Являются ли предположения разумными?
Некоторые люди посчитали закон ERISA модифицированной схемой Понци. Понци был аферистом, которому люди давали деньги в ответ на обещание высоких дивидендов. Затем он находил новую группу людей и обещал им то же самое. Он брал деньги у второй группы и раздавал их первой. Первая группа хвасталась всем своим друзьям, после чего их друзья становились ядром третьей группы, которая приносила высокие барыши второй. Схема Понци могла бы работать до бесконечности, если бы кто-то не разобрался в том, чем он занимался. Поэтому, вместо того чтобы стать именем героя, имя Понци сегодня считается ругательным. Когда кто-то говорит, что попался на схему Понци, значит, он оказался достаточно легковерным, чтобы поверить в то, что было слишком хорошо, чтобы быть правдой, — но, к сожалению, эта схема вовсе не так хороша, чтобы быть правдой.
Подозреваю, что многие из нас стремятся верить в вещи, которые слишком хороши, чтобы быть правдой. Нам нравится верить в чудеса, в сказочных фей, в пасхальных кроликов и присматривающих за нами добрых духов. Вот почему когда какой-нибудь финансовый советник говорит: «Эта стратегия носит название систематического изъятия и творит настоящие чудеса», — люди верят ему, так как хотят верить, хотя в глубине души знают, что это может быть неправдой. Понци знал об этой черте людей, и вот почему всегда будут появляться новые схемы Понци, несмотря на то что сам Понци уже давно умер. Только не подумайте, что я сравниваю закон ERISA со схемой Понци. Я просто говорю, что людям нравится верить в то, что этот закон может творить чудеса. Чудеса будут происходить только тогда, когда предположения оказываются правильными. Если они не оправдываются, то слово предположение превращается в ass-u-me.
На позитивной ноте
Богатый папа считал, что в теории закон ERISA был построен на каких-то великолепных идеалах и ценностях. Проблема заключалась в практической его части. Как мы все знаем, между теорией и реальностью часто лежит огромная пропасть. Проанализировав закон, богатый папа обнаружил, что один из его идеалов заключался в том, чтобы дать работникам долю сладкого пирога. До его принятия работники с пенсионным планом категории DB могли почувствовать себя в финансовой безопасности после выхода на пенсию, но у них не было реальной базы активов, которую можно было передать наследникам. Например, если работник ушел па пенсию в 65 и умер в 75 лет, то его выплаты часто прекращались и все инвестированные активы доставались компании. Но в случае с пенсионным планом категории DC, если работник умрет в 75, и у него кое-что еще останется в портфеле, то все неиспользованные активы пенсионного плана будут переданы семье.
У моего бедного папы был пенсионный план категории DB, и поэтому он очень мало мог передать детям. Он жил на учительскую пенсию—маленькую государственную пенсию, которая каждый месяц предоставляла ему определенную степень финансовой безопасности, но когда он умер, ему практически нечего было передать по наследству. Другими словами, пенсионный план категории DB — это не тот план, который вы можете передать вашим наследникам. С другой стороны, если бы у моего папы был пенсионный план категории DC, то его дети унаследовали бы оставшиеся в портфеле активы, если бы они там были, но, разумеется, с учетом грабительских налогов. Теоретически у пенсионного плана DC есть некоторые преимущества, которых не было у пенсионного плана категории DB.
Поэтому весьма позитивной чертой пенсионных планов категории DC было то, что они попытались помочь передать громадное богатство Америки и мира в руки рабочих. И в теории пенсионные планы категории DC должны работать, потому что на свете столько богатств, что каждому человеку может достаться маленький кусочек сладкого пирога. В конце концов, богатства мира почти неисчерпаемы.
Но, конечно, это всего лишь великая идея, которая замечательна только в теории. Реальность такова, что 90 процентами богатств владеют всего 10 про-I* центов людей. Почему так происходит, я объясню в следующей главе, главе о самой большой ошибке, которая приведет к самому большому фондовому краху в истории и которая заставляет богатства мира оставаться в руках всего 10 процентов людей.
Хорошая новость заключается в том, что если вы поймете эту ошибку и сумеете ее избежать, то ваши шансы присоединиться к 10 процентам, контролирующим 90 процентов богатств, резко повысятся.
Глава 6