Производство товаров сферы ИКТ в странах Востока: азиатские ТНК
В центре внимания в докладе находится производство товаров сферы ИКТ. Согласно определению (ОЭСР) (2002 г.) в производство товаров сферы ИКТ входит целый ряд статей Международной стандартной товарной классификации: производство офисного, компьютерного, вычислительного оборудования, проводов и кабелей, вакуумных трубок, электронных компонентов, передающей аппаратуры для радиовещания, телевидения, телефонной и телеграфной связи, телевизоров и радиоприемников, видеомагнитофонов и звуковоспроизводящей аппаратуры и пр.[2].
Страны Азии, и прежде всего Китай, стали ведущими экспортерами товаров сферы ИКТ. В 2000–2012 гг. в мировом экспорте товаров ИКТ доля развивающихся стран повысилась с 43% до 70,8%, развивающихся стран Азии - с 39,0% до 67,0%, Китая - с 4,4 до 30,8%. По стоимости экспорт товаров сферы ИКТ из КНР в 2000-2012 гг. увеличился с 44 млрд. до 554 млрд. долл. В первую десятку экспортеров продукции ИКТ входили в 2012 г. также Гонконг (КНР) (2-е место, 11,5% мирового экспорта), Сингапур (четвертое место, 6,4%), Тайвань (5,6%), Республика Корея (5,2%), Малайзия (3,6%). Для сравнения: на все страны Латинской Америки приходилось 3,7% экспорта товаров ИКТ, а на все переходные страны — 0,2%[3]. По отдельным товарным группам в 2012 г. в экспорте телекоммуникационного и звукозаписывающего оборудования доля развивающихся стран Азии составляла 60,8%, КНР – 33,5%, в экспорте компьютерного и офисного оборудования: доля развивающихся стран Азии - 63,4%, КНР – 38,2%, Восточной Азии – 51%.
Экспорт электронной продукции в целом (он больше, чем экспорт товаров сферы ИКТ, т.к. в него входят и другие позиции, в т.ч. бытовая техника) делится на экспорт готовой продукции и экспорт компонентов. В 2012 г. 2/3 мирового экспорта электроники составляли компоненты, на развивающиеся страны приходилось 66,2%, на развивающиеся страны Азии - 59,7%, на КНР – 22,6%, ведущими экспортерами были также Сингапур, Южная Корея, Гонконг (КНР), Тайвань. В экспорте готовой продукции электронной промышленности доля развивающихся стран в 2012 г. достигла 66,6%, в том числе стран Азии - 63,1%, КНР - 40,6%.
Развивающиеся страны ввозят электронные компоненты, экспортируют готовую продукцию. Можно сделать вывод, что доля добавленной стоимости не слишком велика, тем более что издержки на оплату труда в странах с относительно дешевой рабочей силой невысоки. Можно оценить ее, сравнив экспорт и импорт электронной продукции. Автором были произведены собственные подсчеты по данным статистической базы ЮНКТАД на 2012 г. Они показали, что одни страны являются нетто-экспортерами готовой продукции электроники – Китай (сальдо + 218 млрд. долл., экспорт электроники превышает импорт на 1/3), в основном он ввозит компоненты. Из стран Восточной Азии положительное сальдо в торговле электронной продукцией имеют НИС первого эшелона – Тайвань, Южная Корея, Гонконг (КНР), Сингапур, они являются нетто-экспортерами электронных компонентов. У Тайваня, Южной Кореи экспорт электронной продукции превышал в 2012 г. ее импорт почти в 2 раза, у Сингапура - в 3 раза. Итак, страны Азии – нетто-экспортеры электронной продукции, развитые страны – нетто-импортеры, не говоря уже о переходных странах и развивающихся странах других регионов.
Электронные компоненты поставляются из новых индустриальных стран Азии, из развитых стран в Китай, а Китай осуществляет сборку и вывозит готовую продукцию. Экспортерами электроники среди стран Азии являются также страны Юго-Восточной Азии: Малайзия, Таиланд, Филиппины. Большие перспективы для офшоринга электроники есть у Вьетнама: в 2011 г. почасовая зарплата в производстве компьютеров составляла в США 15 долл. в час, в КНР – 2,5, во Вьетнаме – 1 долл.
