Развитие и распространение демократии.
С 1985 по 2000 гг. число «самых демократических» стран мира возросло с 44 до 82, число «авторитарных» режимов снизилось с 67 до 26, а доля населения мира, проживающего в «самых демократических» странах, увеличилась с 38% до 57%. Согласно экономической теории демократии Э. Даунса, соперничество на выборах создает своего рода политический рынок, где политиков можно представить как предпринимателей, стремящихся получить власть, а избирателей – как потребителей, голосующих за ту партию, политическая линия которой лучше всего отражает их предпочтения и ценности. Поскольку представители гражданского общества еще и избиратели, то они способны оказывать влияние на бизнес через институты власти не только как группы влияния, но и отдавая голоса за кандидатов, отстаивающих или учитывающих их интересы. Именно в таком ключе происходит вхождение в политический процесс темы устойчивого развития и КСО (при условии наличия традиций политической культуры участия).
3. Расширение законодательства и регулирования.
Еще одним условием, связанным с предыдущим, является расширение законодательства и регулирования деятельности компаний в целях предотвращения нанесения ущерба всеобщему социальному благу, включая людей и экологию. Речь идет как о правительственных мерах регулирования системы социальной ответственности при помощи законодательства, так и о выработке международных нормативно-правовых актов, таких как Киотский протокол. Однако регулирование само по себе не может всесторонне охватить каждый аспект деятельности компании, но может приводить к обременительным юридическим процессам, связанным с толкованием и спорными «серыми зонами». Кроме того, с развитием регулирования может возникать дополнительное финансовое бремя, накладываемое на национальную экономику. Критики КСО также указывают, что компании платят налоги, в том числе для того, чтобы обеспечить отсутствие негативного воздействия от их деятельности на общество и экологию. Учитывая, что представленные опасения являются популярными, сегодня расширение регулирования происходит главным образом не путем принятия отдельных законодательств по КСО, а через конкретизацию и дополнение уже существующей системы законов, определяющих экономические отношения, социальные вопросы и сферу защиты окружающей среды.
4. Развитие всемирных и локальных общественных организаций.
Развитие гражданского общества за последние несколько десятилетий привело к повсеместному возникновению многочисленных некоммерческих общественных организаций, работающих в самых разных сферах – начиная от защиты животных и заканчивая правами человека. Среди организаций стейкхолдеров, определяющих развитие принципов ответственного делового поведения, влияние оказывают как международные экологические и правозащитные движения уровня Human Rights Watch, World Wildlife Fund, Greenpeace, так и местные организации. Всего по данным ООН, количество международных НКО, официально консультирующих бизнес и правительства по социальным и экологическим вопросам, увеличилась с 40 организаций в 1948 г. до 3148 в 2008 г. Однако помимо увеличения числа организаций, представляющих стейкхолдеров, меняется и их подход к оказанию давления на корпорации. С повышением осведомленности стейкхолдеров в делах корпораций повышается роль диалога. Что характерно, для обеспечения диалога локально и глобально активно создаются все новые некоммерческие, негосударственные и экспертные структуры.
5. Развитие СМИ и Интернета.
Повышение осведомленности стейкхолдеров и возможностей их влияния на корпорации обусловили распространение и возросшее влияние СМИ и Интернета. В сфере КСО СМИ становятся для компаний одновременно «инициатором», «пропагандистом» и «судьей». Если компания не в состоянии определить вектор актуальных усилий, это делают СМИ, находя острые проблемы и публично «вручая» их бизнесу. Среди международных СМИ наиболее влиятельные – BBC, «The Times», «The Sunday Times» и «Financial Times», – они имеют колонки или приложения по социальной ответственности бизнеса. Конечно, для развивающихся стран внимание СМИ к социальной ответственности бизнеса пока характерно в меньшей степени, однако, интерес к ней естественным образом повышается. Значительное влияние на развитие КСО оказывает и Интернет. Так, корпоративный веб-сайт стал для внешних стейкхолдеров главным и максимальным источником информации по КСО. И даже если компания в действительности делает больше, то это уже не столь важно, поскольку стейкхолдер оценивает лишь то, что ему представляют.