Представление курсовой работы к защите

Т.Г. ГИЛИНА, Е.В. КОРНИЕНКО

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ БАКАЛАВРА И МАГИСТРА

По всем направлениям подготовки

Для всех форм обучения

Таганрог 2017

БКК 74.58

Г 47 Гилина Т.Г., Корниенко Е.В.Учебно-методическое пособие по оформлению курсовых работ и выпускных квалификацион­ных работ бакалавра и магистра. Таган­рог: Изд-во ЧОУ ВО ТИУиЭ, 2017. 60 с.

Учебно-методическое пособие направлено на формирование навыков оформ­ления материалов курсовой и выпускной квалификационной работ бакалавра и магистра. В данном издании содержатся материалы и практические рекомендации по подготовке курсовых работ, ВКР и МД, включающие в себя наглядные примеры и перечень типовых документов. Данные рекомендации помогут студентам, магистрантам а также преподавателям – руководителям курсовых и выпускных квалификационных работ, консультантам и рецензен­там в качестве практического руководства при работе над ВКР, МД и при их защите.

Рецензенты:

Камышанова А.Е. –канд. юрид. наук, доцент, декан юридического факультета ТИУиЭ;

Чернова Т.В. –д-р. экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики и финансов ТИУиЭ.

Рекомендовано к изданию кафедрой экономики и финансов

ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики».

Протокол № 2 от 08.10.2016.

© Т.Г. Гилина, Е.В. Корниенко, 2017

© ЧОУ ВО ТИУиЭ, 2017

ВВЕДЕНИЕ

Компетентностный подход в системе высшего образования предпо­лагает большой объем самостоятельной работы, выполняемой обучаю­щимися, итогом которой выступают различ­ного рода письменные работы. Наиболее значимыми из них являются курсовые работы и выпускные квалификационные работы бакалавра и магистра.

Дан­ные рекомендации разработаны с целью установления единых требований к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ бакалавра и магистра и базируются на Положе­нии о подготовке и защите письменных работ студентов по основным образовательным программам СМК-П 2-02.09.2014.

Подготовка и защита курсовых работ является промежуточным эта­пом демонстрации комплексности полученных знаний по определен­ным дисциплинам, по которым предусмотрены курсовые работы.

Главной целью написания курсовой работы является проверка усвоения студентами знаний в области теории определенной дисцип­лины, умения анализировать и увязывать теоретические знания, полу­чен­ные в ходе лекционных и практических занятий, с практикой анали­ти­ческой работы в указанной сфере.

Курсовая работа – это самостоятельное исследование студентом определенной проблемы, комплекса взаимосвязанных вопросов, касаю­щихся конкретной ситуации. Она не может состоять исключительно из фрагментов статей, монографий, пособий. Кроме простого изложения фактов и цитат, в курсовой работе должно найти отражение авторское видение проблемы и подходы к ее решению.

Выполнение выпускной квалификационной работы и ее защита являются завершающим этапом учебного процесса в институте, подтверж­дением и свидетельством уровня знаний, полученных студен­тами в ходе освоения дисциплин учебного плана. Выпускная квалифи­ка­ционная работа бакалавра (далее – ВКР) имеет важное научное и прикладное значение, служит одной из эффективных форм выходного контроля знаний и умений выпускника института.

ВКР имеет целью систематизацию, закрепление и расширение теоре­­­тических и практических знаний по направлению, применение этих знаний при решении конкретных проблем, а также развитие навы­ков самостоятельной работы.

В соответствии с этим основными задачами выполнения ВКР являются:

1) самостоятельное определение проблемной ситуации;

2) раскрытие содержания и направлений исследований, проводив­шихся по выбранной проблеме;

3) систематизация теоретических знаний по исследуемой проблеме за счёт поиска новых источников, инновационных подходов и моделей в практике управления экономическими, правовыми и социальными системами;

4) использование современных прогностических исследований с целью большей обоснованности собственных суждений и предполо­жений;

5) анализ собранного теоретического и фактического материала;

6) самостоятельная работа с нормативной базой, учебной, научной, периодической литературой, правильное использование и интерпре­та­ция заимствованных мыслей и идей, цитирование;

7) разработка организационной, экономической, правовой, управлен­чес­кой, социальной оценки деятельности в учреждениях, организа­циях, на предприятиях и в органах власти;

8) предложение альтернативных моделей решения проблем, выдвиже­ние гипотез;

9) применение современных методик решения практических задач, поставленных в ВКР;

10) описание хода и результатов проведённых исследований в виде расчётов, графиков, таблиц, диаграмм.

