Роль гос-ва в развитии нац конкурспособности. Ключевые направления для стран с с разл уровнем эк развития

Конкурентоспособность национальной экономики проявляется в международной конкуренции. . Ее изменения характеризуются такими показателями, как темп роста ВНП, темп роста производительности труда, заработной платы, доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в стране, расходы на образование, фундаментальную науку, НИОКР в процентах к ВНП, доля в экспорте страны сырьевых и трудоемких отраслей, капиталоемких отраслей, отраслей высоких технологий, доля в мировом экспорте и т.д.

В целом выделяют 2 основных пути достижения международной конкурентоспособности:

«Верхний путь»- приносящий гораздо более высокую экономическую отдачу и создающий основу для устойчивого экономического роста и вклбючающий:

-доступ к новейшим технологиям на основе разработки и внедрения новейших технологий, технологическое лидерство на одном или нескольких перспективных мировых рынках;

- основное орудие конкурентной борьбы - создание новых рынков и максимизации рыночной ценности уникальной, новой или уникально улучшенной продукции;

- участие в глобальных производственных цепочках, организация и управление собственными транснациональными производственными цепочками.

- конкурентные условия - высокая защищенность от ценовой конкуренции благодаря технологической сложности продукции и законам об охране интеллектуальной собственности;

- высокие цены и доходы от экспорта инновационных товаров и услуг.

- экономические последствия роста среднего уровня оплаты труда - повышение оплаты труда в экономике, основанной на знаниях, способствует прогрессивному накоплению человеческого капитала, необходимого для дальнейшего повышения инновационности как главного фактора конкурентоспособности;

- направление международных потоков человеческого капитала - «приток мозгов» на основе высокой оплаты труда и широких возможностей для профессионального роста, что привлекает высокообразованных иммигрантов из других стран;

- направление международных потоков финансового капитала - приток капитала из менее развитых стран благодаря более широким возможностям прибыльного инвестирования в инновационные производства и относительной стабильности экономического развития;

- долгосрочные последствия для устойчивости национального экономического роста, кумулятивное нарастание преимуществ в области технологической инновационности;

- решение глобальной проблемы расширения технологического разрыва между богатыми и бедными странами, угрожающей не только стабильности мировой экономики, но и международной безопасности.

Нижний путь» -ведущий к обедняющему экономическому росту и грозящий экономическим тупиком:

-освоение быстро устаревающих иностранных технологий, полученных вместе с иностранными инвестициями или по иностранным лицензиям. «догоняющее» технологическое развитие;

-конкурентоспособность достигается на уже существующих рынках путем минимизации издержек производства стандартной продукции с помощью заимствованных технологий;

-участие в наименее выгодных звеньях транснациональных цепочек, контролируемых иностранными инвесторами, или самостоятельный экспорт сырьевых товаров;

-низкая защищенность от ценовой конкуренции, в том числе и со стороны более бедных стран с еще более низкой оплатой труда;

-низкие, неустойчивые или даже постоянно падающие цены и доходы от экспорта сырьевой или стандартной, быстро устаревающей продукции;

-повышение оплаты труда непосредственно подрывает международную конкурентоспособность экономики, конкурирующей с помощью снижения цен и зависимости от иностранных инвестиций;

-«утечка мозгов» - низкая оплата труда, низкий социальный статус, ограниченные возможности для профессионального роста толкают к эмиграции многих из наиболее способных и активных профессионалов;

-«бегство капитала» - низкий инновационный потенциал экономики, низкая продуктивность факторов производства, ограниченные возможности для прибыльных инвестиций и экономическая нестабильность ведут к массовому оттоку капиталов в более развитые страны:

-неустойчивость экономического роста и угроза обедняющего экономического роста, риск международной маргинализации национальной экономики.

