Развивайте свое шестое чувство

В предыдущей главе я писал о низшем, среднем и высшем разуме. Оправда­ния обычно исходят от мышления низшего уровня. Для развития же разума высшего уровня достаточно немного образования для обретения мышления среднего уровня и немного увлеченности. После осмотра и анализа тысяч объ­ектов недвижимости процесс протекает намного легче, потому что я заставляю работать сразу три уровня разума.

Поиск хорошей сделки — это почти экстрасенсорный акт. Сколько раз я чувствовал великолепную сделку инстинктивно, почти без изучения объекта. Что-то просто открывается во мне, и я превращаюсь в гончую, идущую по горя­чему следу. Но это шестое чувство не развилось бы, если б я позволял оправда­ниям управлять моей жизнью.

Это в полной мере относится к развитию шестого чувства по отношению к людям. Действуя за пределами курятника, я всякого навидался. Я вел дела с людьми в высшей степени нечестными, но не потому, что знал об их нечестнос­ти, а просто потому, что мне не хватало реального жизненного опыта. Я не умел отличить мошенника-виртуоза от честного человека.

Сегодня шестое чувство моего высшего разума играет чрезвычайно важную роль в распознавании жуликов, лжецов, мошенников, психов и разных прочих типов, встречающихся за пределами курятника. Я по-прежнему не всегда бываю прав, но стараюсь учиться на своих ошибках, и каждый раз у меня получается все лучше. Уверен, что без уроков богатого папы о честности я мог бы легко стать одним из таких проходимцев, шныряющих вокруг курятника.

Мой бедный папа потерял все свои сбережения на франшизе мороженого как раз из-за людей, с которыми он решил вести бизнес. Его партнеры не были жуликами. Но все они были такими же учителями, как он сам, без всякого опы­та ведения реального бизнеса. Ни у кого из них не было приличной финансовой подготовки, и никто не обладал опытом ведения дел в реальной жизни. Когда бизнес начал трещать по швам, вместо того чтобы признать, что они ничего в нем не смыслят, все как один начали выдумывать оправдания, а потом приня­лись обвинять друг друга. Тогда бизнес развалился и мой папа потерял все. Они пришли в бизнес производства мороженого как взрослые люди, а закончили как кучка ребятишек. В реальной жизни плохие вещи могут случиться и с хороши­ми людьми, особенно если они не желают посмотреть в лицо правде.

После истории с франшизой мороженого и клятвы на Библии никогда боль­ше не вести дел с учителями мой папа сделал еще две попытки создать деловые предприятия за пределами курятника, на этот раз с людьми, которых он считал бизнесменами. И каждый раз все заканчивалось одинаково. Дела шли не так, как ожидалось, продажи падали, деньги утекали в песок, и снова взрослые вели себя как дети.

Должен признать, что такие же вещи происходили и со мной и что я вел се­бя таким же образом, а порой даже хуже. Сколько раз все шло наперекосяк во время сделок с недвижимостью или на моих первых двух серьезных производ­ственных предприятиях, а совсем недавно — на рынке акций и опционов. Каж­дый раз, когда дела принимали плохой оборот, я ловил себя на том, что веду се­бя как ребенок. Если бы не совет моего богатого папы не искать оправданий и не винить других, а быть искренним с самим собой и стараться повзрослеть, ду­маю, я до сих пор оставался бы ребенком.

К сожалению, у моего отца не было человека, с которым можно было посо­ветоваться каждый раз, когда бизнес давал трещину. Вместо того чтобы посмот­реть правде в глаза, он погружался все глубже в трясину низшего разума, него­дуя на бывших партнеров, кляня себя и теряя уверенность в будущем. На мой взгляд, он отступил на позиции низшего разума и остался там. Мне кажется, та­кова цена отсутствия необходимого образования, то есть среднего разума, и не­желания развивать мудрость высшего разума.

К счастью для меня, богатый папа посоветовал мне вернуться к высшему ра­зуму и подумать о том, каким вещам мой средний уровень разума может научиться па этом опыте. Вместо того чтобы винить других или клясть себя, я жен был заняться поиском в себе более глубоких истин и многозначительных выводов и постараться побольше узнать о себе самом.

