Инновационные процессы и человеческий капитал: переход от материально-вещественной экономики к интеллектуальной, основанной на знания
Становление экономики, основанной на знаниях, обусловлено двумя взаимосвязанными причинами – долгосрочными тенденциями экономического развития и технологическим прогрессом. Современный этап эволюции мировой и отечественной экономики предполагает создание обществ, базирующихся на знаниях, где экономическое и социальное благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной направленностью и уровнем интеллектуального развития человеческого капитала. Интенсивное развитие сфер генерации научного знания и производства инновационных продуктов становится важнейшим национальным приоритетом. Экономика знаний определяется как научно-инновационная, в которой важнейшим ресурсом и фактором производства становятся все виды знания, а приоритетными являются научные знания. Субъекты этой экономики способны генерировать, распространять, накапливать, воспроизводить, материализовать знания в высокотехнологичные продукты и получать социально-экономические выгоды в результате их эффективного использования. Наиболее явные признаки перехода от экономики, базирующейся на использовании природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях, состоят в следующем: из всего объема знаний, измеренных в физических единицах, которым человечество располагает, 90% получено за последние 30 лет; 90% из общего числа ученых, подготовленных за всю историю цивилизации – наши современники. Поскольку в большинстве определений «новой» экономики есть указание на ведущую роль научных знаний в экономическом развитии общества, то следует особо выделить научно-инновационную направленность экономики знаний. Научное знание рассматривается как капитал, но особого рода, он выступает в невещественной форме, приносит доход и способен к самовоспроизводству. В лице знания отнюдь не возник новый вид капитала, в скрытой, неявной форме он присутствовал всегда; знания способны придавать свойства капитала любым факторам производства. Наиболее важным фактором развития экономики знаний является человеческий капитал, который определяется как совокупность экономических отношений, возникающих в общественном производстве между его субъектами по поводу формирования, развития и совершенствования способностей человека. Человеческий капитал обладает способность аккумулироваться, самовозрастать и являться источником дополнительного дохода для его владельца. Человеческий капитал – категория инновационного производства, в котором он начинает максимально реализовывать свой потенциал. В свою очередь, определяя состояние производства и его эффективность, он выступает движущей силой научно-технического, экономического и социального прогресса общества. Состояние человеческого капитала в тех или иных странах, его качественные и количественные характеристики определяют положения страны в глобальной экономике, ее конкурентоспособность на мировом рынке. Научные знания не просто являются неотъемлемым ресурсом современной экономики, они увеличивают эффективность других факторов, обогащают, интеллектуализируют их, позволяют более экономно использовать, решая тем самым проблему ограниченности традиционных ресурсов. Превращение научного знания в важнейшую составляющую воспроизводственного процесса экономики знаний позволяет:
· Преодолеть относительную ограниченность материально-вещественных факторов за счет широкого использования новых теоретических знаний, их объективизации в продукте;
· Увеличить производственные возможности общества за счет освоения новых технологических укладов и применения новаций;
· Увеличить уровень накопления человеческого капитала в виде высокопрофессионального знаний, креативных и динамических способностей;
· Снизить неопределенность информации и экономические риски в хозяйственной деятельности;
· Расширить в сфере научных знаний собственные прикладные возможности, усилив при этом действие внешних положительных социально-экономических эффектов.
И тут можно рассказать о том, что необходимо преодолеть энтропийное экономическое мышление и начать мыслить синергийно, преодолеть концепцию управляемого хаоса.У Дятлова есть статья: Информационная парадигма социально-экономического развития http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/34a0170934d95e29c32569e5004d6643:
В рамках развиваемой нами информационной парадигмы социально-экономического развития и информационной методологии анализа [1, 2, 3] предполагается, что социально-экономическая реальность представляет собой целесообразную целостно организованную систему открытого типа, функционирование и развитие которой осуществляется в соответствии с законами информации. В такой системе обмен знаниями, энергией, веществом с внешней средой не является абсолютно свободным и стихийным, а осуществляется в границах, обусловленных осознанными целями и интересами развития и детерминированных типом, уровнем, видом и формой ее конкретного существования. Развитие данной системы представляет собой не стихийный, а программируемый и управляемый процесс. В любой социальной системе, в которой осуществляются информационные взаимодействия, всегда существует субъект, сознательно управляющий общественными процессами. Функционирование и развитие общественной системы представляет собой не стихийный, а программируемый и управляемый процесс. Экономика — это всегда управляемая система, в которой всегда есть субъект управления, принимающий те или иные управленческие решения и несущий за них ответственность.
По нашему мнению, управление информацией – это управление людьми, это управление будущим. В информационном обществе на место управления вещами приходит управление людьми и на место управления настоящим – управление будущим (программирование будущего).