Признаками государства с конкурентоспособной экономикой в современных условиях являются:

- динамизм и производительность национального рынка, макроэкономической среды, финансовой системы;

- развитие инфраструктуры;

- следование экономики общемировой тенденции глобализации производства и обмена;

- развитие национальной системы среднего и высшего образования;

- активизация инвестиционной деятельности в условиях политической стабильности и правовых гарантий, предоставляемых инвесторам.

1) верхний путь к конкурентоспособности – на основе осво- ения новых знаний и технологий; 2) нижний путь – на основе привлечения иностранных инвестиций ценой предоставления дешевых трудовых и при- родных ресурсов

31.инструм упр-я-стандартизированый набор принципов и методик упр-я,кот могут применяться с небольш изменениями в различ.компан. условно делятся на групы:1нацеленые на повыш эф-сти осн.процессов(в осн. эти инструм нацел на повыш кач-ва продукц,сниж брака,сокращ произв издерж, однако их внедрение затрагив все аспекты упр-я и часто приводит к значит изменен в корпорат.культуре компаний)2ориентир-е на построение эф-ных информац потоков(способствую улучшен информ.обмена внутри комп,что позволяет принимать более точны управленчес реш-я)3нацелен на мотивац сотрудн 4проч. 1гр:всеобщий контроль кач-ва(TQM),6 сигм,бережливое произ-во,реинжениринг бизнес-процес,Just in time,теория ограничений. 2 гр:контроллинг,бюджетирование, планирование и упр-е ресурс п/п-я(ERP), упр-е взаимоотнош с клиентами (CRM),управл цепями поставок(SCM),учет затрат по видам деят-ти(ABC),бюджетирование по видам деят-ти(ABB).3 гр: вовлечение,грэйдинг,ассессмент,оценка 360 градусов. 4 гр:сбалансированая сист показателей,управление знаниями(KM),ускоренная разработка нов.продуктов и тд.

Инструменты помогают в реализ стратегии п/п-я.Современной комп нужно определится с показателями эф-сти деят-ти.Большинство комп отслеживаю станд фин.показатели,забывая о важности показателей отраж.операцион. деят-ть,наличие в комп талант сотрудн,способность комп удержать их, хар-ер взаимоотнош с потребит,а также взаимоотнош с внеш миром-поставщик, гос.орг и тд. TQM-комп должна работ н только над кач продукц но и над кач работы комп включ персона.3составляющие:кач продукц;кач организации процессов;ур-нь квалиф перс.в основе TQMлеж.след принципы: ориентац на потребит-ля,вовлечение раб-ков;системный подход к упр-ю,пост.улучшение

6сигма-Суть- необходимость улучш кач выходов кажд из процессов, миним изац дефектов и статистич отклонений в деят-ти.использ-ет статистич мето ды,требует использ измеримых целей и результатов,предполаг создание спец рабгрупп на п/п-ии,осуществляющих проекты по устранению проблем и совершенств процессов («чёрные пояса», «зелёные пояса»).бережливое произ-надо производить ту ценность,кот ждет потреб-ль и прилагать именно то кол-во усил,кот для этого необх.устранен любых действий, кот потреб ляют рес-сы, но не создают ценности (не явл-ся важными) для потребителя. АВС и АВВ-идея леж в осн-принятие более грамотн реш-й на основе точн инф о всех затратах и дох.АВС-расчет себестоимости по объектам затрат включая косвен.затраты.АВВ-формир-е бюджетов по видам деят-ти-сначала опр-ют плановые показатели для объектов затрат,затем они сводятся к план. Показат-ям расходов.ERP-предполаг.сведе́ние всех операций в единую базу для последующ обработки и получ-я в реальн.времени сбалансированных планов.CRM-ориентир на сбор разнообразн инф о клиентах с целью лучше знать потребности и лучше их удовлетв.SCM-в случае полной реализации представл собой создание интегрир.цепи поставок,где разн компан в автома тич реж.обенивают инф-ей,необх.для оптимизац всей производств цеп.КМ- суть в том,что организовать эффективн сбор знаний,их хранение,распростр анен и использ-е.(созд-е баз данных,куда систематически заносят проекты, отчеты и др.док-ы)

33.инструменты управления произв деят п/п-я. Аутсорсинг, краутфандинг…

Аутсорсинг — использование фирмой-заказчиком на контрактной основе ресурсов сторонней организации.