Прошу позволить мне небольшое повторение. Богатый папа начал мою инвестиционную карьеру в девять лет с простой игры в «Монополию». Свою пер­вую собственность я купил в середине третьего десятка. Первый провал с нед­вижимостью я пережил в 26 лет. В 21 я создал свой первый серьезный бизнес - производство нейлоновых бумажников на «липучках». Но он потерпел крах, и следующий бизнес тоже. Мое третье предприятие и большинство последующих оказались очень успешными. Свое образование по части торговли опционами я начал после того, как добился финансовой стабильности в 1994-м, в 47 лет. Я сделал много денег, но потерял почти столько же. Суть в том, что каждый раз, потерпев неудачу, я не отступал на позиции низшего разума—туда, где действу­ет принцип «бей или беги». Я тоже вел себя как ребенок, а иногда как младенец. Но после того как я вынул соску изо рта, только богатый папа, научивший меня не искать оправданий, не винить других, быть честным с самим собой, а потом заняться поиском новой информации и образованием, помог мне выбраться из трясины страха и позволил развиться мудрости моего высшего разума. Без это­го руководства не знаю, где бы я был сегодня. Сомневаюсь, что без этого руко­водства я смог бы начать процесс взросления, которым активно занимаюсь по сей день.

Я считаю, что слишком много людей слишком рано сдаются. Потеряв пару долларов или почувствовав себя уязвленными, они сразу отступают на позиции низшего разума. Я убежден, что это одна из главных причин, по которой так ма­ло людей сколачивают значительные состояния даже в самой богатой стране мира. Кроме того, я убежден, что по этой же причине так много людей предпо­читают безопасность свободе.

Усвоенные уроки

Первый важный для меня урок заключается в том, что, как только я поднаб­рался кое-какого жизненного опыта, мне стало легче сохранять спокойствие, когда дела идут не так, как хочется. Например, в сделках с недвижимостью или в бизнесе, если дела шли плохо, я мог оставаться спокойным, потому что свое слово говорила эмоция моего высшего разума — любовь... любовь к игре. Сегод­ня, независимо от того, что происходит с моим бизнесом или недвижимостью, выигрываю я или проигрываю, я чувствую себя превосходно, потому что нау­чился любить игру, а любовь — это проявление высшего разума.

Второй урок заключается в том, что когда я ловлю себя на метаниях в чащобе низшего разума, готовый бить или бежать, то вспоминаю правило: «молча­ние—золото». Вместо того чтобы взорваться и наговорить такого, о чем после буду жалеть, я изо всех сил стараюсь (правда, не всегда успешно) промолчать и прошу мой высший разум подумать о чем-нибудь прекрасном. Если мой высший разум отзывается на просьбу, у меня вскоре появляются силы для поиска лучшего способа сказать то же самое, но без лишних обвинений, гнева или само­оправдания.

В академии, в летной школе, в реальном мире бизнеса и инвестиций один из самых важных для меня уроков заключался в том, чтобы научиться сохранять спокойствие, мыслить категориями высшего разума и сосредоточиться на зада­нии независимо от того, что происходит с кораблем.

Если вы хотите быть капитаном вашего ковчега, в вашей душе не должно быть места ни для страха, ни для оправданий.

Стройте ваш ковчег

1. Вы лжете себе?

2. Кем вы хотите быть, когда вырастете (даже если вы уже считаете себя взрослым)?

3. Оправдываетесь ли вы отсутствием времени или денег?

4. Оправдания — это ложь, сказанная себе самому. Изготовьте плакат «Не ищи оправданий, а сделай усилие» и повесьте там, где вы будете видеть его каж­дый день.

5. Проанализируйте свои негативные мысли в ходе выполнения упражне­ния из главы 14 и решите, какие из них являются оправданиями. 6. Поставьте перед собой задачу найти как минимум пять часов в неделю, чтобы посвятить их строительству вашего ковчега.

7. Сделайте это пятичасовое упражнение своим личным обязательством или семейным занятием.

Пешком, на велосипеде или на машине обследуйте окрестности в поисках недвижимости.

Посетите местного брокера по недвижимости, чтобы расспросить его об осо­бенностях инвестиций.

Один раз в неделю проводите ужин за обсуждением новых идей в бизнесе.

Посетите выставку франшиз в вашем районе.

Запишитесь на местные семинары по вопросам недвижимости, строитель­ного бизнеса или инвестициям на фондовом рынке.

8. Решите, с какого класса активов вы хотите начать: бизнес, недвижимость или инвестирование в акции и/или опционы.

Случай из жизни

Пару лет назад Чак и Дениза совершили поездку к сестре Денизы в Кали­форнию. Та открыла на дому мебельный бизнес по совместительству, который оказался довольно прибыльным. Дениза с Чаком разглядели потенциальную возможность создания крупной компании на базе аналогичной бизнес-модели и решили этим заняться.

Чак и Дениза уже несколько лет играли в настольную игру «Денежный по­ток 101» и прочитали все книги из серии «Богатый папа рекомендует». Они бла­годарны папе за образование, которое позволило им разглядеть возможность организации собственного мебельного бизнеса, а также придало смелости действовать. В ходе организации успешного бизнеса они на практике почув­ствовали разницу между владельцами бизнеса категорий С и Б, описанными в книге «Квадрант денежного потока». Теперь они могут оставить свой бизнес, но он по-прежнему будет приносить им деньги, то есть они создали настоящий биз­нес категории Б. Они даже начали расширять его через совместные предприя­тия на другие штаты, стараясь увеличить количество активов, вместо того что­бы делать все самим.