ВКР бакалавра представляет собой закончен­ную разработку акту­аль­­ных проблем, определяющих направление выпускника, предпола­га­ет сбор необходимой информации, творческое освоение литературных и статистических источников, законодательной и нормативной базы.

В ВКР бакалавра студент демонстрирует умение самостоятельно анализировать и обобщать материалы по выбранной теме, а также знание теоретических, методологических и методических основ эконо­ми­ческой науки в целом. Кроме того, выпускник проводит исследо­вание, опираясь на теоретические выводы, пытается творчески развить основные идеи первоисточников, формулировать и обосновывать предложения, логично и лаконично излагать содержание работы.

Более высокие требования предъявляются к ВКР магистра, так как в структуре учебного плана около 50% зачетных единиц отводится на практическую деятельность и научно-исследовательскую работу. При этом магистранты получают возможность рассматривать изучаемую проблему как в контексте применения ее в практической деятельности, так и с точки зрения научно-исследовательского подхода. Основные результаты исследования находят свое отражение в ВКР. Выпускная квалификационная работа магистра является заключительным этапом обучения в высшем учебном заведении и направлена на систематизацию, закрепление и углубление знаний, навыков по направ­лению и эффективное их применение для решения конкретных задач в экономической, юридической и управленческой сферах деятельности.

Магистерская диссертация должна соответствовать требованиям ФГОС и представлять собой самостоятельную и логически завер­шенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (научно-исследовательской, педагогической, организационно-управ­лен­чес­кой, аналитической). Тематика магистерской диссертации должна быть направлена на решение профессиональных задач.

При выполнении магистерской диссертации обучающиеся должны показать способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, сформированные общекультурные и профессиональные компе­тен­ции, самостоятельно решать на современном уровне развития науки и практики задачи своей профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, научно аргументировать и защи­щать свою точку зрения.

Магистерская диссертация демонстрирует возможности выпускника в следующих направлениях:

- определение проблемной области диссертационного исследования;

- представление объекта исследования;

- формулирование авторской гипотезы;

- выбор, описание и применение соответствующей системы методов исследования;

- подбор, анализ и систематизация данных;

- реализация поставленной проблемы и предложение в этой связи соответствующих механизмов ее решения;

- проверка предложенного метода и его адаптация в процессе функционирования исследуемого объекта.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Общие требования к курсовой работе

Основные этапы подготовки курсовой работы

Успешное выполнение курсовой работы в значительной мере зависит от того, насколько полно студенты владеют пониманием содержания основных категорий изучаемой дисциплины. Рассмотрение актуальных вопросов в исследуемой области способствует решению практических задач, направленных на достижение поставленной цели.

В методических рекомендациях определены структурные элементы курсовой работы, её методологический аппарат и содержание основных этапов ее подготовки.

Курсовая работа представляет собой вид учебной работы обучаю­щегося, в которой присутствуют элементы самостоятельного научного исследования. Часто курсовые работы выполняют по пред­ме­там, кото­рые являются основными по соответствующему направлению подго­тов­ки.

Выполнение курсовой работы начинается с выбора темы, перечень которых с краткими аннотациями содержится в методических реко­мен­да­циях по написанию курсовой работы по соответствующей дисцип­лине.

Затем студент приходит на первую консультацию к руководителю, которая предусматривает:

1) обсуждение цели и задач работы, основных моментов избранной темы;

2) консультирование по вопросам подбора литературы;

3) составление предварительного плана и графика выполнения курсо­вой работы.

Следующим этапом является подбор необходимой литературы, кото­рый осуществляется студентом самостоятельно. Роль научного руководителя заключается в придании процессу знакомства студента с литературой определенной последовательности (вначале – нормативно-правовые акты, затем научные издания – книги и периодические издания и нако­нец – статистические данные либо плановая или отчетная документа­ция предприятий) и в одобрении отобранных источников.

