Межбюджетные отношения и факторы, их определяющие.
Уже в начале реформирования экономики перед правительством встала сложная проблема поиска оптимальной модели межбюджетных отношений, учитывающей российскую специфику складывающейся финансовой системы, которая во многом и предопределила особенности становления и противоречивый характер развития межбюджетных отношений, на которые оказывают воздействие объективные и субъективные факторы (рис. 2).
Федеральный бюджет
Субъектные бюджеты
Местные бюджеты
Субъективные факторы
Объективные факторы
Уровень социально-экономического развития регионов
Национально этнические различия
Политический фактор
ЭГП
Региональное самосознание
Природно-климатический
Природные ресурсы
Лоббизм
Демографический
Визиты государственных деятелей
Социальная напряженность
Экологический
Рис 2 Факторы, влияющие на межбюджетные отношения.
К объективным факторам относятся: уровень социально-экономического развития региона; экономико-географическое положение; природно-климатические условия; природные ресурсы; демографическая ситуация; экологическая ситуация.
К субъективным – политический фактор; национально-этнические различия; религиозное самосознание.
Из числа объективных факторов наиболее весом уровень социально-экономического развития регионов. В РФ достаточно четко идентифицируются зоны относительно высокого и крайне низкого уровня жизни. Регионы с весьма различной хозяйственной специализацией, а, следовательно, весьма разным налоговым потенциалом. К тому же Центр не располагает какими-либо оценками реальных налоговых возможностей регионов, которые бы учитывали бы доходы от натурального хозяйства (дифференциальная рента в южных регионах).
По объемам ВРП на душу населения – важнейшему индикатору уровня экономического развития – размах вариации из 83 регионов в 2016 г. составил 28 раз (на краях ряда – Ямало-Ненецкий АО и Республика Ингушетия). Столь значительная внутренняя дифференциация слишком велика для одного государства и сопоставима только с различиями между богатыми и бедными странами мира.
Феномен «северного ВРП» объясняется главным образом тем, что здесь концентрируются предприятия по добыче нефти, газа, алмазов, золота, производству цветных и редких металлов, дающих наибольшую денежную выручку на одного работающего. Из этого не следует, что все эти регионы благополучны в широком социально-экономическом смысле. Здесь наиболее тяжелые природно-климатические условия, наивысшая стоимость жизни, самые высокие инвестиционные издержки на единицу физического объема основного капитала и т.д.
Чрезвычайно важным объективным фактором является природно-климатический. Финансовые потребности и налоговые возможности северных территорий во многом определяются спецификой местных природных условий. Дополнительные статьи расходов для дотационного региона на Севере, безусловно, сильно отличаются от дополнительных расходов южного дотационного региона. При этом налоговые отношения государства с северными территориями нельзя считать разумными – с южных и северных регионов, где зима длится практически 9 месяцев, налоги взимаются одинаковые.
Специфическую роль в формировании межбюджетных отношений играет природно-ресурсный потенциал регионов, который характеризует совокупность естественных ресурсов и служит предпосылкой и фактором регионального накопления, условием привлечения дополнительных инвестиций, основой развития местной экономики. При преобладании добывающих отраслей его роль является определяющей, по мере повышения степени обработки сырья она постепенно начинает снижаться.
Экономико-географическое положение – категория потенциальная и является условием для возможного развития региона, выгодность которого может быть реализована не во всех случаях на практике. Причем оценки ЭГП могут резко отличаться от выгодного до неблагоприятного, от незначительного до определяющего. Это прежде всего размеры региона, конфигурация его территории, удаленность от внешних границ страны и т.д.
Регионы России крайне дифференцированы по размерам своей территории. Более половины территории России занимают Восточная Сибирь и Дальний Восток. В целом на два федеральных округа – Сибирский и Дальневосточный – приходится 2/3 территории страны. Площадь Республики Саха (Якутия) больше, чем суммарная территория 60 субъектов РФ. А совсем небольшие по площади субъекты Федерации (Калининградская область. Чувашская Республика) по территории сопоставимы лишь с малыми европейскими странами: Австрией, Бельгией, Нидерландами.
Особую роль в формировании межбюджетных отношений играет демографический фактор. Блок показателей, характеризующих численность населения и ее динамику, интенсивность отдельных демографических процессов, расселение, урбанизацию, миграцию, национально-религиозный состав населения, его социальную структуру и др., позволяют определить вклад демографического потенциала в развитие региона.
Феноменальна разница по численности населения среди регионов Европейской части страны: – Московская область (6,6 млн. человек) в 158 раз больше Ненецкого АО (42 тыс. жителей). В азиатской части эти различия меньше – 16 раз: Тюменская область (3,3 млн человек) и Республика Алтай (204 тыс. человек).
Экологический фактор определяет параметры воздействия производства на окружающую среду, экологической емкости и устойчивости природной среды.