В процессе развития аутсорсинга появляются определения, отражающие отдельные стороны данного вида услуг или исторические особенности формирования рынка аутсорсинга. Так, под аутсорсингом понимается:

-передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании;

-стратегия управления компанией, направленная на передачу ведения функционально необходимых, но не основных направлений в деятельности организации компаниям, специализирующимся в этом конкретном роде деятельности:

-использование внешних ресурсов для выполнения деятельности. традиционно ведущейся силами собственного персонала и с использованием собственных ресурсов:

-специализированная деятельность (комплекс услуг для решения задач по автоматизации и информатизации деятельности и инженерного обеспечения одной компании, предоставляемый другой компанией);

-способ повышения эффективности функционирования предприятия за счет концентрации всех усилий на основной деятельности и передачи непрофильных бизнес-процессов на выполнение сторонней, специализирующейся на этих бизнес-процессах организации, способной более эффективно решать поставленные перед ней задачи;

-способ оптимизации деятельности филиалов компании за счет концентрации усилий на основной деятельности и передачи непрофильных, вспомогательных функций внешним специализированным организациям (аутсорсерам) на договорной основе с соответствующим сокращением персонала предприятия, занятого выполнением непрофильной, вспомогательной функции.

Основным критерием вывода или не вывода процессов на аутсорсинг является снижение издержек (за счет более высокой эффективности работы компании-аутсорсера) и повышение качества предоставляемых услуг.

Краудфандинг это современная альтернатива банковскому кредиту и, как правило, используется стартапами, предпринимателями или творческими людьми, которым нужны деньги для финансирования своих идей. Проще говоря, краудфандинг это получение денег от множества людей, которые заинтересованы в финансировании вашего проекта.

Краудфандинг может также относиться к финансированию компании посредством продажи малых долей предприятия широкому спектру инвесторов. Этот тип краудфандинга недавно получил особое внимание американских должностных лиц. В апреле 2012 года президент США Барак Обама подписал новый закон под названием JOBS Act (Jumpstart Our Business Startups Act), позволяющий стартап-компаниям собирать до $1 млн посредством краудфандинга, без подачи бумаг и регистраций на продажу акций, как практиковалось ранее

Виды краудфандинга

1. Reward crowdfunding — это наиболее популярный тип краудфандинга. Он подразумевает подарки и другие призы тем, кто согласится финансировать вашу идею.

2. Equity crowdfunding — этот тип предполагает продажу небольшого процента вашего бизнеса или предлагает долю в вашей компании в рамках долгосрочных инвестиций.

3. Debt crowdfunding — это новый тип краудфандинга. Вы просите деньги в обмен на долю в будущем предприятии или на обещания возврата инвестиций.

Краудфандинг (коллективное финансирование, от англ. crowd funding: crowd — «толпа», funding — «финансирование») позволяет предприятиям, организациям и частным лицам привлечь фиксированную сумму средств в качестве займа, инвестиций или пожертвования. Некоторые компании обращаются к краудфандингу, чтобы получить также моральную поддержку для нового проекта или идеи. Чаще всего в рамках метода деньги собирают в установленные сроки с помощью социальных сетей. Участники краудфандингового проекта, которые делают взносы, вносят в фонд сумму не ниже установленной минимальной и часто получают в обмен милое символическое вознаграждение: значки, браслеты или пирожные.

Отличие краудфандинга от благотворительности заключается как раз в том, что каждый человек, который вносит свои деньги, обязательно получает что-то взамен.