Каждый литературный источник по-своему важен. Законодательные и нормативно-правовые акты, труды ученых-специалистов составляют методическую основу работы над темой. Монографии и статьи в перио­ди­ческих изданиях позволяют глубоко проанализировать сущность, причинно-следственную связь изучаемых явлений. Статистические сборники, справочники, плановая и отчетная документация организа­ций дают возможность найти необходимые факты и цифры, подтверж­даю­щие те или иные положения и выводы. Все это обеспечивает формирование объективной картины исследуемой проблемы.

При изучении нормативно-правовых документов удобно исполь­зовать возможности тематического поиска документов в справочно-правовых системах «Гарант» и «Консультант», которые позволяют быстро найти документ при наличии информации об органе, приняв­шем документ, о дате принятия и номере документа. Кроме того, доку­мен­ты в данных электронных системах, как правило, содержат коммен­тарии и отсылки к другим нормативно-правовым актам. Недостатком использования данных систем является то, что версии этих документов не являются официальными, потому иногда содержат ошибки. Следо­ва­тельно, получив информацию при помощи справочно-информа­ционных систем, ее достоверность следует проверить по официальным источникам.

Возможно использование электронных документов, полученных при помощи сети Интернет. Достоверность этой информации также нуждается в проверке.

При изучении периодических изданий в первую очередь необхо­ди­мо просматривать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год. Затем следует обращаться непосредственно к номерам c интересующими вас материалами.

Выбирая источники, надо обращать внимание на год издания. При наличии нескольких изданий целесообразно выбрать более позднее, отражающее окончательно сложившуюся точку зрения, не ранее 5 лет на дату написания работы.

Следует отметить, что курсовая работа не обязательно включает весь изученный материал, собранный и законспектированный. Для написания текста работы отбираются основные положения и показате­ли, которые позволяют наиболее полно и всесторонне раскрыть иссле­дуе­мую проблему. Широта и полнота изучения литературных источни­ков, умение выделить главное, сопоставить различные данные – один из основных показателей профессиональной зрелости, наличия у студен­та навыков работы с литературой.

После подбора литературы целесообразно сделать рабочий вариант плана работы. В нем нужно выделить основные вопросы темы и параграфы, раскрывающие их содержание.

Составленный список литературы и предварительный вариант пла­на уточняются, согласуются на очередной консультации с руково­дителем. Результатом данного этапа становится составление задания на курсовую работу.

Затем начинается следующий этап работы – изучение литературы. Только внимательно читая и конспектируя литературу, можно разоб­раться в основных вопросах темы и подготовиться к самостоятельному (авторскому) изложению содержания курсовой работы. Конспектируя первоисточники, необходимо отразить основную идею автора и его позицию по исследуемому вопросу, выявить проблемы и наметить задачи для дальнейшего изучения данных проблем. Систематизация и анализ изученной литературы по проблеме исследования позволят студенту написать первую (теоретическую) главу.

Выполнение курсовой работы предполагает проведение опреде­лен­ного исследования. На основе разработанного плана студент осущест­вляет сбор фактического материала, необходимых цифровых данных. Затем полученные результаты подвергаются анализу, статистической, математической обработке и представляются в виде текстового описания, таблиц, графиков, диаграмм. Программа исследования и анализ полученных результатов составляют содержание второй (анали­ти­ческой) главы. В этой же части должны быть отражены мероприятия, рекомендации по рассматриваемым проблемам.

Рабочий вариант текста курсовой работы представляется руково­ди­телю на проверку. Руководитель имеет право держать работу на про­вер­ке 7 дней. На основе проверки руководитель со студентом обсуж­­дают возможности доработки текста, его оформление. После доработки курсовая работа сдается на кафедру для ее оценивания руководителем. Защита курсовой работы студентов проходит в сроки, установленные графиком учебного процесса.

Научный руководитель курсовой работы:

1) оказывает помощь студенту в определении направления исследо­вания;

2) консультирует студента по составлению плана (содержания) работы и определению ее структуры;

3) определяет студенту задание по выполнению курсовой работы;

4) консультирует студента при подборе необходимой литературы по рассматриваемым вопросам;

5) осуществляет контроль за ходом выполнения курсовой работы, информирует о нем заведующего кафедрой;

6) оказывает студенту консультативную помощь в ходе выполнения курсовой роботы;

7) просматривает материалы, собранные студентом, черновики отдель­ных глав и всей работы, указывает на необходимые изменения, дополнения, спорные моменты;

8) проверяет представленную готовую курсовую работу, дает заключение о допуске ее к защите, составляет отзыв руководителя.

