Институт экономики и управления промышленными предприятиями
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
КАФЕДРА БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКИ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
Н.А.Виноградская
ГЛОССАРИЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЛИНГ
для магистров по специальности
Москва 2011 г.
Активы предприятия
-капитал предприятия, его собственность, отражаемая в активе баланса. Другими словами-совокупность имущественных средств хозяйствующей единицы.
Активы внеоборотные
– имущественные ценности предприятия, многократно участвующие в производственно-хозяйственной деятельности предприятия и переносящие свою стоимость на себестоимость продукции частями.
Активы оборотные (оборотные средства, оборотный капитал, текущие активы)
– имущественные ценности, участвующие в производственно-коммерческой деятельности предприятия, изменяющие свою первоначальную вещественно-материальную форму, потребляемые в течение одного производственного цикла и переносящие свою стоимость на себестоимость изготавливаемой продукции единовременно.
Амортизация
- способ возмещения капитала, затраченного на создание и приобретение амортизируемых активов путем постепенного перенесения стоимости основных фондов в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции.
Аналитический блок бюджетирования
- методология составления, контроля и анализа сводного бюджета,методики по отдельным подбюджетами квалифицированный персонал, владеющий приемами, методами и навыками в области финансового планирования
Бюджетирование (budgeting)
– часть системы управленческого учета (СУУ), технология управления бизнесом на всех уровнях компании, обеспечивающая достижение ее стратегических целей с помощью бюджетов, на основе системы сбалансированных показателей.
- процесс составления и реализации бюджета - насыщенного количественными показателям документа в практической деятельности компании.
Бюджет предприятия
– оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года. Он отражает расходы и поступления средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности и детализирует показатели текущих финансовых планов и является главным документом, доводимым до так называемых центров ответственности различных уровней.
Бюджетный период
- определенный временной интервал, на который разрабатывается бюджет предприятия
Бюджетный цикл
— это период времени от составления сводного бюджета, до анализа исполнения сводного бюджета.
Бюджет развития
— один из вариантов долгосрочного бюджета, в котором инвестиционный бюджет имеет не только расходную, но и доходную часть, определяемую как доход от инвестиционных вложений за инвестиционный цикл (срок полезной службы инвестиций).
Вертикальный анализ показателей
- определение удельного веса показателей в итоге для выявления и прогноза структурных изменений, выявления общих тенденций. Использование относительных показателей сглаживает влияние инфляции на оценку.
Горизонтальный анализ показателей
- сравнение каждой позиции отчетности с данными предыдущего периода, позволяющее выявить тенденции изменения показателей, исчислить базисные темпы роста (прироста). Недостаток - ценность горизонтального анализа снижается в условиях инфляции.
Документооборот
− путь, который совершает документ от момента его составления до сдачи в архив.
Достоверность
− требование к информации, характеризующее возможность для компетентного пользователя делать на основе данных учета и отчетности правильные выводы.
Запас прочности (Financial safety margin)
– абсолютное или относительное превышение фактической выручки от реализации над минимальным объемом продукции, дающим возможность получить прибыль.
Запасы
– оборотные средства в виде сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, готовой продукции, неиспользуемые в данный момент в производстве, хранимые на складах и предназначенные для последующего использования.
– способ резервирования ресурсов для обеспечения бесперебойности производства и обращения, снижения опасности возникновения простоев
Инвестиционный бизнес-план
– основной документ, разрабатываемый и передаваемый инвестору по инвестиционному проекту, в котором в общепринятой последовательности разделов излагаются главные характеристики проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией.Представляет собойобоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документация, разработанную в соответствии с законодательством РФ и утвержденными стандартами и описание практических действий по осуществлению инвестиций.
Инвестиционный бюджет
- рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционного цикла.
Индикативный бюджет
– один из вариантов долгосрочного бюджета, при котором бюджетные показатели не являются обязательными для центров ответственности и выполняют функции долгосрочных ориентиров развития бизнеса при выполнении подразделениями бюджетного задания на текущий (краткосрочный) бюджетный период.
Калькулирование
− система исчисления затрат на производство и реализацию отдельного вида продукции и ее единицы по предприятию в целом и в разрезе структурных единиц.
Контроллер
- специалист, реализующий на предприятии функции и задачи контроллинга - обеспечивает прозрачность в отношении затрат и результатов по предприятию и отдельным подразделениям и продуктам; координирует цели и планы подразделений; организует работу по созданию и ведению управленческого учета; отвечает за создание методической и инструментальной базы по управлению рентабельностью и ликвидностью предприятию.
Контроллинг
– система управления достижением конечных целей предприятия, управление будущей деятельностью предприятия для обеспечения длительного функционирования самого предприятия и его структурных подразделений.
