Экономические и социально-экономические проблемы стран Востока.
Октября 2014 г.
Секция Этноконфессиональные проблемы стран Востока
11.00, к. 316
Бибикова О.П. Проблемы молодых мусульман в европейском обществе.
Шарипова Р.М. Светская оппозиция Туниса о политическом исламе.
Кириченко В.П. Социально-политическое положение шиитов в Ираке после падения режима С. Хусейна.
Ганич А. (ИСАА) Мусульманское образование в Грузии (19 в.)
Воробьева И.А. История и современное положение Антиохийской церкви.
Шевченко В. Межконфессиональные отношения в Ливане.
29 октября 2014 г.,
Секция Экономические и социально-политические проблемы стран Востока.
«Общие проблемы развития афро-азиатских стран вчера и сегодня».
Тен В.А. (МГОУ). К 90-летию со дня рождения Г.Ф. Кима: воспоминания о Г.Ф. Киме.
Дейч Т.Л. (ИАф РАН). Роль Китая в инвестициях в инфраструктуру стран Африки
Растянникова Е.В. Особенности офшоризации экономик стран БРИКС.
Еремеев Д. (ИСАА) Финансовая система Китая на современном этапе: достижения и проблемы.
Пахомова Л.Ф. Бруней: особенности экономического развития на современном этапе.
Корендясов Е.Н. (Институт Африки РАН). Проблемы военно-технического сотрудничества России со странами Африки.
Кива А.В. Восточная политика России в условиях санкций.
Галич З.Н. Город в символических образах и научных понятиях.
Амиров Э.Р. (ИСАА). Развитие информационно-коммуникационных технологий в арабских странах: социальные сети и экономическое развитие.
Замараева Н.А. Пакистан: политический кризис 2014 г. (причины и последствия).
Смирнова Г.И. Возможные сценарии развития ситуации в Ливии после
свержения М. Каддафи
Далее представлены резюме докладов, данные выступавшими.
Экономические и социально-экономические проблемы стран Востока.
Кульпин Э.С., д.и.н., ЦИОПСВ ИВ РАН,
Машкина О.А., к.п.н., МГУ им. М.В. Ломоносова
Акимов А.В., д.э.н., проф., зав. ОЭИ ИВ РАН
Цветкова Н.Н., к.э.н., вед.н.с., ЦИОПСВ ИВ РАН
Дерюгина И.В., к.э.н., вед. н. с., ОЭИ ИВ РАН
Т.Л. Дейч, д.и.н., вед.н.с., Институт Африки РАН
Корендясов Е.Н., к.э.н., зав. Центром исследования российско-африканских отношений, Институт Африки РАН
Современный Бруней: повестка действий в сфере социальных и экономических реформ
Исторически Султанат Бруней (Негара Бруней Даруссалам) занимает особое место в ряду государств Юго-Восточной Азии. Сочетание уникальной системы правления и избыточных финансовых ресурсов от продажи нефти и газа позволили создать действующую «модель процветания» в области социально-экономического развития этого небольшого государства.
Однако, несмотря на внешнее благополучие и достаточно высокие стандарты социальной защиты населения, в Султанате постепенно накапливались проблемы внутреннего характера. В этой связи в последние годы в стране предпринимаются меры по проведению реформ в различных сегментах социальной сферы: борьбы с бедностью, исправления гендерного неравенства наряду с модернизацией системы образования и здравоохранения. Параллельно осуществлялись преобразования в экономической области.
Под влиянием процессов глобализации и накопленных проблем внутреннего развития, в частности, с 2012 г. предлагалось использовать сингапурский опыт социальной политики «лицом к народу» для проведения программ борьбы с бедностью на различных уровнях, начиная с прямых государственных субсидий отдельным слоям населения и заканчивая поддержкой малого предпринимательства.
Также в Брунее происходят существенные изменения в системе образования. Главная задача - предоставить подрастающему поколению такое образование, которое в перспективе подготовит его к новому, «ненефтяному», этапу развития страны и общества.