Структура курсовой работы

Структура курсовой работы определяется на этапе разработки плана. Она может различаться в зависимости от выбранной темы, поставленной цели и задач исследования. Поскольку курсовая работа – это один из видов самостоятельной научно-исследовательской деятель­ности студента, можно говорить лишь о примерной ее структуре.

Типовая структура курсовой работы включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованных источ­ников и приложения.

Каждая глава (раздел) состоит из более чем одного параграфа (подраздела), и параграф должен быть не менее 3 страниц.

Объем курсовой работы также может варьироваться. Рекомен­дуемый объем курсовой работы – 35-45 страниц печатного текста.

Композиционно основными элементами структуры курсовой работы, расположенными по порядку их следования, являются:

1. Титульный лист

2. Задание

3. Содержание

4. Введение

5. Теоретическая часть (глава 1)

6. Аналитическая и рекомендательная части (глава 2);

7. Заключение

8. Список использованных источников

9. Приложения.

Титульный лист – первая страница курсовой работы, заполняемая по определенным правилам (образец оформления титульного листа представлен в Приложении А).

Второй страницей курсовой работы является задание, в котором указываются тема курсовой работы, основные разделы плана, уточнен­ное задание для практической проработки, перечень нормативных документов, обязательных для изучения, срок представления курсовой работы на кафедру. Задание подписывается руководителем и студентом и впоследствии подшивается после титульного листа курсовой работы. Шаблон задания на курсовую работу представлен в Приложении Б.

В содержании приводятся все заголовки курсовой работы и указы­ваются страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания точно повторяют заголовки в тексте. Не разрешается сокращать заго­лов­ки в содержании, давать их в другой последовательности или сопод­чиненности по сравнению с заголовками в основном тексте (образец оформления содержания см. в Приложении В).

Введение. Небольшая по объему (1,5–2 страницы), но важная по содержанию и значению часть курсовой работы.

Введение ориентирует читателя в раскрываемой теме и содержит в сжатом виде основные положения курсовой работы. Во введении следует:

1) обосновать актуальность темы работы;

2) сформулировать цель работы;

3) определить задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели;

4) сформулировать предмет и объект исследования;

5) охарактеризовать метод или методы исследования;

6) описать структуру работы.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать.

В первой главе курсовой работы обычно даются теоретический обзор и оценка изучаемой проблемы, сущность которой раскрывается на основе современной методологии, приводятся характеристика разрабо­тан­ности отдельных теоретических положений и взгляды различных авторов по изучаемой проблеме, аргументы в пользу того или иного суждения.

Вторая глава посвящена описанию процедуры исследования, полу­ченных результатов, их обработке, выявлению закономерностей, интерпретации и формулированию выводов.

Главы курсовой работы заканчиваются краткими выводами, начи­наясь словами: «Таким образом, на основе анализа можно сделать вывод...».

Заключение представляет собой синтез накопленной в основной части научной информации. В нем дается последовательное, логически строгое изложение итогов работы и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении. Заключение может быть представлено в виде некоторого количества пронумеро­ванных абзацев. При этом в заключении следует указать, какие важные результаты получены в работе, по возможности дать практические рекомендации.

Библиографический список отражает самостоятельную творческую работу автора и оформляется по определенным правилам (порядок оформ­ления списка использованных источников см. в п.2.4).

В тексте курсовой работы обязательны ссылки на литературные, статистические, нормативные, законодательные источники. Правила оформления ссылок см. в п. 2.5.

Приложение – это часть основного текста, которая имеет справоч­ное значение, например, документы финансовой отчетности, которые являются первичной информацией для изучения проблемы, а также большие по размеру таблицы и рисунки.

По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, рисунки и т.д. По содержанию это могут быть образцы документов, таблицы цифровых данных, обработка которых проведена в курсовой работе, инструктивные материалы и т.д. Правила оформления приложе­ний см. в п. 2.6.

