Нобелевские премии по экономике: институциональная экономика и теория общественного выбора
Институциализм подразделяется на “старый институциализм” (мы можем определить институт, как коллективное действие, контролирующее, освобождающее и расширяющее индивидуальное действие. (Дж. Коммонс)), новая институциональная экономика: транзакционные издержки, моральный риск, неблагоприятный отбор, теория сигналов.
1974г. «За основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений». Гуннар Мюрдаль (швеция) (он получил премию вместе с Хаеком(австрия)). Мюрдаль считался крупнейшим авторитетом в области экономической и социальной политики. «Экономист, который не принимает во внимание воздействия политических и социальных сил на экономику, не вправе считать себя таковым», – утверждал Мюрдаль. Работы Мюрдаля, как правило, полемичны. Он критикует «вызывающее потребление» Запада, предупреждает против неоправданного «послевоенного оптимизма», осуждает сторонников ортодоксии за невнимание к моральной основе экономической теории. На русский язык переведена работа Мюрдаля «Азиатская драма: исследование бедности народов».
1986г «За исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений». Джеймс Бьюкенен(сша). Основатель теории общественного выбора. Это представляет собой экономический подход к изучению нерыночного принятия решений. Теория общественного выбора — один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:
● Индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой.
● Концепция «экономического человека». Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
● Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.
А у нас в стране в 1980-е годы возникла теория - она по разному называется, но самое ходовое название это «теория административного рынка» - она говорила о том, что у нас не было командного государства или командной экономики, а наоборот, то что казалось централизованной системой, представляло собой взаимодействие отдельных частей которые тоже в своих интересах что-то делали, и таким образом эта система жила.
1991г. «За открытие и иллюстрацию важности трансакционных издержек и прав собственности для институциональных структур и функционирования экономики». Рональд Коуз (uk). Коуз придумал понятие трансакционных издержек и по сути породили целую науку которая называется новая институциональная экономика. Теория ТИ - теория организации предприятий, объектом изучения которой служит многосторонний договор как форма организации. В основе данной теории находится предположение, что любое действие в экономическом контексте в первую очередь связано с затратами. Теория трансакционных издержек противоречит предпосылкам «идеального рынка», выделяя роль организационных форм. Она даёт объяснение взаимодействия (совместных) предприятий и рынка, таким образом помогая при выборе вида сотрудничества и формы организации. С другой стороны существуют сложности в уточнении операционных издержек, что может затруднить возможность конкретных решений.
1993г. «За новое исследование экономической истории с помощью экономической теории и количественных методов для объяснения экономических и институциональных изменений». Дуглас Норт(сша) (получил премию с Робертом Фогелем(сша)). Согласно Норту, институциональные изменения – это сложный процесс, потому что предельные изменения (change in the margin) могут быть следствием изменений в правилах, неформальных ограничениях, в способах и эффективности принуждения к исполнению правил и ограничений. Норт называет институциональные изменения, наряду с технологическими изменениями, главными детерминантами социального и экономического развития. Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени и таким образом являются ключом к пониманию исторических перемен. В предисловии научного редактора к его работе отмечается, что крупные институциональные изменения происходят медленно, так как институты являются результатом исторических перемен, формирующих индивидуальное поведение. Чем выше институциональная неуверенность, тем выше становятся затраты по операциям.
2009г «За исследования в области экономической организации». Оливер Уильямсон(сша), Элинор Остром(сша).
Элинор Остром занималась местным самоуправлением. Показывала, что там может быть много интересного, и могут быть очень хорошие результаты. Обычно экономисты считают, что всё должно приватизироваться, всё должно иметь хозяина, иначе всё работает неэффективно.
А Вильямсон занимался вопросом, почему и как существуют фирмы, почему фирмы не распадаются на отдельные рыночные отношения, почему - если рынок такой хороший - то почему вообще существуют фирмы. В общем, это связано, конечно, с понятием транзакционных издержек, связано с понятием оппортунистического поведения и неполных контрактов. То есть когда люди заключают договор с малознакомым человеком, то либо они должны прописать всё очень подробно - и всегда остается какая то неопределенность, которую ваш контрагент может использовать себе на пользу и вам во вред -либо вы должны с ним заключить какое-то долгосрочное соглашение. И уже не конкретный договор, а уже какие-то установить отношения, которые можно корректировать, что называется, «по жизни». И вот по этой причине возникают организации. Вильямсон писал, что фирмы представляют собой альтернативные структуры управления, которые отличаются от рынка и власти по методам разрешения конфликтов интересов.