Краудсорсинг от англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов» - передача определённых производственных функций неопределённому кругу лиц, которая не предполагает заключение трудового договора. Иными словами, это использование потенциала огромного количества людей для решения различных задач, которые возникают при ведении бизнеса.
Краудсо́рсинг (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением инфокоммуникационных технологий.«Краудсорсинг» – это когда к решению той или иной проблемы привлекается группа людей в режиме онлайн, так что в проекте потенциально участвуют тысячи человек. Этот метод часто используют для получения массовых отзывов на тот или иной продукт.

ПреимуществаДоступ к талантливым кадрам по всему миру[5].

Аутстаффинг (англ. out — «вне» + англ. staff — «штат») — это способ управления персоналом, предполагающий оказание услуг в форме предоставления в распоряжение заказчика определенного количества работников, не вступающих с ним в какие-либо правовые отношения (гражданско-правовые, трудовые) напрямую, но оказывающих от имени исполнителя определенные услуги (работы) по месту нахождения заказчика.

Иногда путают понятия «аутсорсинг» и «аутстаффинг». Аутсорсинг — это передача ранее самостоятельно реализуемых компанией функций внешней компании-исполнителю, специализирующейся на реализации таких функций (например, услуги колл-центров, компаний, занимающихся уборкой зданий, юридических и бухгалтерских компаний, компаний по приготовлению и доставке обедов в офис и т. д.). Аутстаффинг предполагает передачу не функций, а конкретных работающих в компании сотрудников. При этом эти сотрудники оформляются в штат сторонней организации, а фактически работают на прежнем месте и выполняют прежние функции.

Субконтрактинг (субконтрактация) — одна из форм производственного (промышленного) аутсорсинга, применяемая промышленными предприятиями дляоптимизации производственных процессов. Заключается в том, что одно промышленное предприятие (контрактор) размещает на другом предприятии (субконтракторе) заказ на разработку или изготовление некоторой продукции, или на выполнение технологических процессов в соответствии с требованиямизаказчика, позволяющее компании-контрактору выстроить более действенную и эффективную организационную структуру производства.

Применение механизма субконтрактации (субконтрактинга) позволяет головному предприятию (контрактору) избавиться от непроизводительных издержек на содержание недозагруженных производственных мощностей и сконцентрировать усилия на важнейших задачах — технологическом перевооружении, обновлении модельного ряда выпускаемой продукции. Субконтракторы (как правило, малые и средние предприятия), выполняя работы по субконтрактам, достигают высокого уровня загрузки оборудования и высокой производительности. Применение механизма субконтрактации позволяет оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность, как на уровне предприятия, так и на уровне региона.

Формы субконтрактинга

К помощи других предприятий главная компания прибегает чаще всего в двух случаях. Для их разделения приведем классификацию UNIDO.

Общепроизводственная субконтрактация – форма субконтрактинга, при котором контрактор частично передает субконтрактору производство продукции. Ее различают по объему и виду выпускаемой продукции. Составляет 60% субконтрактинговых сделок.

Специализированная субконтрактация – в этом случае компания-контрактор не имеет необходимого оборудования и передает некоторые технологические процессы субконтракторам. На ее долю приходится 30% договоров в сфере субконтрактинга.

Субконтрактация на основе перемещения производства.

В основе сотрудничества предприятий могут лежать:

1. использование сырья контрактора;

2. использование специальных инструментов и/или оборудования, поставляемых контрактором;

3. выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Сотрудничество может быть временным или постоянным, но в любом случае необходимо четко обговорить условия сотрудничества.

34.Использование современных инструментов менеджмента в России

В России любое образование, в том числе и менеджеров, построено на знании теории.

Практика менеджмента считается вторичным делом по отношению к теории. Априори предполагается, что хорошо подкованный в теории менеджер всегда найдет выход в практической ситуации. На западе же подход совершенно иной. Там технические знания менеджера не считаются обязательными для руководителя, даже если он руководит техническим отделом или производственным предприятием.

В западной теории менеджмента сделан однозначный вывод, что для менеджера основным знанием является умение руководить людьми и ресурсами. При этом техническая грамотность является желательной, но не обязательной.

