Состав в функциональной деятельности экспортно-ориентированных предприятий и компаний.
Основными элементами ВЭД являются составляющие в группе функций ВЭД, включая:
- экспортную стратегию; - элементы организационно-экономических функций;
- конъюнктуру внешних рынков; - экспортные цены; - торговые объемы (на мировом рынке);
- экспортный маркетинг; - конъюнктурно-ценовую работу.
Кроме того, элементами ВЭД являются:
- выбор базисных условий поставки в рамках конкретной внешнеторговой сделки на основе международной системы ИНКОТЕРМС-2000
- выбор типа внешнеторговой сделки с иностранным партнером; - форма внешнеторговых расчетов между контрагентами;
- обеспечение системы валютного страхования и защитных оговорок в составе контракта и ряд других специфических элементов.
Необходимо обратить внимание на то, что ВЭД реализуется через внешнеторговые операции (такие, как экспортная и реэкспортная), каждая из которых подразумевает несколько типов внешнеторговых сделок. Выбор типа сделки обуславливается предметом экспорта и международными торговыми обычаями, продажей на традиционных рынках (международных). Тип сделки избирается в зависимости от того, сопровождается ли продажа продукции дополнительными формами и видами услуг.
Целевая направленность хозяйственно-производственных функций в составе ВЭД.
Базовой основой ВЭД компаний является производство экспортной продукции, которое обеспечивается в рамках важнейшей группы функций – производственно-хозяйственных. В состав этой группы входят разработка экспортной стратегии предприятия и выбор формы ВЭД, установление межотраслевых внутрихозяйственных связей с партнерами, обеспечение производства экспортной продукции. Это достигается в процессе комплексного изучения внешних рынков, результаты которого экспортеры закладывают в основу текущих и долгосрочных программ своей деятельности. Одновременно необходимо выявить инновационно-технологические возможности производственной компании и потенциальные источники дополнительных капиталовложений, кредитов и инвестиций для обновления технологий экспортного производства. Также требуется оценка качественных и конкурентных характеристик экспортного продукта, уровня системы организации и управления процессами внешнеторговой деятельности. Прогноз будущего развития ВЭД строится на оценке предстоящих изменений конъюнктуры внешних рынков сбыта, а также секторов внутреннего рынка материалов, транспортных, страховых и другого рода услуг.
Важнейшим компонентом в составе производственно-хозяйственных функций экспортноориентированных компаний является экспортная стратегия, которая представляет собой разработанную программу средне- или долгосрочного развития в направлении эффективной работы на международном рынке.
Содержание и роль организационно-экономических функций во ВЭД.
Основой ВЭД предприятий, объединений и организаций является производство экспортной продукции и ее продвижение на внешний рынок, которое обеспечивается в рамках осуществления внешнеторговой деятельности как самим предприятием-экспортером, так и посредником.
Организационно-экономические функции включают в себя:
– маркетинговые исследования внешних рынков;– анализ конъюнктуры экспортного рынка;
– поиск иностранного партнера;– изучение обстоятельств работы на рынке иностранного партнера;
– выбор форм и методов работы на внешнем рынке;
– обеспечение выхода на внешний рынок;– организация внешнеторговой рекламы;
– планирование внешнеторговой операции;– логистика;– привлечение посредника.
Функции данной группы нацелены на поиск и выбор форм и методов работы на внешнем рынке, изучение процедур в составе технологического процесса выхода на внешний рынок и обстоятельств присутствия на рынке в стране своего зарубежного партнера, на планирование внешнеторговой операции и организацию рекламы.
Выбор форм и методов работы на внешних рынках осуществляется в рамках избранной экспортной стратегии предприятия, существующих возможных видов ВЭД, организационных форм международной торговли в зависимости от специфического характера товаров и утвердившихся традиций в мировой практике.