Косвенные затраты
– это затраты, которые при наличии производства нескольких видов продукции прямо отнести на себестоимость определенного вида продукции нельзя и они распределяются на объекты калькуляции путем пропорционального распределения (общепроизводственные, общехозяйственные расходы, расходы по содержанию основных фондов)
Линии ответственности
− это линии, показывающие направление движения информации. Организационную структуру современной компании можно определить как совокупность линий ответственности внутри организации, пирамиду, где нижние уровни менеджеров подотчетны верхним уровням.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) (Break-even analysis,Cost-volume-profit)
– метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основании исследования причинно-следственной взаимосвязи объема продаж (производства), себестоимости и прибыли и разделения затрат на постоянные и переменные.
Место затрат
– функциональная сфера или область ответственности на предприятии, непосредственно связанная с определенного вида издержками.
Метод оптимизации плановых решений (многовариантности расчетов)
- сводится к сопоставлению альтернативных вариантов расчетов, дающему возможность выбрать из них наиболее оптимальный с учетом изменений условий в макро- и микроэкономической среде (инфляция, изменения налоговых, банковских ставок, курсы валют, цены и пр.)
Мониторинг
- отслеживание протекающих процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми.
Незавершенное производство
продукция, которая на момент расчета находится на той или иной стадии производственного процесса
Нормативный метод планирования финансовых показателей
- заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования.
Оперативный контроллинг
– область контроллинга, ориентированного в основном на эффективность и рентабельность производства, прибыль в краткосрочной перспективе.
Операционный бюджет
– бюджет, описывающий в натуральных и финансовых показателях бизнес-процесс (БП) или направление бизнеса (совокупность БП). Фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период, объектом его рассмотрения, является финансовый цикл предприятия.
Операционный (производственный, хозяйственный) рычаг (Operating leverage)
– характеризует степень предпринимательского риска и проявляется в том, что любое изменение выручки порождает более сильное изменение прибыли. Сила воздействия операционного рычага (левериджа) определяется отношением валовой маржи к прибыли.
Операционный риск
-связан с изменениями в структуре активов и возникает из-за уровня влияния изменений объема продаж на формирование операционной прибыли. Он обусловливает неопределенность будущих изменений цен на сырье и конечные изделия, в технологии производства, конкуренции, маркетинговой активности и предпочтений потребителя, эластичности современного менеджмента и рыночных возможностей предприятия.
Организационный блокбюджетирования:
-функции подразделений регламент взаимодействияи система ответственности
Переменные затраты (Variable cost )
– затраты, которые находятся в определенной зависимости от объема производственной деятельности в определенном периоде времени.
Позаказный метод учета затрати калькулирования себестоимости продукции
– способ организации учета затрат и исчисления себестоимости продукции по производственным заказам отдельных потребителей. Предполагает выделение из общей совокупности расходов на производство таких затрат, которые можно прямо отнести на объекты калькуляции, т.е. обособленные в учете заказы.
Полнота
− требование к управленческому учету, характеризующее достаточность информации для управления предприятием и его подразделениями, возможность обеспечить эту достаточность.
Полуфабрикатный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
– метод обобщения производственных расходов, при котором в себестоимости конечной продукции выделяют затраты на производство полуфабрикатов собственной выработки.
Понятность
− требование к управленческому учету, поскольку его данными пользуются не только экономисты, но и администрация предприятия и линейные менеджеры (инженеры, техники, мастера), т.е. лица, не имеющие специальной экономической подготовки.
Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
– способ организации учета производственных расходов и исчисления себестоимости продукции, при котором учет затрат ведется по отдельным переделам, технологическим
Постатейный бюджет(line-item budgets)
– предусматривает жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью.
Постоянные затраты (Fixed cost)
– затраты предприятия, в общей сумме не зависящие от объема выпускаемой продукции и величины ее реализации и не изменяющиеся в течение отчетного периода при увеличении или уменьшении этих показателей.
Предельная (« маржинальная») прибыль, вклад на покрытие (Contribution margin, Contribution to sales persontage)
– разница между выручкой от реализации продукции и суммарными переменными издержками
Предпринимательская тайна
-включает любые сведения (информацию), разглашение которых (утечка) можетнанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, существенно повлияет на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна по существу представляет интегрированную совокупность производственной, технической, коммерческой и служебной тайны, сохранение которой обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов.
Принцип гибкости в планировании
– заключается в придании планам и процессу планирования в целом особенности изменять свою направленность в связи с наступлением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать «резервы безопасности» (производственных мощностей, ресурсов и т. д.).
Принцип единства в планировании
- предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» означает: существование совокупности элементов (подразделений); взаимосвязь между ними; наличие единого направления развития подразделений, нацеленного на основные задачи предприятия. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства фирмы.