Считается, что “технический специалист может попросить технической помощи без ущерба для своего авторитета, но технический специалист не может попросить других принять за него административное решение”1. Кроме того, считается, что “менеджмент никогда не будет точной наукой. Для этого в нем слишком много внешних переменных”2. Поэтому западные школы менеджмента гораздо больше ориентированы на практические умения менеджера, чем на его теоретическую подкованность.

Все западные бизнес школы огромное внимание уделяют разбору практических случаев, так называемых кейсов (case). Не тех кейсов-чемоданов, которые носят менеджеры, а кейсов-случаев из практики менеджмента. Каждая бизнес школа имеет огромный запас практических примеров. Особенность таких примеров в том, что они не имеют однозначного оптимального решения.

Если же спросить руководителей крупных российских компаний, какими инструментами менеджмента они пользуются и какие из них дают наилучшие результаты, то шансы получить четкий, структурированный ответ не слишком высоки, говорит Юрий Спекторов, партнер московского офиса Bain. Но это совсем не значит, что россияне умеют руководить хуже своих западных коллег, заключает он.

35. фин безоп(ФБ)-опр.уровень независимости,стабильности,стойкости фин сист гос-ва в усло-ях влияния на нее внеш и внутр факторов,кот составляют угрозу ФБ;способн гос.органов :обеспечив устойчивость эк.развития гос;ус тойчивость платежно-расчетной сист и осн.фин-эк параметров;нейтрализов ывать воздейств мировых фин.криз.и преднамеренных действий ин.гос-в, ТНК,и др,теневых структур на нац эк и соц-политич сист;предотвращать бег ство капитала из реал сектора эк; наиб оптимально привлекать и использ сре дства ин.заимствований; предотвращать преступления и администр.правон аруш-я в фин.правоотнош.Виды:бюджетн(способн бюд.сист.обеспеч платеж еспособн.гос-ва с учетом баланса дох и расх и эффект.использ бюд.средств) налог(способн непрерывн и пост финансир-я гос-ва путем взимания налог и сбор)ФБ банк сист(обеспеч наиб эффективн использ-я ресурсн. потенциала, создан благопр услов для реализац эк.интересов банк учреждений предупре ждении внутр и внеш угроз банк.сис,создание усл-ий для ее эфф и стабильн функционир),валютн(обеспеченность гос-ва ден. средств,достаточными для соблюдения полож.сальдо платеж.бал,выполнен междунар обязательств, накопления необх Vвалют.резервов,поддерж.стабильности нац.ден.ед)ден- кредит(такое сост ден-кред сист,кот хар-ся стабильностью ден.ед-цы, досту пностью кредит ресурс и таким уовнем инфляц,кот обеспеч стабильн эк.рост и повыш реал дох.насел-я)инвестицион(уровень инвестиц,при кот удовлетв-ся текущ потребности эк-ки в капит.вложениях с учетом эффек использ-я и оптим соотнош между ин.инвестиц.и отечественными за границ,поддержан полож.нац.платеж.бал)ФБстрахового рынк(такой ур-нь обеспеченности страх.комп.фин ресурсами,кот дают возможность в случае необходимости возместить убытки клиент)ФБфонд рынк,долговая безопас.Проблемы:многие сферы гос.упр-я становятся регулируемыми крупнейшими ТБС (ТНК,ТНБ и тп),когда речь идет об их интересах.воздействие ТБС на ситуац может быть как в прямой форме,так и в косв-через планир-е своего бизнеса и влияния на эксп и имп.;глобальн нарастание неустойчивости мир.фин. сист;возникновение кризисных тенденций.стратегия ФБ России: определе ние геофинансовых зон влияния России;опр-ние критериев и порго.знач фин.сист.,отвечающих требованиям ФБ;разработка механизмов и мер иден тификации угроз ФБ России и их носителей;хар-стика областей их проявле ния;установление осн субъектов угроз, механизмов их функционир-я,крите риев их воздейств на нац.эк и соц-политич систему;разработка методологии прогнозир-я,выявления и предотвращения возникновения факторов,изза кот. возникают угрозы ФБ;организацию сист. органов гос.финанс.контроля; фор мир-е механизмов и мер фин-эк политики и институциональных преобразов аний, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов; Внут угрозы:затяжной хар-ер эк.кризиса;сокращ ресурсов в фин-крудит сфере для выхода из эк.криз;криминализация эк.отнош;Внеш.угр:утрата внешнеэк позиций России изза вытеснения зар.конкурентами с рынков и введения санкций,повыш внешн фин.задолженности Р.;зависимость курса нац.вал.от цен на энергоносители.

