Межрегиональная экономическая политика, согласование и гармонизация межрегиональной институциональной среды.
Региональная политика и её конкретные мероприятия по социально-экономическому развитию на отдельных территориях включают цели, приоритеты, принципы реализации и инструменты. Среди задач региональной политики известны следующие.1. Создание единого для всех регионов экономического пространства с тенденциями к равным возможностям условий ведения производственной деятельности, транспортной доступности к пунктам производства, потребления и поселениям. 2. Выравнивание (равенство) уровня жизни населения по регионам. 3. Снижение дифференциации уровней экономического развития хозяйств регионов, подтягивание депрессивных или слабо развитых до уровня передовых районов, поддержание достигнутого уровня, стабильного социального состояния или развития и др. 4. Экономическая безопасность – обеспечение стабильного состояния в экономике региона, т.е. гарантированное обеспечение потребностей населения региона, его уровня жизни в постоянно меняющихся условиях. Несмотря на территориальное единство, некоторые образования имеют административные особенности, определяемые исторически традиционными хозяйственными, культурными и экономическими связями. Большинство из субъектов являются неоднородными по социально-экономическим условиям. Анализ различий характеристик региональных хозяйств показывает, что положение в регионах зависит от действий как федеральных, так и органов субъектов РФ. Содержание конкретных мер хозяйственной политики, имеющих региональную специфику, является достаточно широким. Например, существенным моментом на региональном уровне современной политики являются меры по поддержке предпринимательства. Успех реализации региональной политики также во многом зависит от согласованных действий федеральных и региональных органов власти, что предполагает разделение полномочий. Главное, чтобы передаваемые регионам функции были полностью обеспечены финансовыми источниками. Кроме того, разделение полномочий должно быть подкреплено правовой базой, средствами открытости и прозрачности принимаемых решений. Без взаимодействия центра и регионов не может быть организовано эффективное противодействие монополизму. Следует отметить, что должно быть обеспечено формирование благоприятного инвестиционного климата, что окажет влияние на, во-первых, создание и использование механизмов финансирования масштабных инвестиционных проектов, основанных на долевом участии государственного, промышленного и банковского капиталов, и, во-вторых, формирование эффективных форм организации капитала, создание современной институциональной среды. Ее основу должны составить институты с мощным финансовым, промышленным и организационным капиталом. К ним относятся финансово-промышленные группы, банковские структуры с развитой филиальной сетью и иные «профессиональные корпорации», создающие эффект солидарной заинтересованности и ответственности субъектов управления и производства за принятие и реализацию решений. Государство должно содействовать созданию инвестиционных структурообразующих консорциумов. Мировой опыт показывает, что именно тесная координация действий правительства с крупными финансовыми и промышленными структурами, доказавшими свою жизнеспособность, способствует выходу из кризиса и динамичному развитию экономики.
12.Проблемы разграничения полномочий и предметов ведения/сфер компетенции между федеральной, региональной, муниципальной властью.
Мировая практика - установление исключительной компетенции федеральных органов власти, совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов, исключительной компетенции субъектов федерации.
В РФ в статье 71 Конституции содержится перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации; ст. 72 — перечень вопросов, находящихся в местном ведении Федерации и ее субъектов; а в ст. 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т.е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.
Предметы ведения Российской Федерации — это круг вопросов, отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению России как федерального центра. Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп: (Вопросы государственного строительства; Вопросы регулирования экономики и социального развития; Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности; Вопросы обороны и охраны границы; Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы; Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др)
Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос. Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 14 пунктах ст. 72, можно условно разделить на несколько групп: (Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод; Вопросы регулирования экономики и социального развития; Вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы; Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров РФ.)
Из этого перечня вопросов следует, что определенная часть отраслей права (административное, трудовое и др.) регулируется Федерацией и ее субъектами совместно, в то время как другие (гражданское, уголовное и др.) — только Федерацией.
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует документально оформленная концепция оптимального разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти. Необходимо провести терминологическую экспертизу Федерального закона № 131-ФЗ и смежных с ним законов на предмет четкого разграничения понятий "вопросы местного значения" и "полномочия".
Проблемы:
Во-первых, сохраняются отдельные сферы отношений, где разграничение полномочий еще не произведено либо произведено недостаточно, в связи с чем требуется дальнейшая работа по разграничению полномочий. В частности, все еще отсутствует четкое разграничение полномочий в миграционной сфере; не решены в полной мере вопросы разграничения полномочий в сфере экологического контроля и некоторых других сферах.
Во-вторых, в ряде сфер совместного ведения, хотя разграничение полномочий, казалось бы, состоялось, по-прежнему сохраняется дублирование полномочий.
В-третьих, некоторые виды полномочий, объективно вытекающие из содержания федерального законодательства, на сегодняшний день вообще не отнесены ни к одному из уровней осуществления публичной власти .