Принцип координации планов отдельных подразделений
- выражается в том, что: невозможно эффективно планировать деятельность одних подразделений вне связи с другими (например, цехов основного производства без увязки с работой транспортного, ремонтного энергетического и складского хозяйства); всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других. Следовательно, взаимосвязь и одновременность — ключевые черты координации планирования на предприятии.
Принцип непрерывности в планировании
- заключается в том, что: процесс планирования осуществляют систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы непрерывно сменяют друг друга (план закупок — план производства — план по маркетингу — план движения денежных средств). неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений внутренней обстановки требуют постоянной корректировки и уточнения планов корпорации.
Принцип платежеспособности в планировании
- планирование денежных средств должно обеспечить платежеспособность компании в любое время года. У предприятия должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечить погашение краткосрочных обязательств.
Принцип предельной рентабельности в планировании
- целесообразно выбирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.
Принцип приспособления к потребностям рынка в планировании
- для компании важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов и займов.
Принцип рентабельности в планировании
- для капитальных вложений целесообразно выбирать самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг, форфейтинг и т.д.). Заемные средства выгодно привлекать в том случае, если они повышают рентабельность собственного капитала. В данном случае обеспечивается действие эффекта финансового рычага (левериджа).
Принцип сбалансированности рисков в планировании
- рисковые долгосрочные инвестиции особенно целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).
Принцип точности в планировании
- предполагает, что внутрифирменные планы должны быть детализированы и конкретизированы в той степени, в какой позволяют внутренние и внешние условия деятельности компании.
Принцип участия в планировании
- означает, что каждый менеджер компании становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности и выполняемой им функции.
Принцип финансового соотношения сроков в планировании
- («золотое банковское правило») — получение и использование средств должны происходить в установленные сроки, т. е. капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств (долгосрочных банковских кредитов и облигационных займов). Это позволяет сохранить собственные средства для текущей деятельности и не отвлекать их из оборота на продолжительный срок.
Приток денежных средств
- осуществляется за счет выручки от продажи продукции и имущества, увеличения уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций, полученных кредитов и займов, средств от выпуска корпоративных облигаций, целевого финансирования.
Программно-технический блокбюджетирования:
-технические средстваи программное обеспечение
Прямые затраты
– можно включить в себестоимость отдельных видов продукции по признаку прямой принадлежности: сырье, основные материалы, полуфабрикаты, топливо и энергию для технологических целей, заработную плату…
Распределение риска
-метод минимизации или нейтрализации рисков путем объединенияс разной степенью интеграции с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Фирма уменьшает уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физические лица, которые могут разделить между собой как возможную прибыль, так и убытки от ее реализации. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать или обмениваться акциями, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны.
Расчетно-аналитический метод планирования
- заключается в том, что на основе достигнутой величины финансовых показателей прогнозируют их величину на будущий период.
Резервы
- неиспользуемые возможности повышения эффективности, более полного и рационального использования трудовых, материальных, денежных ресурсов. Различают: неиспользованные резервы (упущенные возможности повышения эффективности); текущие резервы или возможности улучшения результатов хозяйственной деятельности, которые могут быть реализованы в ближайшее время; перспективные резервы, рассчитанные на время более одного года.
Релевантность (существенность, приемлемость для вырабатываемых решений)
– требование к информации, формируемой в системе управленческого учета. Релевантными являются сведения, учитывающие условия принятия управленческого решения, целевые критерии, имеющие набор возможных альтернатив и характеризующие последствия реализации каждой.
Рентабельность – прибыльность, доходность предприятия, относительный показатель эффективности производства, выражающий степень доходности выпускаемой продукции, вложений основных и оборотных средств, собственного и заемного капитала.
Риск – опасность возникновения непредвиденных потерь (ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств) в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, количественно определенный размер потенциальных финансовых убытков. При превышении определенного уровня риска возникает степень риска, при которой инвестор не желает принимать его на себя.
Рыночная стоимость
– сумма, которую можно получить при продаже активов (собственности) на рынке, цена, с которой согласны желающий продать и желающий купить имущество, не подверженные никакому давлению и хорошо осведомленные о всех фактах, имеющих отношение к покупке.
Сводный бюджет («основной бюджет», «мастер-бюджет»)
– план деятельности предприятия на установленный период времени (бюджетный период), выраженный в ряде целевых показателей, охватывающих все сегменты бизнеса компании, составляющие ее организационную структуру.
Своевременность информации управленческого учета
- возможность обеспечить менеджеров необходимой информацией к сроку принятия решений.
Система показателей
- совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие анализируемого явления, процесса.
Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard) (ВSC)
– Система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ключевых показателей эффективности или KPI (Key Performance Indicator) учитывающих все существенные – финансовые, маркетинговые, производственные - аспекты ее деятельности.