Раньше Чак и Дениза использовали для оценки своего успеха количество и качество безделушек, которыми владели. Поняв суть определения активов, дан­ного богатым папой, они сфокусировались на покупке или строительстве акти­вов, а не пассивов или безделушек. Если им нужны безделушки, они сначала по­купают активы, генерирующие денежный поток, который оплачивает безделуш­ки. После того как стоимость безделушки выплачена, они продолжают владеть активом, обеспечивающим ежемесячный дополнительный приток денег. Это сильно изменило их отношение к вещам и помогло установить собственные ин­вестиционные правила.

Они восприняли идею, увидели возможность и построили чрезвычайно ус­пешный мультимиллионный бизнес всего за несколько лет. Они взяли под контроль свой финансовый ковчег и загружают его активами.

Глава 16

СРЕДСТВО № 4.

КОНТРОЛЬ НАД ПРЕДВИДЕНИЕМ

В индустриальный век лучшим было все большое. В информационный век лучше всего быть невидимым. Роберт Кипосакн

В 1970-х, проезжая мимо торгового центра рядом с Вайкики, бедный папа часто говорил: — Когда я учился в колледже, то мог купить всю эту землю по пять долларов за акр.

В другой раз, проезжая там же, он спрашивал:

—Я говорил вам о том времени, когда агент предлагал мне эту землю по пять долларов за акр?

Дети хором отвечали:

— Да, папа, много раз говорил.

Мой папа учился в колледже в 1940-е годы. В то время земля, на которую он показывал, была болотом. К 1960-м она превратилась в один из крупнейших торговых центров в мире. По моей оценке, инвестиция в 500 долларов, сделан­ная в 1940-е годы, на сегодняшний день стоит, по меньшей мере, 500 миллионов долларов. Человеку, который купил эту землю, было столько же лет, сколько моему отцу. Разница между их судьбами — это разница в предвидении.

Однажды Уоррен Баффет сказал, что если бы история делала человека бо­гатым, библиотекари были бы миллиардерами.

Богатый папа говорил: «Многие люди проводят свою жизнь, словно управ­ляют машиной, глядя в зеркало заднего вида. Это те люди, которые часто гово­рят: «Мне нужно было бы, я должен был бы, я мог бы»».

Недавно я осматривал небольшой дом, оцененный в 160 тысяч долларов. Ко мне подошел человек, который жил в соседнем доме, и сказал:

—Я живу здесь 20 лет и помню, что когда-то этот дом стоил 11 тысяч.

— Так надо было купить его тогда, — сказал я.

— О нет, — протянул сосед. — В то время 11 тысяч долларов были больши­ми деньгами. Он их не стоил.

— Может быть, вам стоит купить его сейчас, — заметил я.

— О нет, — протянул сосед. —160 тысяч долларов — это слишком много за такой домишко. Он столько не стоит.

Мышление низшего разума

В главе о контроле над эмоциями я процитировал слова богатого папы, ко­торый однажды заметил: «Когда дело доходит до денег, многие люди ведут себя как финансовые ипохондрики». Финансовая ипохондрия — это мышление, ко­торое часто исходит от низшего разума. Если человек думает только низшим ра­зумом, его видение будущего часто затуманивается. Есть люди, которые часто ведут машину, глядя в зеркало заднего вида. Очень часто страх перед потерей заставляет их ничего не предпринимать, когда прямо перед их глазами появля­ется возможность, которой больше не будет. Впоследствии, когда они едут по шоссе жизни, вы слышите, как они сетуют: «Мне нужно было бы... Я должен был бы... Я мог бы...» Умные люди в таких случаях говорят: «Задним умом кре­пок». А вот слова богатого папы: «Если человек хочет быть богатым, ему лучше всего быть дальнозорким».

Очень светлое будущее

Когда я предупреждаю людей о грядущем крахе фондового рынка, мной движет не пессимистическое отношение к будущему. Лично я смотрю вперед с большим оптимизмом. Предупреждать людей о грядущем крахе фондового рынка — это то же самое, что предупредить друга о том, что дорога впереди раз­мыта. Если человек поедет объездным путем, он все равно сумеет добраться до места назначения целым, невредимым и вовремя.

Как капитану вашего ковчега вам важно развить в себе умение предвидеть, которое богатый папа определил как способность видеть разумом, а не глазами. Для того чтобы развить такую способность, очень важно сначала натренировать свой средний разум, а затем выйти в реальный мир и позволить высшему уров­ню вашего мышления развивать свою природную мудрость, часто именуемую интуицией или инстинктом.

