Виды экономической политики, их сочетание и институты. Макроэкономическая политика в закрытой и открытой экономике: проблемы и особенности формирования.
Экономическая политика – система экономических мер и действий, проводимых государством с целью развития экономики страны, улучшения благосостояния и уровня жизни населения, ускорения экономического роста и др.
Виды экономической политики:
· инвестиционную – это финансирование и долгосрочное кредитование государством различных отраслей народного хозяйства. Инструменты: субсидии, государственные кредиты;
· денежно-кредитную – это регулирование Центральным Банком денежного обращения и кредита;
· внешнеэкономическую – государственная политика, проводимая с целью привлечения иностранного капитала, развития собственного конкурентоспособного производства и внедрения отечественной продукции на иностранные рынки, развития внешнеэкономических связей, осуществления совместных проектов и т . д. ;
· социальную – это деятельность государства, связанная с созданием жизненных благ и услуг для улучшения условий жизнедеятельности людей;
· фискальную – это государственная политика в области налогообложения, государственного бюджета, проводимая с целью обеспечения занятости населения и поддержания стабильного уровня инфляции.
Каждая из видов располагает системой методов или инструментов воздействия на экономику.
Инструменты внешнеэкономической политики:
законодательное установление таможенных пошлин, обменных курсов валют;
· использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.
Инструменты социальной политики:
регулирование минимальных ставок оплаты труда;
· установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.
Инструменты фискальной политики:
изменение налоговой структуры;
· изменение налоговых ставок;
· изменение величины госрасходов.
Совокупность этих методов регулирования экономики можно подразделить на:
прямые (административные);
· косвенные (экономические).
Прямые (административные) методы регулирования базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Это квотирование, контроль за ценами, доходами, лицензирование, установление госзаказов, тарифов, нормативов, стандартов, гарантированного минимального уровня заработной платы, пособия по безработице. Особенно большое место занимают правовые меры (законы)
Косвенные (экономические) методы регулирования базируются на денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, валютной, внешней политике.
Системное (комплексное) использование методов государственного регулирования экономики называется макромаркетингом.
Государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.).
Кривая Филлипса: содержание, роль, динамика значений
Кривая филипса отражает взаимосвязь между темпами инфляции и безработицы.
Кейнсианская модель экономики показывает, что в экономике может возникнуть либо безработица (вызванная спадом производства, следовательно уменьшением спроса на рабочую силу), либо инфляция (если экономика функционирует в состоянии полной занятости).
Одновременно высокая инфляция и высокая безработица существовать не могут.
Кривая Филипса была построена А.У. Филлипсом на основе данных заработной платы и безработицы в Великобритании за 1861-1957 годы.
Следуя кривой Филлипса государство может выстроить свою экономическую политику. Государство с помощью стимулирования совокупного спроса может увеличить инфляцию и снизить безработицу и наоборот.
Кривая Филипса была полностью верна до середины 70х годов. В этот период случилась стагнация (одновременный рост инфляции и безработицы), которую кривая филипса не смогла объяснить.
Как следует из кривой Филипса, при проведении экономической политики приходится чем-то жертвовать. Если общество негативно относится к безработице, но терпимо к инфляции, то государство может стимулировать совокупный спрос, увеличивая инфляцию и снижая безработицу.
Макроэкономическая политика — это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса.
Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени. Поэтому, в зависимости от состояния экономического развития, меняются не только задачи макроэкономической политики, но и ее виды (антициклическая, антиинфляционная, экономического роста, стабилизации). В настоящее время макроэкономическая политика стран с развитой рыночной экономикой направлена на достижение следующих задач:
§ обеспечение устойчивого роста экономики, позволяющего достичь более высокого качества и уровня жизни населения;
§ обеспечение высокой занятости (при небольшой вынужденной безработице), которая предоставляет возможность всем индивидам реализовать свои производственные способности и получить доходы в зависимости от качества и количества затраченного труда;
§ обеспечение социальной защищенности, гарантирующей достойное существование безработных, нетрудоспособных, престарелых и детей;
§ обеспечение экономической свободы, предоставляющей экономическим субъектам возможность выбирать сферу деятельности и модель экономического поведения;
§ обеспечение общеэкономической безопасности;
§ достижение оптимального платежного баланса, обеспечивающего установление равновесия в международных товарных и денежных потоках, стабилизацию курса национальной валюты.
Цели макроэкономической политики (макроэкономики):
Признаки открытости экономики:
– включенность в международные экономические отношения и в общемировые тенденции развития, высокая внешнеэкономическая компонента национальной экономики (прежде всего экспорт и импорт товаров и услуг, масштаб движения капитала, миграционные процессы, включение в мировой фондовый рынок и т.п.);
– свобода выхода во внешний мир экономических субъектов страны;
– низкие (или умеренные) внешнеэкономические барьеры;
– открытие внутреннего рынка для внешних субъектов;
– следование общепринятым в мире нормам (правилам) внешнеэкономической деятельности;
– вхождение в основные международные экономические организации;
– конвертируемость национальной денежной единицы.
Степень открытости экономики страны определяется набором показателей с последующим сопоставлением национальной экономики с уровнями других стран и средними уровнями по определенным позициям, характеризующим международные экономические отношения. Чаще всего в качестве показателя открытости экономики используют показатель доли экспорта в ВВП страны – коэффициент экспортной открытости. По критериям Мирового банка, в высшую группу открытости (открытые экономики) включаются экономики с коэффициентом более 35%, в группу весьма открытых экономик – от 25 до 35%, в группу умеренно открытых экономик – от 10 до 25%, в низшую группу (относительно закрытые экономики) – менее 10%. Средний общемировой показатель (отношение мирового экспорта к мировому ВВП) составил в 2011 г. 31,6%. Доля экспорта к ВВП в России в том же году равнялась 28%, что позволяет отнести ее к странам с весьма открытой экономикой. Другое дело, что данная позиция во многом отражает чрезмерную сырьевую направленность структуры российского экспорта, а это является для современной России серьезной проблемой.
Другими показателями открытости выступают коэффициент импортной зависимости (импорт/ВВП), коэффициент внешнеторговой зависимости (экспорт + импорт = внешнеэкономический оборот/ВВП или полусумма полученного значения), коэффициенты эластичности динамики импорта или экспорта к динамике ВВП и, наоборот, эластичности изменения ВВП к изменению импорта или экспорта. Все они (и подобные им более конкретные и дробные внешнеторговые показатели) характеризуют степень открытости национальной экономики по параметру внешней торговли. По аналогии с ними формируются показатели открытости экономики по другим позициям, отражающим ее включение в иные стороны международных экономических отношений.