Ввиду нестабильности мирового рынка энергоресурсов и постепенного сокращения природных ресурсов правительство страны предпринимает меры по диверсификации экономики, стимулируя развитие банковско-финансовых институтов, туристической индустрии и пр. Специальные меры налоговой политики направлены на привлечение иностранного капитала в Султанат.
Эти шаги направлены на формирование в будущем новой модели экономического развития, когда, возможно, углеводородные ресурсы будут в значительной части исчерпаны и возникнет необходимость поиска новых источников поддержания высокого уровня благосостояния Бруней Даруссалама.
Финансовая система Китая
За последние 30 лет Китай совершил мощный рывок вперед и превратился во вторую в мире державу по экономическому потенциалу. По данным Всемирного Банка, его ВВП по ППС составил 16 трлн. долл. в 2013 г. При этом объем его золотовалютных резервов (ЗВР) достиг астрономической величины – 3,9 трлн. долл. (сент. 2014 г.). Двадцать семь китайских компаний входят в список 500 крупнейших по капитализации компаний, составленный газетой The Financial Times в 2009 г.
За прошедшие десятилетия в Китае были проведены значительные экономические реформы. Основой этих реформ стали преобразования в финансовой и банковской системах, что способствовало созданию финансового рынка, страхового бизнеса. Были и остаются определенные сложности. Например, сохраняются большие финансовые и банковские риски.
В финансовой области произошли самые значительные изменения: по уровню монетизации экономики Китай занимает одно из первых мест в мире, а капитализация китайских компаний составила 4,5 трлн. долл. на конец 2007 г. и превысила капитализацию компаний Японии. Банки Китая смогли осуществить крупнейшие в мире IPO. Более 140 млн. инвесторов купили акции китайских компаний. По этому показателю Китай обогнал США.
Однако существуют проблемы. К концу прошлого десятилетия китайские банки накопили гигантский объем «плохих» кредитов, по официальным оценкам составлявших до 30% их кредитного портфеля; рынок акций волатилен, подвержен манипулированию. При этом количество инструментов финансового рынка ограничено по сравнению с развитыми странами: доля таких финансовых институтов, как пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фонды в активах низка по сравнению со странами с развитыми финансовыми рынками.
Банковский сектор Китая достаточно развит, однако его тянут назад неэффективность госпредприятий и их высокая задолженность банкам. Большая часть финансовых активов Китая сосредоточена в банковской системе. Банковский кредит остается основным источником (до 80%) финансирования китайских предприятий. Рынок корпоративных облигаций практически отсутствует. Стоимость находящихся в обращении небанковских корпоративных облигаций – менее 1% ВВП.
Компании по ценным бумагам занимают практически монопольное положение на рынке ценных бумаг КНР. Это связано с тем, что Закон о коммерческих банках 1994 г. запретил банкам заниматься андеррайтингом, торговлей и инвестированием в корпоративные ценные бумаги. Им было также предписано выйти из уставных капиталов дочерних компаний по ценным бумагам.
На развитие финансовой системы Китая повлиял ряд факторов: очень высокая норма сбережений (до 50% ВВП), жесткое валютное законодательство, а также система регулирования, которая затрудняла уход накоплений за рубеж или появление накоплений в наличной иностранной валюте, надежность банковской системы в глазах населения и доверие к ней, относительно умеренные темпы инфляции. Однако количество финансовых продуктов для населения ограничено.
Недооцененность рынка акций КНР по сравнению с другими развивающимися рынками в условиях наметившейся стабилизации темпов роста китайской экономики создает условия для притока ликвидности, в том числе и со стороны иностранных инвесторов. Одним из сдерживающих рост рынка факторов является значительный объем ранее отложенных IPO. По мере улучшения рыночной конъюнктуры ожидается активизации процесса первичных размещений акций, которые будут отвлекать средства со вторичного рынка и способствовать расширению фондового рынка.