Будущее будет другим

Значительность высказывания Уоррена Баффета — о том. что если бы исто­рия делала людей богатыми, то библиотекари были бы миллиардерами, — объ­ясняется тем, что будущее будет другим. Положение вещей меняется слишком быстро, чтобы пытаться разглядеть будущее через зеркало заднего вида. Неза­висимо от того, сколько вам лет, все что вам нужно, — это остановиться на ми­нутку и задуматься обо всех тех переменах, что произошли за последние нес­колько лет. Анализируя свою жизнь, я вспоминаю, когда в гольф-клубе называ­ли деревяшкой клюшку, действительно сделанную из дерева. Сегодня новые де­ревяшки изготавливают из новых композитных материалов, о которых я рань­ше и слыхом не слыхивал. Другими словами, игра остается той же самой, но инструменты для игры изменились коренным образом — и это в полной мере применимо ко многим областям жизни. Сегодня когда кто-нибудь говорит: «Я с тобой свяжусь», это может означать, что человек придет, приедет, прилетит, поз­вонит, отправит факс или письмо.

Если вернуться во времени еще дальше, вы увидите, что всего 10 лет назад ни короли, ни королевы, ни самые богатые люди в мире не летали самолетами, потому что самих самолетов не было. А сегодня полет на самолете может позво­лить себе почти каждый. Сто лет назад автомобили были только у богатых. Се­годня автомобили везде. Сто лет назад нужно было знать азбуку Морзе, чтобы держать связь по телеграфу. Сегодня люди во всем мире носят с собой мобиль­ные телефоны. Лично я знаю очень мало людей, которые помнят азбуку Морзе. В 1990 году мир не знал, что такое Всемирная паутина. Сегодня Интернет изме­няет будущее мира быстрее, чем любое другое изобретение в истории.

Как увидеть будущее?

В августе 1981 году я отправился на лыжный курорт, расположенный в го­рах между Калифорнией и Невадой. Я поехал на конференцию «Будущее биз­неса» с участием доктора Р. Бакминстера Фуллера. В то время он считался од­ним из ведущих футурологов в мире. Хотя я кое-что слышал о его славе и репу­тации, но все же довольно скептически относился к тому, что кто-то может нау­чить человека видеть будущее без магического кристалла. Короче говоря, я отп­равился туда с изрядной долей сомнений.

Но эта неделя с доктором Фуллером стала поворотным пунктом в моей жизни. Поворот оказался нелегким, но я уверен, что это был поворот к лучше­му. Мне предстояло очень много узнать о том, как заглянуть в будущее,—гораз­до больше, чем можно включить в эту главу. И все же, так как эта глава о пред­видении, я подумал, что сумею рассказать о методе, использованном доктором Фуллером для предсказания будущего. Процесс, с которым я вас познакомлю, основан на принципе, получившем у доктора Фуллера название эфемерализа-ция. Не вдаваясь в скучные детали, в качестве примера я использую историю «Титаника».

На заре времен, за много тысяч лет до спуска «Титаника» на воду, люди сна­чала узнали о возможностях плавсредств, цепляясь за бревно и спускаясь вниз по реке. Вскоре после этого они создали каноэ-долбленку. Затем пришла оче­редь легких лодок, построенных из досок и шпангоутов. Деревянные суда стано­вились все больше и больше, пока не настал день сражения между «Монито­ром» и «Мерримаком», первыми бронированными боевыми кораблями. После изобретения стальных конструкций суда выросли в океанских гигантов, перево­зящих пассажиров, грузы и вооружение по всему миру. Деловые люди приня­лись инвестировать во все более и более крупные суда, и это продолжалось до дня катастрофы «Титаника». Вскоре после его гибели золотой век океанских лайнеров закончился. Это и есть до предела упрощенный пример эфемерализа-ции, — одного из принципов, использовавшихся доктором Фуллером для предс­казания будущего.

Эфемерализация—это процесс, когда что-то возникает маленьким, выраста­ет в размерах, становится слишком большим, а затем — снова маленьким и вне­запно исчезает или становится невидимым, как в случае с беспроводной связью. В некоторых случаях окончание роста знаменуется катастрофой, как в случае с «Титаником» или гигантским дирижаблем «Гинденбург». Фуллер сказал бы, что технология просто переросла себя. Что касается «Титаника» и подобных су­дов такого размера, то они стали слишком большими, чтобы маневрировать, уп­равляющие ими люди уверовали в их непотопляемость, а с другой стороны — на подходе была уже новая технология, и этой новой технологией стал аэроплан. Он родился маленьким и принялся расти, все больше и больше увеличиваясь в размерах.

Наши рекомендации