36.фин.отнош-отнош связ с распределение,перераспредел и использов ден. средств.финансы-обособленные от движ-я тов ден средства в различн видах и формах/ден ресурсы,имеющ.целевое назнач-е.Фин. сист-совок фин отнош. Структура:1.Финансы гос-ва(федеральн. финансы(гос.бюдж,внебюдж.фонды ),финансы субъект фед(бюдж рег и внебюдж фонды),финансы местн.само упр-я(бюджет)2.финансы п/п-я 3финансы домохоз.главн цель фин.сист-создание таких услов при кот.воспроизводство нац.продукта будет осущ-ся при полн занятости и низк уровне инфляц.Фин безоп России:Сист гос.орган обеспеч ФБ включ 2 уровня:федер и региональ.Возглавляет систему Презид РФ(он обеспеч законодат.обеспече-е и формир-е сист органов гос.власти , для обеспеч ФБ).Совет Безопасн(главн координирующ орган обесп безопас) Федер собр-е(законодат упр-е финансами) ПравительствоРФ(руководит раб отой органов,обеспеч.ФБ,контролир их деят)Мин-ство финансов (осущ выработка единой го.финанс,кредитн,денеж политики и нормативн-правов регулир в фин сфере а также координац и контроль деят-ти органов обеспечивающ ФБ),Фед служба по фин.рынкам, Фед.антимоноп.служба,Мин внутр дел, Федер служба безоп РФ. Механизм обесп ФБ-фин.контроль. включ в себя фин.мониторинг (федер служба по фин.монитор) и правоохр анит.блок.Фин монит-проверка организаций,осущ операции с ден.средств или иным имуществом,выявление подозри.операций,при наличии достаточн оснований передача информаци правоохранит.органам.Законы:О противоде йствии легализац (отмыванию) дох полученных преступн. путем и финансир -ю террорирзма.ФБ банковс.сист-зависит от след. факторов:политич и эк стабильность;ур-нь зависимости бан.сист страны от внутр и внеш источни ков финансир-я;ур-нь концентрации активов банков в фин.учреждениях др. гос-в;ур-нь концентрации активов банков по отраслям эк-ки или финансово-промышленным группам;структура собственности на банковские учрежд-я; ур-нь доверия к банк сист гос-ва.Направления обесп ФБ банк сист: противод ейств негативн последствиям от внеш потрясений;обеспеч стабиль функцио нир-я бан.сист.;обеспеч сов-сти условий защиты устойчив развит банк сист. Мероприятия:Диверсификация пассивов, для обеспеч независимости банка от источников финансирования, поведение кот. трудно прогнозировать; угроза-Блокирование другими фин. учрежде ниями активов банка.Мера-Размещение корсчетов в авторитет фин. учрежд-ях.Мониторинг их фин.сост и политич.зависимостей.