Себестоимость продукции– денежное выражение части стоимости этой продукции, включающая затраты на потребленные средства производства, оплату труда работающих и прочие расходы в процессе производства и реализации продукции; суммарные расходы на производство и реализацию продукции.
Сквозной характер бюджетирования (системность)
- означает, что в бюджетном процессе совокупность бюджетных центров ответственности в обязательном порядке формирует сводный бюджет компании в целом.
Стратегический контроллинг
– область контроллинга, обеспечивающая эффективность стратегическое планирование и стратегическое управление. Главная цель – обеспечение конкурентных преимуществ предприятия.
Страхование
- метод нейтрализации рисков путем передачи рискА, когда стороной, принимающей предпринимательские риски, выступает страховая компания. Законодательство РФ предусматривает возможность страхования следующих событий: остановка производства или сокращение объема производства в результате оговоренных в договоре событий; банкротство; непредвиденные расходы; неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке; понесенные застрахованным лицом судебные расходы; иные события.
Точка безубыточности (самоокупаемости, критическая точка, порог рентабельности), (break-even Point )
– это такая выручка от реализации, при которой предприятие покрывает свои расходы на производство и реализацию продукции без получения прибыли и убытков, объем или уровень операций, при котором совокупный доход равен совокупным издержкам.
Управленческий анализ
– внутрихозяйственные производственный и финансовый анализ, проводимые службами предприятия на основе внутренней (конфиденциальной, закрытой) информации, с целью предоставления руководству данных, необходимых для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства.
Управленческий учет
− процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и представления финансовой и производственной информации, на основании которой руководством предприятия принимаются оперативные и стратегические решения.
Управленческое решение
- результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества возможных вариантов достижения конкретной цели.
Учетный блокв бюджетировании
-включает бухгалтерский учет,оперативный учети сбор информации о состоянии рынка (маркетинговый учет)
Факторы
–активно действующие силы, которые приводят к позитивным или негативным изменениям обобщающего показателя. Различают основные и вспомогательные, главные и второстепенные, существенные и несущественные, простые и сложные, экстенсивные и интенсивные, внешние и внутренние факторы.
Финансовая структурапредприятия
- иерархическая система центров финансовой ответственности, в которую объединены подразделения компании для осуществления финансового управления, ведения учета, построения бюджетов и формирования отчетности.
Финансовые инвестиции
– средства, вкладываемые в различные финансовые инструменты (активы), среди которых большую часть занимают акции.
Финансовый бюджет
— планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле — баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.
Финансовый рычаг (леверидж)
– механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет соотношения используемых собственных и заемных средств. Характеризует использование предприятием заемных средств, влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала.
Финансовый лизинг (финансовая аренда)
-покупка арендодателем арендатору материальных ценностей, которые сразу переходят на баланс и в пользование арендатора, с уплатой арендодателю соответствующей, оговоренной договором платы. Материальные ценности обязательно выкупаются арендатором.
Финансовый менеджмент
– наука управления финансами предприятия, направленная на достижение его стратегических и тактических целей.
Финансовый цикл (цикл денежного оборота)
–период полного оборота денежных средств, начиная с момента оплаты за полученные сырье, материалы и проч. и заканчивая инкассацией дебиторской задолженности за поставленную продукцию.
Экономическая информация
–это совокупность сведений, характеризующих экономическую сторону производства и являющихся объектом хранения, передачи и преобразования.
Центр доходов
- центр ответственности, руководитель которого в рамках выделенного бюджета ответствен за максимизацию дохода от продаж, не имеет полномочий ни по расходованию средств сверх бюджета для привлечения дополнительных ресурсов, ни по варьированию ценами реализации с целью максимизации прибыли.
Центр инвестиций
- центр ответственности,руководитель которого в рамках выделенного бюджета ответствен за максимизацию дохода от продаж, имеет право варьировать затратами и ценами реализации с целью максимизации прибыли от операций. При оценке эффективность его деятельности определяется отдачей на инвестированный
Центр нормативных затрат
- центр ответственности, руководитель которого ответствен за достижение нормативного (планового) уровня затрат: прямых затрат труда, сырья и материалов, косвенных общепроизводственных и прямых коммерческих расходов. Эффективность измеряется величиной позитивных или негативных отклонений фактического уровня затрат от планового или нормативного.
Центр ответственности
− это часть управленческой системы организации, по которой контролируются как произведенные затраты, так и полученный доход или процесс его инвестирования. Причем руководитель центра ответственности несет ответственность за процесс формирования этих показателей.
Центр прибыли
- центр ответственности, руководитель в рамках выделенного бюджета ответствен за максимизацию дохода от продаж, имеет право варьировать затратами и ценами реализации с целью максимизации прибыли от операций.
Центр управленческих затрат
- центр ответственности,руководитель которого в рамках выделенного бюджета ответственен за обеспечение наилучшего уровня услуг.
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