Особенностью китайского рынка является то, что почти все компании, чьи акции торгуются на двух китайских биржах, контролируются государством. Две трети акций являются «нерыночными» (non-negotiable shares). Они не обращаются на биржах и недоступны для частных инвесторов. «Рыночные» акции (negotiable shares) представлены акциями трех классов: А, В, Н.А-акции предназначены для китайских резидентов и доступны для иностранцев с декабря 2002 г. только через иностранных институциональных инвесторов (QFII); В-акции – для иностранных инвесторов на внутреннем китайском рынке и китайских граждан. H-акции обладают высокой ликвидностью и нотируются в ликвидной валюте - гонконгском долларе. При этом китайский рынок остается одним из самых волатильных в мире. За несколько лет основной индекс КНР – Шанхайской фондовой биржи может как вырасти, так и снизиться в несколько раз.
В последние годы начали проявляться значительные дисбалансы в финансовой сфере КНР. Многие из них связаны с продолжающимся ростом долговой нагрузки и попытками перестройки всей экономической системы страны.
1. Оценки уровня долговой нагрузки местных властей сильно разнятся – от 30% (официальные данные) до 53% (доклад Китайской академии социальных наук). Региональные правительства создали более 10 тыс. финансовых компаний, которые привлекают средства для осуществления инфраструктурных проектов. Такая схема финансирования расходов получила распространение с середины 1990-х гг., когда местным правительствам запретили выпускать собственные облигации. По данным Nikkei news на 20 декабря, муниципалитеты Китая в 2013 г. выпустили облигаций и коммерческих векселей на сумму 967,9 млрд. юаней ($159 млрд.), что составляет более 20% общего размера национального рынка корпоративных облигаций.
2. Банковская система Китая имеет активы в размере $27 трлн. притом что вся экономика Китая составляет $10 трлн. В этих условиях тревожно быстрыми темпами продолжают расти невозвратные кредиты китайских банков. Согласно данным Комиссии по регулированию банковской деятельности КНР, за первые шесть месяцев 2014 г. «плохие долги» увеличились на 102,4 млрд. юаней ($16,3 млрд.), общая их сумма достигла 694,4 млрд. юаней ($110 млрд.). Рост этой суммы продолжается непрерывно на протяжении 11 кварталов.
В первой половине 2014 г. у десяти основных банков Китая был рекордный показатель невозвратных кредитов. Они продавали эти кредиты за 20-30% от первоначальной стоимости, или даже ниже, фирмам по управлению активами. В результате четыре китайские фирмы по управлению активами сообщили, что за первое полугодие их прибыль выросла более чем на 30%, но, по мнению Чжоу Яньу, эти действия – лишь «перемещение государственных долгов из одного кармана в другой».
3. В опубликованном Китайской академией социальных наук отчете отмечается, что общий долг Китая в 2012 г. составил 111,6 трлн. юаней ($17,7 трлн.), что составляет 215% ВВП на конце июня 2014 г. В 2008 г. это соотношение было всего 147%. Но во время мирового финансового кризиса, власти Китая стимулировали рост экономики, влив в неё 4 трлн. юаней. Однако цена таких мер оказалась слишком высокой, и экономика КНР уже практически не в состоянии освободиться от кредитной зависимости.
Параллельно с этим процессом росла денежная масса. В конце марта 2013 г. размер денежной массы М2 в Китае впервые превысил 100 трлн. юаней ($16,3 трлн.). Для сравнения, в 2000 г. объём денежной массы М2 в Китае составлял всего 13 трлн. юаней.
4. А. Потребление электроэнергии
В августе 2014 года было использовано 502,5 млрд. кВт/ч. Потребление электроэнергии снизилось по сравнению с августом 2013 года на 1,5%. Это первое снижение с марта 2013 года. Ранее потребление электроэнергии постоянно увеличивалось. Производство же электроэнергии в августе снизилось на 495,9 млрд. кВт/ч. Это на 2,2% меньше, чем в августе 2013 года. Это также первое снижение с мая 2009 года. С июня 2009 года до июля 2014 года наблюдался рост выработки электроэнергии.
Б. Железнодорожные грузовые перевозки
Объём грузовых перевозок по железной дороге с января по апрель 2014 года составил 1,2613 млрд. тонн. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, показатель сократился на 3,43%. Хорошие данные в апреле продвинули общий результат немного вверх. В январе-марте 2014 года снижение было гораздо больше. Объём перевозок грузов снизился в мае на 3,07% по сравнению с маем 2013 года.