37.гос.бюдж-совок бюдж отнош по формир-ю и использ-ю бюдж.фонда страны. Бюдж.отнош возникают в распределит процессе и связаны с формир и использов-ем централизованного фонда ден.средств,предназначенного для удовлетвор общегосударств потребностей.ГБ является формой перераспределительных отнош,связ с обособлением части нац дох в руках гос-ваи ее использованием с целью удовл потребностей всего общества и отдельн.его территорий;с помощью бюдж происх перераспредел-е нац дох между отраслями нар.хоз-ва,территориями,и сферами обществ.жизни.Централизация ден.средств нужна для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего нар.хоз-ва для обеспеч-я функционир-я эк-ки в целом.Го-во нужд в централизов.средствах для финансир-я приоритетн.отраслей,для провед-я соц-культ мероприят, обороны страны.Бюдж.безопасность-состояние обеспечения платежеспособности гос-ва с учетом дох и расх гос.иместного бюджетов.Налог безопасн-состояние налог сист при кот обеспечивается непрерывн и достаточное финансир-е гос-ва и муницип образований посредством взимания налогов и сборов.Бюдж-налог безоп предусматривает:недопущ-е дефицита бюдж на всех уровнях сверх предельно допустимого уровня, соблюение принципа бюж федерализма, бюджетное обеспечение внешних и внутренних обязательств гос-ва,достиж-е уровня собираемости налогов и неналог дох бюжета в соответствии с установл законом налогооблагаемой базой,налоговыми ставками, отчислениями в бюджет,предотвращение чрезмерной налог.нагрузки.В зависимости от фин ситуации в стране гос-во определяет ,регулирует, изменяет дох и расх бюджета,виды налогов,уровни налог.ставок.Угрозы налог.безоп-нарушение законодат-ва о налогах и сборах-налогов преступления.о масштабах налог преступности в стране свидетельствует: значит разрыв между офиц и реал дох населения, сильная разность между расходами на потребление отдельн граждан и декларируемыми ими доходами,скрытая занятость населения,снижение собираемости налогов, увеличение бюжетной недоимки из года в год, повышение объемов капитала незаконно вывозимы зарубеж.Уровень бюдж.безоп.гос-ва является обратно пропорциональным величине бюдж.дефицита.При этом дефицит выступает важнейшим фактором в системе угроз не только бюджетной, но и фин. безопасности гос-ва.

38. Обеспечение эк.безопасности на основе оценки рисков.

Риск снижения финансовой устойчивости (или риск нарушения равновесия финансового развития) предприятия определяется несовершенством структуры капитала (чрезмерной долей используемых заёмных средств на предприятии), что вызывает дисбаланс положительного и отрицательного денежных потоков предприятия по объёмам.

Риск неплатёжеспособности (или риск несбалансированной ликвидности) предприятия определяется снижением уровня ликвидности оборотных активов, что вызывает дисбаланс положительного и отрицательного денежных потоков предприятия во времени.

Инвестиционный риск означает возможность возникновения финансовых потерь в процессе осуществления инвестиционной деятельности предприятия. В соответствии с видами инвестиционной деятельности различают риск реального инвестирования и риск финансового инвестирования, которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные подвиды. Например, в составе риска реального инвестирования могут быть выделены риски несвоевременной подготовки инвестиционного проекта, несвоевременного завершения проектно-конструкторских работ, несвоевременного окончания строительно-монтажных работ т.п.

Инфляционный риск означает возможность обесценения реальной стоимости капитала (в форме финансовых активов предприятия), а также ожидаемых доходов от осуществления финансовых операций в условиях инфляции.

Процентный риск состоит в непредвиденном изменении процентной ставки по финансовым ресурсам. Этот вид риска подразделяется на: позиционный риск — возникает, если проценты за пользование кредитными ресурсами выплачиваются по «плавающей» ставке (например, компания, выдающая кредит или имеющая депозит в банке, понесёт убыток в случае понижения процентных ставок); портфельный процентный риск — это риск, который отражает влияние изменения процентных ставок на стоимость акций и облигаций (например, увеличение процентных ставок на основные кредитные ресурсы уменьшает стоимость портфеля финансовых инструментов); структурный процентный риск — это риск, связанный с воздействием изменения процентных ставок на экономическое положение предприятия в целом.

