты по борьбе с бедностью.
Общие характерные отличия латиноамериканской модели КСО могут быть сведены к следующему:
- государство играет центральную роль в обеспечении социальных, экономических и политических отношений, однако не принимает участия в регулировании КСО;
- недостаточно развит механизм взаимодействия бизнеса и власти, преобладание неформальных отношений;
- недоверчивое отношение общества к бизнесу;
- низкий уровень развития некоммерческих организаций;
- слабо развитая институциональная среда КСО.