В. Объемы кредитования
Согласно последним данным Центрального банка Китая, общая сумма кредитования в апреле 2014 года резко сократилась. Новых кредитов было выдано на сумму лишь 591,8 млрд. юаней. В марте объём новых кредитов равнялся 1,89 трлн. юаней. Апрельский показатель не достиг даже трети мартовского, и впервые за год упал ниже отметки в триллион юаней.
5. Китайская экономика уже находится в чрезмерной зависимости от рынка недвижимости. 20% экономического роста обеспечивал рынок недвижимости. Государственное статистическое управление КНР сообщило, что в 68 из 70 крупных и средних городов цены на новое жильё упали. В сентябре 2014 г. цена за квадратный метр составила в среднем 10 672 юаня. По сравнению с предыдущим месяцем она снизилась на 1%. Таким образом, цена новостроек падает уже пятый месяц подряд. Продажи также снизились. С апреля по июнь количество проданных квартир по всему Китаю упало на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, это самое масштабное снижение с 2008 года.
6. По данным Министерства торговли Китая ПИИ в июле 2014 г. составили $7,8 млрд., что ниже на 17% данных июля 2013 г. Это самое большое снижение с июля 2012 года. По сравнению с инвестициями в июне этого года, падение составило 45,9%. Причинами этого можно назвать антимонопольные проверки, уход крупных компаний из Китая. В августе 2014 г. Министерство коммерции КНР оценило ПИИ в 7,2 млрд. юаней – это на 14% меньше, чем в августе прошлого года. В течение двух месяцев подряд ПИИ снижались более чем на 10%.
7. В июле 2014 Г. Научно-исследовательский центр китайского общества при Пекинском университете опубликовал отчёт: коэффициент Джини, который отражает степень социального расслоения, в Китае непрерывно растёт. Так, в 1995 году он составлял 0,45, в 2002 году — 0,55, а в 2012 году он уже достиг 0,73.
Несмотря на некоторые трудности, китайская финансово-банковская система продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Она вбирает в себя все лучшее из мирового и западного опыта. В случае своевременного решения вопросов социально-экономического развития Китай имеет все шансы построить в ближайшем будущем построить общество «сяокан» (малого благоденствия), но и приблизиться к США по объему ВВП.
Амиров Э.Р., аспирант ИСАА, выступил с докладом «Развитие информационно-коммуникационных технологий в арабских странах: социальные сети и экономическое развитие».
Свержения М. Каддафи
Спустя три года после падения режима М. Каддафи в результате выступлений оппозиционных сил и бомбардировок НАТО в Ливии начался очередной виток гражданской войны. На этот раз противостояние происходит между вооруженными формированиями радикальных исламистов и подразделениями ливийской армии, подконтрольными генералу ливийской армии Халифу Хафтаре. Боевые действия против радикальных исламистских группировок, связанных с «Аль-Каидой», «Ансар-аш-шариа» (Сторонники шариата), и организацией «Братья-мусульмане», действующей на ливийской территории, начались еще в мае 2014 г. А с середины июля исламисты начали проведение военной кампании, получившей название «Рассвет Ливии» (кстати, военная операция коалиционных сил НАТО против режима М. Каддафи, называлась «Одиссея. Рассвет».
В свою очередь, армейские подразделения, подконтрольные Х. Хафтаре, а также поддерживающие его представители силовых структур, полуформальных вооруженных формирований, некоторых племен, 15 октября 2014 г. объявили о проведении операции против исламистов, под названием «Достоинство». Из-за обострения ситуации, закрытия аэропорта в Триполи и причиненных разрушений ООН была вынуждена эвакуировать значительную часть (более 60%) своего персонала в связи с невозможностью обеспечения безопасности своих сотрудников. Ожесточенные бои произошли в г. Бенгази. Подразделения Х. Хафтара поддерживала ливийская армия, при этом использовались бронетехника и ВВС. В результате им удалось освободить Бенгази от отрядов исламистов.
