Национ и междунар конкурспособность страны6понятие,хар-ки,науч трактовки.
Национальная конкурентоспособность (англ. National Competitiveness) — многозначный термин, который чаще всего обозначает:
1. способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе;
2. уровень производительности факторов производства в данной стране;
3. способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках.
4. В рамках первых двух определений повышение национальной конкурентоспособности отождествляется с ростом жизненных стандартов и ускорением экономического роста. Поэтому понятие национальной конкурентоспособности тесно связано с такими областями экономической теории, как теория экономического развития и теория экономического роста, а также с интегрирующей обе эти теории теорией капитала. По этой причине конкретные подходы к повышению национальной конкурентоспособности зависят от приверженности тем или иным научным школам в рамках этих теорий, которые дают разные ответы на вопрос «что работает, а что — нет». В частности, широко известны «Индекс перспективной конкурентоспособности» и «Всемирное табло конкурентоспособности», которые отражают взгляд Всемирного экономического форума и Института развития менеджмента на то, какие именно факторы определяют экономический рост стран.
5. Повышение национальной конкурентоспособности на основе третьего определения тесно связано со следованием традиционной промышленной политике в части поддержки конкретных компаний — «национальных чемпионов» или экспортеров — и политикой поддержания низкого курса национальной валюты.
6. Между повышением конкурентоспособности в первых двух смыслах и повышением конкурентоспособности в третьем смысле существует серьёзное различие. Национальная конкурентоспособность в первых двух смыслах не предполагает с необходимостью участия страны в международной торговле — бизнес в стране может быть очень производительным, но не торговать с компаниями из других стран. В рамках же третьего определения конкурентоспособность проявляется исключительно на международном рынке.
Международная конкурентоспособность страны - это обусловленное международным разделением труда, а также национальными факторами производства и условиями реальное ее положение на мировых рынках, способность товаров и услуг страны обеспечить эффективную конкуренцию на этих рынках товарам и услугам других стран.
Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума (World Economic Forum).
Настоящий документ подготовлен совместно с организацией Centre for Global Competitiveness and Performance of the World Economic Forum. Републикация текста не разрешена.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
Наименование исследования: Индекс глобальной конкурентоспособности / The Global Competitiveness Index
Тип исследования: 1. Экспертно-аналитическое исследование.
12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность:
1. Качество институтов.
2. Инфраструктура.
3. Макроэкономическая стабильность.
4. Здоровье и начальное образование.
5. Высшее образование и профессиональная подготовка.
6. Эффективность рынка товаров и услуг.
7. Эффективность рынка труда.
8. Развитость финансового рынка.
9. Уровень технологического развития.
10. Размер внутреннего рынка.
11. Конкурентоспособность компаний.
12. Инновационный потенциал.
В своей книге Competitive Advantage of Nations М. Портер приводит определённым образом сферы, где можно достичь конкурентных преимуществ, их четыре. В целом это больше подходит к конкурентоспособности предприятий.
Снижение издержек (Lower Cost) | Дифференциация (Differentiation) | |
Широкая цель (Broad Target) | Лидерство в издержках (Cost Lidership) | Дифференциация (Differentiation) |
Узкая цель (Narrow Target) | Направленные издержки (Cost Focus) | Направленная дифференциация (Focus Differentiation) |
При анализе конкурентоспособности М. Портер выделил 4 стадии:
1. Стадия, движимая факторами
2. Стадия, движимая инвестициями
3. Стадия, движимая инновациями
4. Стадия богатства