Оформление курсовой работы подчиняется тем же правилам, что и оформление выпускной квалификационной работы бака­лав­ра и магистерской диссертации, которые представлены в разделе 2 данных методических рекомендаций. При этом следует учесть, что общая численность источников - не менее 15, и срок их издания должен быть не ранее 5 лет от года написания работы.

Требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной работы бакалавра

Структура выпускной квалификационной работы бакалавра включает:

- титульный лист (Приложение Ж);

- задание на выпускную квалификационную работу;

- содержание;

- введение;

- основную часть, состоящую из двух глав;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Выпускная квалификационная работа бакалавра как текстовый документ, имеет объем порядка 60–70 страниц распечатанного на ПК текста (без учета приложений).

Порядок расположения разделов строго обязателен.

Задание на ВКР является основным документом, определяющим исходные данные, задачи, содержание и сроки выполнения работы и ее составных частей. Задание разрабатывается руководителем выпускной квалификационной работы от кафедры при активном участии студента. Задание оформляется по специальной форме (Приложение И) и включается в текст выпускной квалификационной работы.

Отзыв руководителя. Отзыв на выпускную квалификационную работу руководитель выдает студенту после ознакомления с полностью завершенной работой. Отзыв может быть рукописным или напечатан­ным на ПК (Приложение К). Отзыв научного руководителя от кафедры не подшивается в работу, а вкладываются в конверт.

Введениеносит неформальный характер. Во введении объясняется выбор темы, ее актуальность и значимость. Обосновывая актуальность темы работы, следует сформулировать проблему, дать краткий анализ и оценку изложенных в литературе теоретических концепций и научных положений, а также ряд важных прикладных аспектов данной пробле­мы. Необходимо показать специфику и особенность формирования и развития изучаемых процессов в современных условиях, которые нуждаются в теоретическом осмыслении и практическом регулиро­ва­нии. В связи с этим ВКР бакалавра может рассматриваться как один из вариантов решения проблемы, приобретая тем самым теоретическую и практическую значимость.

Во введении обязательно указываются цель и задачи работы. Например, цель работы может заключаться в том, чтобы на основе анализа состояния изучаемой системы (явления или процесса) определить основные методы решения ключевых проблем, выработать конкретные предложения по совершенствованию данной системы.

Для достижения цели потребуется поставить определенные задачи,которые логично и последовательно раскрывают теоретическое и практическое осмысление проблемы и направления анализа.

Пример формулировки цели и задач

Цель работы – оценка финансового состояния предприятия при помощи финансовых показателей и выработка рекомендаций по совершенствованию деятельности хозяйствующего субъекта. Задачи работы заключаются в следующем: – раскрыть сущность и назначение анализа финансового состояния предприятия; – проанализировать состояние ООО «Лемакс», рассчитав различные группы коэффициентов, характеризующие финансовую устойчи­вость, ликвидность баланса, платежеспособность фирмы, рентабель­ность деятельности ООО «Лемакс»; – выработать рекомендации по усовершенствованию хозяйственной деятельности предприятия.

Во введении также указываются объект, предмет, методологи­чес­кая основа, научные методы и приемы, практическая значимость исследования и структура работы.

Пример формулировки объекта и предмета исследования

Объект исследования – финансовая деятельность ООО «Лемакс». Предметом исследования выступают показатели, характеризующие финансовое положение фирмы. Методологической основой исследования служат научные труды ведущих специалистов по вопросам оценки финансового состояния предприятия. В процессе исследования использованы следующие научные мето­ды и приемы: сравнение, сводка и группировка, цепные подста­нов­ки, прием разниц, экономико-статистический и коэффициентный анализ. Практическая значимость. В работе сформулированы предложения по совершенствованию финансовой деятельности предприятия, кото­рые могут способствовать улучшению ситуации и принятию мер со стороны руководства по предотвращению снижения финансово-экономических результатов деятельности хозяйствующего субъекта. В соответствии с целью и задачами исследования работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.

Это находит отражение в соответствующих разделах работы. Как правило, на введение отводится 2–3 страницы.

Основная часть, чаще всего, содержит две главы, включающих в себя параграфы. Каждый из разделов имеет самостоятельное название, раскрывающее отдельную проблему или одну из ее сторон. Изложение материала логически переходит из одного параграфа в другой. Главы выпускной квалификационной работы заканчиваются краткими выво­да­ми, начинаясь словами: «Таким образом, на основе анализа можно сделать вывод...».