Все эти события происходят на фоне стремительно ухудшающейся политической и экономической обстановки в стране. Ни Переходный Национальный Совет (ПНС), ни избранный 7 июня 2012 г. Всеобщий национальный конгресс - ВНК (временный парламент), не смогли взять ситуацию под контроль. В Ливии до сих пор не сформированы новые государственные институты, не принят проект конституции. В стране усиливались противоречия между регионами, между исламистами и сторонниками светского, либерального пути развития, между противниками и сторонниками свергнутого режима. Усиливаются также сепаратистские настроения. Некоторые регионы объявляют о создании независимого от центральной власти альтернативного правительства (например, в провинции Киренаика), а также о создании автономной федеральной провинции (Феззан). К этому добавились племенные разногласия, при этом племена имеют свои вооруженные отряды, которые берут под контроль экономические объекты, прежде всего нефтепромыслы, претендуя на долю доходов от нефти. В стране насчитывается большое количество вооруженных формирований, лишь часть из которых согласилась перейти под контроль официальных властей. Если в вооруженных выступлениях против М. Каддафи принимали участие около 30 тыс. ополченцев, то в настоящее время их насчитывается около 250 тыс. (при общей численности населения всего 5,5 млн. человек, т.к. около 1,5 млн. ливийских граждан эмигрировали за границу). В основе всех этих разногласий лежит прежде всего борьба за нефтяные ресурсы и перераспределение финансовых потоков от их продажи.
В июне 2014 г. в Ливии состоялись парламентские выборы, по результатам которых была сформирована Палата представителей (парламент), распустившая ВНК, в котором были сильны позиции исламистов. Еще в декабре 2013 г. ВНК принял решение сделать шариат основой законодательства страны. Было объявлено, что юридические правила, прописанные в Коране, и хадисы, лягут в основу всех государственных институтов и учреждений. Новое законодательство в первую очередь затронет финансы, уголовное право. По заявлению министра экономики Мустафы Абу Фанаса, Ливия преобразует свою экономическую и банковскую систему в соответствии с исламским законодательством, запрещающим взимание ссудного процента. Депутат ВНК Салах Махмуд заявил на конференции, что Ливия присоединится к международному процессу введения исламских принципов в деятельность банковской системы, который усиливается в связи с банковским кризисом в США и Европе. В марте 2014 г. ВНК добился отставки премьер-министра Али Зейдана, который пытался выстроить эффективную систему управления страной, привлечь иностранные инвестиции, развивать отрасли экономики, не связанные с нефтью. После этого государство оказалось в «тупике кризиса власти». Исламисты и сотрудничающие с ними представители политических партий, проигравшие на парламентских выборах, не смирились, и продолжили работу ВНК, назначив премьер-министром Омара аль-Хасси. Палата представителей утвердила на этом посту Абдаллу-ат-Тани. Таким образом, в стране фактически сложилось двоевластие в лице избранного в результате выборов парламента и происламского ВНК.
Между тем, финансово-экономическое положение в Ливии также резко ухудшилось после свержения М. Каддафи. В результате политического кризиса, явившегося результатом вооруженных выступлений оппозиционных сил и гражданской войны, добыча нефти в стране резко сократилась – с 1,66 млн. баррелей в день до 480 тыс. б/д в 2011 г. (в 2010 г. экспортировалось 1,5 млн. барр. в день) В результате темпы роста ВВП в 2011 г. составили -52,5% (т.е. ВВП Ливии сократился почти наполовину), а, по другим данным, - 62%[20] .Такого спада в экономике не наблюдалось даже в период резкого снижения цен на нефть в начале 1990-х гг., когда темпы роста ВВП были в основном отрицательными (-4,6% в 1993 г.), а также в условиях торгового эмбарго США и ЕС и экономических санкций, введенных ООН. Но после отмены торгового эмбарго и санкций объем ВВП начал быстро расти. В 2003 г. реальный рост ВВП, по сравнению с предыдущим годам, по оценке МВФ, составил 5,6%, в 2010 г он равнялся 10,6%. Дефицит государственного бюджета достиг в 2011 г. 17% ВВП по сравнению с профицитом в 8,7% в 2010 г. В 2012 г., после некоторого улучшения внутриполитической обстановки и возвращения крупных иностранных компаний, ведущих разработки нефтяных месторождений Ливии, - ЭНИ, Total, Repsol, и др., добыча нефти несколько увеличилась, по разным оценкам, до 1,3-1,4 млн. б/д, но не достигла довоенного уровня в 1,6 млн. б/д.