КСО в системе корпоративного управления

В последние десятилетия социальная ответственность бизнеса носит ярко выраженный корпоративный характер, т.е. выступает обязательством не одного или группы лиц (владельца или акционеров), а всей корпорации в целом. Несмотря на рост интереса к проблематике социальной ответственности КСО все еще находится на этапе своего становления: до сих пор не сформирован единый понятийный аппарат в области социальной ответственности бизнеса, не уточнены направления ответственного поведения, не определен механизм оценки эффективности социальных и экологических проектов. В целях постепенной интеграции КСО в структуру корпоративного управления среди приоритетных направлений отмечают: внедрение системного подхода к распределению полномочий и использованию элементов КСО, четкую идентификацию тех сфер ответственности, которые наиболее актуальны для данного бизнеса, формирование оценочного механизма эффективности направлений КСО.

КСО в России постепенно становится важным фактором совершенствования корпоративного управления и менеджмента, как это уже произошло в большинстве развитых стран мира и части передовых развивающихся стран. Сейчас в стране существует целая палитра составляющих корпоративной социальной ответственности, и, в условиях отсутствия общепринятого национального подхода к КСО, каждая компания дает собственное определение этому понятию через призму своих стратегических задач и приоритетов. В своей практической деятельности компании относят к КСО как производственные, социальные и экологические мероприятия, предусмотренные российским законодательством, так и совокупность дополнительных программ и обязательств перед своим персоналом и обществом, которые они принимают на себя сверх законодательного минимума – в соответствии со своими стратегическими и региональными приоритетами и уровнем корпоративной культуры.

Такой комплексный подход способствует тому, что в социально ответственных компаниях эта деятельность последовательно осуществляется через регулярный диалог с обществом и применяется при стратегическом планировании и управлении, а также отражается в совокупной системе экономических, экологических и социальных показателей. КСО как подсистема корпоративного управления включает в себя совокупность взаимосвязанных элементов (рис.7). При таком построении КСО превращается в важный фактор стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности компании. Практическая деятельность передовых российских компаний, среди которых такие лидеры, как ГМК «Норильский никель», МХК «ЕвроХим», «Аэрофлот», «НОВАТЭК», РЖД, АКБ «РОСБАНК», «ЛУКОЙЛ», «Северсталь», НЛМК и другие, показывает, что КСО – это форма ведения бизнеса таким образом, чтобы соответствовать либо превышать этические, легальные, коммерческие и социальные ожидания от бизнеса всех, включая собственников, заинтересованных сторон.

КСО
Миссия, ценности, принципы
Цели устойчивого развития
Стратегия компании
Коллективный договор, кодекс корпоративного управления
Управление нефинансовыми рисками
Tt tWlTHwYm1bTHlJU58RipmyQIh+YwaXVWpbHtEZkFO3U2TiJuBgvfKBmxq2vqv+4YCErUW4PqXBeL RRyDZCzKqzkacOlpLj3McISqaaBk2m7CNDo7B7If8KUi0WHsLSrayUR2VHvK6pQ/dm7S4DRlcTQu 7RT141+w/g4AAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAIsaRiLfAAAACQEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54 bWxMjzFPwzAUhHck/oP1kNhau04EJMSpEKhIjG26sL3EJgnEz1HstIFfj5noeLrT3XfFdrEDO5nJ 944UbNYCmKHG6Z5aBcdqt3oA5gOSxsGRUfBtPGzL66sCc+3OtDenQ2hZLCGfo4IuhDHn3DedsejX bjQUvQ83WQxRTi3XE55juR24FOKOW+wpLnQ4mufONF+H2Sqoe3nEn331Kmy2S8LbUn3O7y9K3d4s T4/AglnCfxj+8CM6lJGpdjNpzwYFqyQGFciNzIBFX6bZPbBaQSLSFHhZ8MsH5S8AAAD//wMAUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVz XS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMv LnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAMzdvIygCAABTBAAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uy b0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAixpGIt8AAAAJAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAACCBAAAZHJz L2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAI4FAAAAAA== ">
Взаимодействия с заинтересованными сторонами
Мероприятия по КСО
Социальные инвестиции
Социальная отчетность
Коммуникации (PR, Интернет и интранет)
1 xefM4uaY1S+KRbCWE7Y6254IebIhuVQBD4oDOmfrJJ8f83S+mq1m48E4n64G47SuBw/rajyYrrO7 ST2qq6rOfgZq2bhoBWNcBXYXKWfjv5PK+VKdRHgV87UNyS167BeQvbwj6TjxMOSTXLaaHTf2ogRQ bzx8vmnherzdg/32f7B8BQAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA2xpOYeEAAAAKAQAADwAAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbEyPQUvDQBCF74L/YRnBi7Qb05rGmE0RwWLxILbF8yY7JsHsbMhum+iv73jS4/A+ 3vsmX0+2EyccfOtIwe08AoFUOdNSreCwf56lIHzQZHTnCBV8o4d1cXmR68y4kd7xtAu14BLymVbQ hNBnUvqqQav93PVInH26werA51BLM+iRy20n4yhKpNUt8UKje3xqsPraHa2CZbIvN2OF25V8+xnN 68vHZntjlbq+mh4fQAScwh8Mv/qsDgU7le5IxotOQXy3iBlVkKZLEAwskngFomQyje9BFrn8/0Jx BgAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29u dGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAA LwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAIODbZgwAgAAVwQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAA LgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhANsaTmHhAAAACgEAAA8AAAAAAAAAAAAA AAAAigQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAACYBQAAAAA= "/>