Материал ВКР бакалавра носит проблемно-полемический характер, содержит различные точки зрения по изучаемой проблеме, отражает собственные взгляды и комментарии.

В работе раскрываются основные направления развития изучаемых процессов (явлений), а также проводится анализ предлагаемых мер.

Одним из важных требований к выполнению ВКР бакалавра является использование компьютерных программ для проведения расчетов, построения таблиц, графиков и т.п. В то же время студент демонстри­рует умение ставить задачу, выбирать методы ее решения и давать интерпретацию результатов проведенных расчетов. Недопустимо дос­лов­ное переписывание содержания используемых первоисточников. Возможно только их цитирование.

В тексте располагаются таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д., иллюстрирующие или подтверждающие основные выводы и мысли автора.

В заключенииследует сделать обобщенные выводы, сформулиро­вать свои взгляды и предложения по совершенствованию изучаемой проблемы. Заключение должно быть связано с введением и отве­чать на поставленные в работе цели и задачи. На заключение также отводится 2-3 страницы.

Список использованных источников включает в себя не менее 30 наименований,содержит библиографическое описание использо­ван­ных источников и помещается после заключения. ВКР помимо основ­ного текста может содержать необходимый справочный и иллюстра­тив­ный материал, который целесообразно представить в приложении.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТ

Оформление текста работы

Текст рукописи ВКР печатается на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги, шрифтом Times New Roman, 14 раз­мера, через 1,5 межстрочных интервала. Межабзацные интервалы – 0. Разрешается использовать компьютерные возможности акценти­ро­вания внимания на определенных терминах, формулах, теоре­мах, применяя шрифты разной гарнитуры (ГОСТ 7.32-2001, п. 6.1). Гарнитура шрифта характеризует рисунок шрифта. Шрифты одной гарнитуры могут отличаться кеглем, начертанием (прямой, наклонный и др.), насыщенностью (светлый, полужирный и др.).

Для того чтобы отредактировать текст, нажмите кнопку «Абзац» на панели инструментов текстового редактора Word. Отступы «Слева» и «Спра­ва», интервалы «Перед» и «После» равны 0. Отступ первой стоки - 1,25 см.

Размер полей: слева – 3 см, «сверху» – 2 см, «снизу» – 2 см, справа – 1,5 см. (ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 2.105-95). Поля слева оставляют для переп­лета, справа – во избежание того, чтобы в строках не было непра­виль­ных переносов из-за неуместившихся частей слов. Переносы слов в строках не допускаются. При таких полях каждая страница содер­жит приб­лизительно 1800 знаков (28–30 строк по 60–65 знаков в строке, считая каждый знак препинания и пробел между словами также за печатный знак).

Рукопись перепечатывается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, поме­щаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места.

Все страницы нумеруются, кроме титульного листа, но он считается первой страницей. Цифру порядкового номера страницы ставят в середине нижнего поля страницы без точки. Размер шрифта – 12.

Титульный лист выпускной квалификационной работы оформляется с учётом того, что на нём ставят свои подписи студент-дипломник, руководитель, заведующий кафедрой (Приложение Ж). Образец оформления содержания представлен в Приложении В.

Расстояние между названием главы и последующим текстом равно одному отступу на компьютере. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояние между основаниями строк заголовка принимают таким же, как и в тексте.

Каждый заголовок первого уровня и следующий за ним текст начинаются с новой страницы. К заголовкам первого уровня относятся: СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЯ ГЛАВ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ(Я). Заголовки печатаются прописными буквами с абзацного отступа, без точки в конце, выравниваются по центру, выделение жирным. Названия глав печатаются прописными буквами с абзацного отступа, без точки в конце, выравниваются по ширине, выделение жирным, переносы в словах не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой (ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 2.105-95).

Названия параграфов печатаются сразу после названия глав. Они печатаются с абзацного отступа, выравниваются по ширине, имеют только первую букву прописную, остальные – строчные. Между названием главы, названием параграфа и текстом оставляется одна пустая строка. Каждый параграф не надо начинать с новой страницы, только главы. Выводы по главам имеют тот же уровень, что и параграфы.