Мы наблюдаем здесь проявление важных тенденций в современном международном разделении труда. С одной стороны - перемещение производств в страны с дешевой рабочей силой, с низкими издержками (теории абсолютных преимуществ Адама Смита и сравнительных преимуществ Давида Рикардо). С другой стороны - разделение труда между самими странами Востока: одни производят микросхемы (Филиппины), другие – жесткие диски (Таиланд), третьи осуществляют сборку и т.д., причем это разделение труда складывается не (или не только) на основе сравнительных преимуществ, а на основе эффекта масштаба в международной торговле, феномена, изученного лауреатом Нобелевской премии Полом Кругманом. На основе этого эффекта строится торговля между развитыми странами, в которой весьма велика доля внутриотраслевой торговли, в частности между предприятиями машиностроения, когда у стран складывается определенная специализация, основанная не на сравнительных преимуществах, а на основе сознательного или даже случайного выбора, потому что «так сложилось». Такая же система специализации и межстранового разделения труда, как та, которая сформировалась ранее между странами Евросоюза, сегодня складывается в электронной промышленности между странами Восточной и Юго-Восточной Азии, стремятся включиться в нее и страны Южной Азии.
В формировании этого регионального разделения труда активную роль играют сформировавшиеся в развивающихся странах Востока ТНК электронной промышленности, сферы ИКТ. Среди 100 компаний по производству товаров ИКТ из списка 2000 глобальных компаний «Форбс» за 2014 г. около 30% - из развивающихся стран Азии. Эту сферу эксперты «Форбс» достаточно искусственно разделили на отдельные сектора: производство компьютерного оборудования, полупроводников, потребительских электронных товаров, электронного оборудования. Среди компаний по производству компьютеров первой была американская «Эппл», второй — американская «Хьюлетт Паккард», а третье место заняла китайская «Леново». Компания «Леново» интересна нам тем, что она была в 1984 г. создана учеными из Академии наук КНР (она сначала имела другое название, потом сменила свой бренд Legend, который часто встречается в разных названиях (легенда) на Lenovo). На развивающиеся страны Азии приходилось 8 из 12 крупнейших мировых компаний по производству компьютерного оборудования.
В производстве электронной продукции первой была японская «Хитачи», второй - тайваньская «Хон Хай», третьей - японская «Тошиба», шестой - южнокорейская «ЭлДжи Дисплей». В производстве полупроводников первой была южнокорейская «Самсунг электроникс» (оборот 208,9 млрд. долл., № 22 в рейтинге «Форбс» за 2013 г.), второй - американская «Интел» (оборот 52,7 млрд. долл.), третьей - американская «Квалком» (оборот 25,5 млрд. долл.), четвертой — тайваньская TSMC (20,1 млрд. долл.). В производстве потребительских электронных товаров первые три места занимали японские компании «Сони», «Панасоник», «Фудзи филм», четвертой была южнокорейская «Эл Джи Электроникс»[4]. Вместе с тем, на самом деле многие ТНК из стран Востока действуют не в одном, а в нескольких сегментах производства товаров сферы ИКТ, например, «Самсунг электроникс» производит не только полупроводники, во всем мире известны ее компьютеры, мобильные телефоны, телевизоры, радиоприемники и т.д.
Итак, страны Востока весьма успешно действуют в инновационных отраслях, они стали ведущими мировыми экспортерами товаров сферы ИКТ. Крупные компании электронной промышленности стран Востока становятся ТНК, они формируют внутрирегиональное разделение труда, где одни страны производят электронные компоненты, другие осуществляют сборку готовых изделий, причем в разных цепочках создания добавленной стоимости у одной страны и даже у одной компании может быть разная роль: производителя компонентов или же готовой продукции. ТНК развивающихся стран Востока успешно конкурируют с ТНК развитых стран.