Рисунок 7 - Корпоративная социальная ответственность как система

Решения в области КСО принимаются всеми взаимосвязанными участниками корпоративного управления: собственниками (акционерами) компаний, советом директоров и менеджментом. При этом современное корпоративное управление претерпевает важные изменения, постепенно трансформируя систему внутренних корпоративных процедур и правил в более открытую систему взаимодействия и учета интересов не только внутренних, но и внешних заинтересованных сторон. При этом в зависимости от выбранной системы корпоративного управления топ-менеджмент компаний сам определяет степень своей открытости и прозрачности в зависимости от внешней бизнес-среды.

Как составная часть общей политики, соответствующей концепции стратегического развития компаний, КСО распространяется на следующие взаимосвязанные направления:

- формирование и укрепление имиджа и деловой репутации;

- корпоративное развитие – реструктуризация и проведение организационных изменений;

- экологическая политика и использование природных ресурсов;

- управление развитием персонала;

- здоровье, безопасность и охрана труда, соблюдение прав человека;

- взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем;

- социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями своей продукции и услуг;

- PR-обеспечение перечисленных направлений.

Управление социальной ответственностью – это непрерывно протекающий в компании процесс, который состоит из следующих этапов (рис. 8):

1. определение приоритетов социальной политики компании;

2. создание специальной структуры управления социальными программами;

3. проведение программ обучения в области социальной ответственности;

4. реализация социальных программ компании;

5. оценка и доведение до сведения заинтересованных сторон результатов социальных программ компании[25].

Реализация социальных программ компании
Определение приоритетов социальной политики компании
Оценка и доведение до сведения заинтересованных сторон результатов социальных программ компании
Создание специальной структуры управления социальными программами
Проведение программ обучения в области КСО

Рисунок 8 – Управленческий цикл КСО

На начальном этапе процесса управления КСО топ-менеджментом определяются приоритеты социальной политики компании, представляющие собой зафиксированные в документальном виде основные направления реализации социальных программ. На данном этапе формулируется миссия социально ответственной компании, определяющая ее основную позицию по отношению к социальной политике, и кодекс поведения, содержащий основные ценности и правила деловых отношений.

Следующий этап управления КСО заключается в переносе заявленных ценностей и приоритетов на практику, т.е. осуществляется переход от стратегических целей к оперативному управлению. Важнейшей задачей данного этапа является определение и создание структуры управления КСО. Получившей распространение практикой становится создание комитетов по социальной ответственности и/или этике при Совете директоров (например, в Toshiba - рис. 9). В некоторых корпорациях вводится должность директора по социальной ответственности, что предполагает придание КСО особой важности и значимости для компании.

Президент
Совет директоров
Отдел по КСО / Начальник отдела - корпоративный исполнительный вице-президент
Комитет по КСО
Комитет по корпоративному гражданству
Комитет по правам человека и защите прав работника
Корпоративный комитет по экологическому менеджменту
Комитет по управлению рисками
Комитет по повышению удовлетворенности покупателей

Рисунок 9 – Структура организации управления КСО в Toshiba

В отдельный процесс входят программы обучения сотрудников и бизнес-партнеров. Информация о важности социально ответственного поведения распространяется по внутренним коммуникациях, а в ходе обучения менеджерам и сотрудникам предоставляется информация о необходимых для принятия социально ответственных решений инструментах.

Центральный этап управления КСО – непосредственное проведение социальных программ. Подходы компаний к определению направлений социальных программ и инструментам их реализации различаются в зависимости от отраслевой и региональной специфики, размера и организационной структуры компании, корпоративной культуры и позиции ее топ-менеджмента.

Заключительный этап состоит в проведении оценки социальных программ компании и доведении достигнутых результатов до ее заинтересованных сторон. С этой целью компании публикуют специальные обзоры социальных программ, в которых отражаются основные результаты реализуемых программ.

Тема 2

Наши рекомендации