История и современное положение Антиохийской церкви

Свою историю Антиохийская церковь ведет с 37 г., называя своими основателями апостолов Петра и Павла. Во II–III вв. в Антиохии возникает самостоятельная богословская школа, которая сыграла значительную роль в развитии христианской теологической доктрины и оставила богатое литературное наследие.

В 451 г. на IV Вселенском соборе Антиохийская православная церковь получила статус патриархата и по праву заняла свое место среди христианских церквей. В V – VII вв. в Антиохийской церкви происходит раскол: в 498 г. откалываются халдеи-несториане, в 513 г. – сиро-яковиты, а в 681 г. – ливанские марониты.

Период спокойного существования Антиохийской церкви продлился недолго. На Ближний Восток в 637 г. пришли арабы, в XI–XIII вв. – крестоносцы, в XIII в. – мамлюки, а в начале XVI в. – турки-османы. В результате этих завоеваний Антиохийский патриархат утратил былое величие и пришел в упадок. После разрушения в 1268 г. Антиохии патриархи вынуждены были навсегда покинуть этот город. С 1342 г. постоянной резиденцией Антиохийских патриархов становится Дамаск, крупнейший экономический и культурный центр Сирии.

На сегодняшний день официальная каноническая территория Антиохийского патриархата включает в себя Ливан, Сирию, Ирак, Кувейт и другие страны Персидского Залива, Иран и Южную Турцию. Кроме того, он располагает епархиями в Северной и Южной Америке, Австралии и Европе (общее число епархий 23). Подавляющее большинство паствы, проживающей на Ближнем Востоке, сосредоточено в Ливане и Сирии, где христиане до недавнего времени чувствовали себя наиболее комфортно. Однако на сегодняшний день, число приверженцев Антиохийской церкви, проживающих за пределами ее традиционной канонической территории, достигло, численности ее паствы на ближневосточных землях, а возможно и превысило ее. Это связано с миграционными процессами, которые начались еще в XIX в. и продолжаются по сей день. В результате миграции в разных странах мира появились крупные сиро-ливанские диаспоры. На сегодняшний день крупнейшей епархией Антиохийской церкви является Североамериканская (около 250 храмов и 460 клириков).

Большое внимание в своей деятельности Антиохийский патриархат уделяет благотворительности и социальному обеспечению паствы. На всех территориях патриархата действуют братства и благотворительные организации. Особое внимание уделяется приютам и домам престарелых, а также патриаршим медицинским учреждениям.

Не остается патриархат в стороне и от вопросов образования. При Баламандском монастыре (Ливан) с 1970 г. действует семинария св. Иоанна Дамаскина и Православный университет. Для повышения уровня образования клира в некоторых митрополиях проводятся регулярные симпозиумы и конференции. Также на территории Сирии и Ливана действует много детских садов, школ и высших учебных заведений, находящихся в ведении церкви. С благословления патриарха публикуется большое количество богослужебной и духовной литературы, молитвенников и богословских трудов, издаются ежемесячные журналы.

К концу ХХ в. численность православных христиан в Сирии составляла 503 тыс. человек, в Ливане – 295 тыс. человек (по материалам Православной энциклопедии). По официальным данным, приводимым Антиохийским патриархатом, в 2000 г. на его территории действовало около 780 церквей и часовен, в которых служило 860 священников и диаконов (из них 560 – за пределами Ближнего Востока). Общее число верующих составляло порядка 750 тыс. человек.

Точная статистика о числе последователей Антиохийской православной церкви отсутствует. Это связано с особенностями конфессиональной политики, проводимой в Сирии и Ливане. Власти не заостряют вопрос о религиозной численности разных групп населения, чтобы избежать межрелигиозных конфликтов. Однако в Ливане разнообразные оценки численности отдельных групп населения все же появляются. В Сирии же публикация конкретных статистических данных о численности тех или иных групп населения страны фактически находится под запретом.

Сирийские и ливанские христиане представлены в законодательной и исполнительной власти, а также во всех других сферах государственной и общественной жизни. Власти этих стран проводят политику культурной и религиозной свободы. Антиохийский патриарх Игнатий IV подчеркивал, что именно в Сирии и Ливане православная церковь обладает такими широкими правами, которых нет в других арабских странах.

Однако начавшаяся гражданская война и последующее наступление ИГИЛ нанесли серьезный удар по сирийскому христианскому населению. Лидеры радикальных исламистов призывают к «очищению» Сирии от христиан. Повстанческие отряды проводят политику дискриминации по отношению к христианам: людей подвергают насилию, похищают, убивают. Многие остались без крова и средств к существованию. Целенаправленно разрушаются древнейшие христианские святыни и церкви, многим из них нанесен невосполнимый ущерб. Все это привело к резкому увеличению числа эмигрантов. По данным ООН, к 2013 г. Сирию покинуло 2 млн. христиан. Наступление ИГИЛ в Ираке и Сирии вызывает все большее беспокойство и среди ливанских христиан, которые справедливо опасаются за свою жизнь и свободу вероисповедания.

Если мировое сообщество не предпримет конкретных шагов по деэскалации ситуации на Ближнем Востоке и защите местного христианского населения, то история ближневосточного христианства может завершиться в XXI в. А епархии Антиохийского патриархата сохранятся в разных частях света, но только не в районе его зарождения.

Наши рекомендации