[21]. Однако затем, из-за захвата вооруженными формированиями, а также местными племенами нефтяных объектов, серии забастовок на нефтепромыслах, блокирования отрядами ополченцев морских терминалов ситуация в стране резко ухудшилась. Добыча нефти упала до 200 тыс. б/д., а по некоторым данным даже до 100 тыс. б/д, что не обеспечивало даже внутренние потребности страны. Боевики захватили крупнейшее нефтяное месторождение Аш-Шарара, где добывалось 200 тыс. б/д. Главные нефтяные порты в восточной части Ливии не функционировали из-за того, что их захватили вооруженные отряды, пытавшиеся самостоятельно сбывать нефть. В результате, согласно заявлению министра экономики Ливии, потери ливийской экономики в 2013 г. превысили 10 млрд. долл. ВВП сократился на 12,3% против прогнозируемого МВФ роста в 20,2% в 2013 г. и 10,1% в 2014 г.[22].Эти цифры основывались на прогнозе достижения политической стабильности и увеличении уровня добычи нефти в 2014 г. до 950 тыс. б/д. Согласно последним имеющимся данным на январь 2014 г., ВВП Ливии сократился на 12,6% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Сокращение добычи нефти сказалось, в первую очередь, на состоянии финансовой сферы. В государственном бюджете, принятом в марте 2013 г., расходы предполагались в размере 66,9 млрд. лив. дин. (1 лив. дин.= 1 долл. США на ноябрь 2014 г.), по сравнению с 68,5 млрд. дин. в 2012 г. При этом почти треть этой суммы (20,8 млрд. лив. дин.), предназначалась на выплату заработной платы рабочим и служащим государственного сектора, где при прежнем режиме было занято до 65% рабочей силы. По данным Мирового Банка, дефицит государственного бюджета Ливии в 2014 г. должен был составить 23,6% ВВП против 3,6% в 2013 г. Из-за ухудшающегося финансового положения в стране, зависящего, в основном от экспорта углеводородов, правительство намерено отменить к 2016 г. субсидии на топливо, которые составили 10,6 млрд. лив. дин. в 2013 г. В условиях отсутствия средств для финансирования текущих расходов, а также инвестиций в экономику, власти были вынуждены тратить золотовалютные резервы, которые на конец 2012 г. оценивались в 120 млрд. долл.
В соответствии со сложившимся напряженным финансово-экономическим положением, многие эксперты давали самые различные прогнозы будущего развития Ливии после свержения режима М. Каддафи. Так, например, по прогнозам Мохсина Хана (Mohsin Khan) и Светланы Милберт из Рафик Харири Ближний Восток (Rafic Hariri for the Middle East), существовали два сценария на 2014 г. Первый, оптимистичный сценарий, предполагал возвращение добычи нефти до уровня 2012 г. (т.е., 1,4 млн. б/д), а также рост доходов от ее экспорта и увеличение золотовалютных резервов до обычного уровня. Такого же мнения придерживались эксперты из Мирового Банка, предсказав рост ВВП в 2014 г. на 25%. Эксперты из Economic Intelligence Unit были более осторожны в своих оценках. Оптимистичный сценарий основывался на том, что политическая обстановка в стране улучшится и наступит некоторая стабильность. Пессимистический сценарий предполагал отсутствие договоренностей между различными политическими силами и вооруженными группировками, дальнейшее ухудшение внутриполитической обстановки, снижение добычи нефти и соответственно падение темпов роста ВВП и при отсутствии финансирования экономического развития возможный коллапс экономики уже в 2014 г. В условиях продолжающейся фрагментации ливийского общества, когда оно фактически является конфедерацией отдельных территорий и городов, часто враждующих между собой, а в некоторых регионах не действует ни одна из центральных властей, преждевременно строить оптимистические прогнозы. К тому же