Валютный риск характерен для предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность (импортирующих сырьё, материалы и полуфабрикаты и экспортирующих готовую продукцию). Этот вид риска подразделяется на операционный валютный риск — проявляется в недополучении предусмотренных доходов в результате воздействия изменения обменного курса иностранной валюты на ожидаемые денежные потоки от внешнеэкономических операций предприятия; трансляционный валютный риск (балансовый) — возникает при наличии у головной компании дочерних компаний или филиалов за рубежом, его источником является несоответствие между активами и пассивами компании, пересчитанными в валюте разных стран.

Депозитный риск означает возможность невозврата депозитных вкладов (непогашения депозитных сертификатов). Он связан с неправильной оценкой и неудачным выбором коммерческого банка для осуществления депозитных операций предприятия.

Кредитный риск появляется у предприятия при предоставлении им товарного (коммерческого) или потребительского кредита покупателям. Этот вид риска подразделяется на риск прямых убытков, который возникает в случае невозврата кредита или его части; риск косвенных убытков, связанный с задержкой уплаты основного долга и процентов по нему; процентный риск — если кредит выдан под «плавающую» процентную ставку.

Налоговый риск характеризуется: вероятностью введения новых видов налогов и сборов на осуществление отдельных аспектов хозяйственной деятельности, возможностью увеличения уровня ставок действующих налогов и сборов, изменением сроков и условий осуществления отдельных налогов, вероятностью отмены действующих налоговых льгот в сфере хозяйственной деятельности предприятия.

Структурный риск определяется неэффективным финансированием текущих затрат предприятия, что вызывает высокий удельный вес постоянных издержек в общей их сумме.

Криминогенный риск проявляется в форме объявления партнёрами предприятия фиктивного банкротства, подделки документов, обеспечивающих незаконное присвоение сторонними лицами денежных и других активов, хищения отдельных видов активов собственным персоналом.

Прочие виды рисков — это риски, например, несвоевременного осуществления расчётно-кассовых операций (связанные с неудачным выбором обслуживающего коммерческого банка); риск эмиссионный и др.

Риски подразделяют по совокупности финансовых инструментов на индивидуальные и портфельные.

Индивидуальный финансовый риск характеризует все виды рисков, присущие отдельным финансовым инструментам.

Портфельный финансовый риск характеризует все виды рисков, присущие комплексу финансовых инструментов, объединённых в портфель (например, кредитный портфель предприятия, инвестиционный портфель и т.п.).

По характеризуемому объекту риски подразделяются на риск отдельной финансовой операции, риск различных видов финансовой деятельности, риск финансовой деятельности предприятия в целом.

Риск отдельной финансовой операции характеризует в комплексе все финансовые риски, присущие определённой финансовой операции (например, все риски, связанные с приобретением конкретных акций).

Риск различных видов финансовой деятельности — это, например, риск инвестиционной или кредитной деятельности предприятия.

Риск финансовой деятельности предприятия в целом — это комплекс всех видов рисков, присущих финансовой деятельности предприятия. Он определяется спецификой организационно-правовой формы деятельности предприятия, структурой капитала, составом активов, соотношением постоянных и переменных издержек и т.п.

Важным элементом системы управления рисками является разработка мероприятий по их снижению. Выделяют следующие мероприятия по снижению рисков компании:

§ нормативный метод;

§ создание страховых (резервных) фондов;

§ страхование риска;

§ страхование процентного риска;

§ хеджирование;

§ диверсификация.

Нормативный метод - это установление определенных нормативов, лимитов, ограничений на проведение определенных действий, а именно: установление предельного объема выпуска продукции, предельного объема отгрузки продукции в кредит (с учетом финансового положения потребителей), лимитов на привлечение заемных средств, лимитов на объем инвестиций в определенную сферу деятельности (по конкретным структурным подразделениям, уровням ответственности и т. д.) и др.

Наши рекомендации