Пример:

Оформление нумерованных и маркированных ПЕРЕЧНЕЙ

В тексте работы могут встречаться перечисления. Для их оформления можно использовать нумерованные или маркированные перечни. Нумерованные перечни рекомендуется использовать, если важно количество пунктов в перечислении, в остальных случаях лучше использовать маркированные перечни. Если внутри перечисления есть свое перечисление, то сначала применяют нумерованный перечень, а внутри него – маркированный. Для нумерованных перечней следует использовать арабские цифры, после них ставить скобку.

Форматирование абзацев, содержащих нумерованные или маркиро­ванные перечни, не отличается от форматирования основного текста.

В соответствии с ГОСТ 7.32-2001 (п.6.4.6) внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым эле­мен­том перечисления следует ставить дефис. Для дальнейшей дета­ли­зации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Примеры нумерованного списка

Таким образом, следует особо учитывать определенные условия:

Пример 1

Следует особо учитывать определенные условия:

1) погоду;

2) человеческий фактор;

3) техногенный фактор.

Пример 2

Следует особо учитывать определенные условия:

а) погоду;

б) человеческий фактор;

в) техногенный фактор.

Также перед каждым элементом перечисления можно ставить дефис (иные маркеры недопустимы!).

Пример 3.

Следует особо учитывать определенные условия:

- погоду;

- человеческий фактор;

- техногенный фактор.

2.3 оформление и нумерация Рисунков, таблиц, формул

Рисунки – этолюбыеиллюстрации (графики, схемы, фотографии, диаграммы). В выпускной квалификационной работе рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоми­нают­ся впервые, или на следующей странице, если размеры не позволяют разместить рисунок после текста. В этом случае в тексте приводится ссылка на рисунок (например, рисунок 2.5). Номер и название рисунка пишутся под рисунком, (шрифт 14, выравнивание по центру, без жир­ного шрифта) см. пример). Номер рисунка зависит от номера главы: первая цифра номер главы, вторая – номер рисунка в этой главе.

Пример оформления рисунка по ГОСТ 7.32.-2001.

Представление курсовой работы к защите - student2.ru

Рисунок 2.5 – Сравнительный анализ темпов роста производительности труда и ФОТ персонала ООО «Знамя» за 2015–2016 гг.

Цифровые данные, как правило, следует оформлять в виде таблицы. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в кото­ром она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблица обозначается словом «Таблица», с выравниванием по ширине без отс­ту­па, порядковым номером и имеет название. Название таблицы при его наличии отражает ее содержание и должно быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (ГОСТ 7.32-2001, п. 6.6.1.).

Таблицы нумеруются аналогично рисункам арабскими цифрами, например, таблица 1.2 (вторая таблица первой главы). Примеры ссылок на таблицы в тексте работы: … в таблице 1.2, (таблица 1.2). В таблице допускается использовать более мелкие размеры шрифта (например, № 10 или 12) и меньший междустрочный интервал (например, единичный), отступ красной строки в таблицах не делается.

Заголовки граф и строк пишутся с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение.

Согласно ГОСТ 2.105.-95 п. 4.4.7 при подготовке текстовых доку­ментов с использованием программных средств надпись «Продолжение таблицы» допускается не использовать.

Шаблон таблицы:

Таблица ______ – ___________________

номер название таблицы

  Заголовки граф Заголовки граф
Подзаголовки граф Подзаголов-ки граф Подзаголовки граф Подзаголовки граф
         
        Строки (горизонтальные ряды)
Боковик (графа для заголовков) Графы (колонки)      

Пример оформления таблицы по ГОСТ 7.32.-2001

Таблица 1.1 – Пути удовлетворения дополнительной потребности предприятия в персонале

Активные пути Пассивные пути
Набор персонала в учебных заведениях посредством заклю­чения двусторонних соглаше­ний с учебным заведением и с участником обучения Рекламное сообщение о наличии вакантных мест
Представление заявок по ва­кансиям в службу занятости населения Ожидание претендентов пос­ле вывешивания объявлений местного характера
Консультации по персоналу и услуги специализированных посреднических фирм по най­му персонала Обращение случайных претендентов, занимающихся са­мостоятельным поиском работы
Вербовка нового персонала через своих сотрудников, клиентов, поставщиков  

Наши рекомендации