Основные международные соглашения в рамках ЕАЭС по нетарифным ограничениям ВТД
Система нетарифных ограничений в современной международной практике, согласно классификации ВТО, реализуется с помощью мер финансового воздействия и административных инструментов.
Финансовое воздействие на внешнеторговые операции обеспечивается через систему различных таможенных и целевых сборов, налогов и пошлин, которые взимаются при ввозе иностранных товаров, пересекающих таможенную границу страны‑импортера К финансовым мерам воздействия также относятся процедуры, регламентирующие доступ импортеров к иностранной валюте, ее стоимость (курс), что может увеличить стоимость импорта. К этой категории мер причисляются импортные депозиты — требования предварительной оплаты стоимости импорта и таможенных пошлин.
Современные административные меры регламентирования импорта в рамках нестационарных торговых объектов.
К ним относятся различного рода количественные и стоимостные ограничения, направленные на сокращение объемов или уровня импортных поставок отдельных товаров из любых стран или ограничение их поступления от конкретного иностранного поставщика. Административные меры НТО реализуются с помощью комплекса инструментов в виде запретов, контингентирования, квотирования, лицензирования, предписания таможенных органов, технических норм, стандартов и требований к поставляемой продукции, добровольных самоограничений поставок со стороны экспортеров, антидемпинговых процедур.
Однако в период экономического спада и разбалансированной экономики они становятся главными инструментами государственного регламентирования внешнеторговой деятельности. В каждой группе административных инструментов есть крайние меры, фактически блокирующие осуществление нежелательных экспортно‑импортных операций с зарубежными партнерами или странами. На это направлены, например, антидемпинговые меры и запрещения. Часть этих мер обеспечивает усиление контроля за импортными операциями путем взимания статистических пошлин или представления автоматических лицензий, почти не влияющих на объем внешней торговли. Однако преимущественная часть мер нетарифных административных ограничений занимает промежуточное положение, удерживая торговые операции в необходимом объеме или частично ограничивая их путем контингента товарной номенклатуры или стран‑экспортеров.
Основные госорганы-регуляторы ВТД в РФ.
Правительство РФ:
проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ, участвует в организации и проведении международных переговоров, в формировании экспортного и импортного режимов, осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом, регулирует величины ставок таможенного тарифа, принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта;
Государственная Дума и Совет Федерацииразрабатывают и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне.
Министерство экономического развития
-разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы ВЭД, регулирования деятельности участников ВЭД, -обеспечение совместных действий федеральных властей и регионов в сфере ВЭД, совершенствование институциональной, организационной структуры управления ВЭД, -оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей Российской Федерации, ведение внешнеэкономической статистики;
Министерство промышленности и торговли
-поддержка экспорта промышленной продукции, -проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, -функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением РФ ВТО, -Уполномоченный орган по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении
Федеральная таможенная служба:ведет таможенную статистику, принимает участие в валютном и экспортном контроле, участвует в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ в обеспечении реализации последней.
Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Регулирует систему налогообложения.
ЦБ России определяет совместно с Министерством финансовусловия и порядок финансирования ВЭД, активно участвует в совершенствовании соответствующего законодательства, регулирует валютные операции и курс рубля.
Федеральное агентство по науке и инновациям призвано контролировать и координировать международное научно-техническое сотрудничество, осуществлять финансирование международных проектов.