в Ливии опять идет гражданская война, и исход ее пока не известен. Однако, в связи с происходящими в последнее время событиями, вполне возможен, на наш взгляд, другой вариант развития. Учитывая огромные запасы высококачественной нефти и природного газа, о чем говорилось в статистическом обзоре компании Бритиш Петролеум (BP Statistical Review of World Energy), (Ливия занимает первое место по запасами нефти и четвертое место по запасам природного газа в Африке), «следует ожидать, что страна вновь добьется процветания благодаря производству и экспорту углеводородов»[23]. Можно предположить, что Запад поддержит выступление армейских подразделений, возглавляемых генералом Хафтарой, бывшим в свое время одним из лидеров движения за свержение М. Каддафи. Тем более, что просьбу об этом высказал представитель ливийского правительства Ахмед Ламин, который заявил: «Ливия рассматривает возможность обращения к международному сообществу для размещения на ее территории международных сил с целью восстановления безопасности и спокойствия». Можно согласиться с мнением российского политолога Геворга Мирзояна, который считает, что западные страны могут попытаться решить ливийскую проблему руками самих ливийцев - открыто поддержать того же генерала Хафтара, помочь ему разбить исламистов и установить в Ливии диктаторский или в лучшем случае авторитарный режим»[24]. Таким образом, можно предположить, что в Ливии возможен сценарий развития событий, которые происходили, например, в Алжире в начале 2000-х годов, когда армии удалось в основном подавить вооруженные выступления радикальных исламистов, заключив перемирие с одной из самых радикальных организаций «Исламская армия спасения»[25], или в Египте, где после временной победы исламистов в результате «арабской весны» к власти пришел генерал Абдель Фаттах ас-Сисси. Однако, учитывая сложную внутриполитическую ситуацию, разрушение системы государственности в стране, отсутствие сильной центральной власти, кланово-племенной характер ливийского общества, наличие большого числа вооруженных группировок и т.д., процесс наведения порядка в стране и восстановления экономики будет трудным и достаточно долгим. Без достижения политической стабильности Ливия в ближайшее время не сможет привлекать иностранные инвестиции и добиться возобновления деятельности нефтегазовой отрасли, от которой зависит развитие ее экономики и благосостояние населения.
Октября 2014 г.
Секция Этноконфессиональные проблемы стран Востока
11.00, к. 316
Бибикова О.П. Проблемы молодых мусульман в европейском обществе.
Шарипова Р.М. Светская оппозиция Туниса о политическом исламе.
Кириченко В.П. Социально-политическое положение шиитов в Ираке после падения режима С. Хусейна.
Ганич А. (ИСАА) Мусульманское образование в Грузии (19 в.)
Воробьева И.А. История и современное положение Антиохийской церкви.
Шевченко В. Межконфессиональные отношения в Ливане.
29 октября 2014 г.,
Секция Экономические и социально-политические проблемы стран Востока.
«Общие проблемы развития афро-азиатских стран вчера и сегодня».
Тен В.А. (МГОУ). К 90-летию со дня рождения Г.Ф. Кима: воспоминания о Г.Ф. Киме.
Дейч Т.Л. (ИАф РАН). Роль Китая в инвестициях в инфраструктуру стран Африки
Растянникова Е.В. Особенности офшоризации экономик стран БРИКС.
Еремеев Д. (ИСАА) Финансовая система Китая на современном этапе: достижения и проблемы.
Пахомова Л.Ф. Бруней: особенности экономического развития на современном этапе.
Корендясов Е.Н. (Институт Африки РАН). Проблемы военно-технического сотрудничества России со странами Африки.
Кива А.В. Восточная политика России в условиях санкций.
Галич З.Н. Город в символических образах и научных понятиях.
Амиров Э.Р. (ИСАА). Развитие информационно-коммуникационных технологий в арабских странах: социальные сети и экономическое развитие.
Замараева Н.А. Пакистан: политический кризис 2014 г. (причины и последствия).
Смирнова Г.И. Возможные сценарии развития ситуации в Ливии после
свержения М. Каддафи
Далее представлены резюме докладов, данные выступавшими.
Экономические и социально-экономические проблемы стран Востока.