Экологическая ситуация в регионах России определяется, в первую очередь, состоянием основных компонентов природной среды: общим радиационным заражением территорий; степенью загрязненности атмосферного воздуха взвешенными веществами и химическими соединениями, качеством поверхностных и подземных вод; площадью сельскохозяйственных земель, охваченным процессами деградации; сокращением площади лесов и других природных экосистем. При этом, несмотря на сокращение абсолютных значений выброса вредных веществ в атмосферу и сброса загрязненных сточных вод в реки и озера, связанных со спадом производства в последние десятилетия, экологическая обстановка в стране не улучшилась, а в некоторых регионах (Восточная Сибирь, Южный Урал) даже ухудшилась.
Главный из субъективных факторов формирования межбюджетных отношений – политический, с которым ассоциируются такие явления, как давление региональных элит, лоббизм, обещания, раздаваемые государственными деятелями во время предвыборных компаний, забастовки, голодовки и т.д. Сюда относится «клановость» местных властей (особенно на Северном Кавказе), желание новоявленных министров «помочь» своему региону, предприятию, банку и т.д.
Традиционно важную роль продолжает играть национально-этнический фактор, иногда в ущерб рыночным отношениям. Любой этнос, занимая определенную территорию, ассоциируется с конкретным ландшафтом в виде хозяйственной деятельности, и в этом смысле представляет собой географический субъект экономики. Однако учету подлежат специфические условия жизнедеятельности людей и природная среда, но отнюдь не принадлежность к определенной национальности, в противном случае открывается простор для бюджетного и налогового сепаратизма.
Главной проблемой в системе межбюджетных отношений регионов и центра в Российской Федерации является проблема самообспечения регионов и муниципальных образований, проблема повышения доходности бюджетов всех уровней. Подавляющее большинство регионов РФ – дотационные. Очевидно, что эта проблема может быть решена только при стабильном и высоком росте ВРП России в целом и регионов, в частности. Бюджетная политика на всех уровнях и развитие межбюджетных отношений и должны быть направлены на рост ВРП регионов и экономического потенциала составляющих их территориально-административных образований.
В целом, концепция реформирования межбюджетных отношений в России сводится к следующему:
− финансовые ресурсы концентрируются в федеральном бюджете;
− федеральный центр с помощью трансфертов и иной финансовой помощи стимулирует трансформационные процессы в регионах в направлении развития рыночной экономики и укрепления единого экономического и политического пространства РФ;
− федеральный центр стимулирует расширение налоговой базы регионов и упрощает разделение налогов;
− федеральный центр стимулирует и участвует в развитии инфраструктуры. Рыночных институтов регионов, соучаствует в развитии социальной сферы;
− федеральный центр четко разделяет законодательно полномочия и финансовую ответственность между властями всех уровней.
Финансовый потенциал регионапредставляет собой совокупность финансовых ресурсов на территории того или иного субъекта Федерации, объем которых практически не может быть мобилизован полностью для реализации каких-либо проектов, однако на его фоне осуществляются бюджетные процессы и другие финансовые операции.
Основными составляющими финансового потенциала являются:
- собственные финансовые средства хозяйствующих субъектов, ведущих коммерческую деятельность в производственной и непроизводственной сферах;
- финансовые средства кредитно-финансовых региональных организаций или отделений (филиалов) таких же организаций их центра или других регионов (в этой группе представлены организации, занимающие сферу банковской, страховой, биржевой деятельности);
- финансовые средства общественных организаций и учреждений, занимающихся некоммерческой деятельностью на территории региона;
- финансовые средства населения, включая текущие денежные доходы и осуществленные в той или иной форме накопления;
- финансовые средства региональной администрации;
- внешние заимствования.
Первые пять из них внутренние, шестой сектор – внешний. Последний аккумулирует все получаемые в регионе кредиты из источников, расположенных за пределами данной территории.
Финансовые ресурсы региона состоят из внутренних и привлеченных извне ресурсов.
Внутренние финансовые ресурсы включают ресурсы предприятий и организаций, расположенных в регионе, средства населения, доходы регионального бюджета, средства внебюджетных фондов. Размещение их и прибыли почти совпадает.
Финансовые ресурсы предприятий и организаций, расположенных на территории региона, представляют собой сумму чистой прибыли, амортизационных отчислений, а также доходов от акций и других ценных бумаг.
Средства населения – часть его денежных доходов, остающиеся после вычета на личное потребление и уплаты налогов.
Собственные доходы регионального бюджета включают все доходы, формируемые за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов.
Средства внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования, занятости населения и др.), остающиеся на территории региона, формируются за счет части отчислений от доходов этих фондов.
Средства бюджета и внебюджетные фонды образуют блок централизованных финансовых ресурсов, находящихся в управлении регионального уровня власти.
Региональные финансы представляют собой одну из важнейших составных частей финансовой системы страны. Они являются и рычагом, и результатом управленческой деятельности, присутствуют и в начале, и в конце процесса управления территориальным хозяйством.
Региональные финансы выступают инструментом государства в управлении национальной экономикой и осуществлении социальных программ. Путем централизованного воздействия на региональные финансы структуры государственной власти и управления осуществляют выравнивание уровней социально-экономического развития территорий, а также решают целевые задачи по ускоренному развитию отдельных перспективных зон (освоение месторождений полезных ископаемых, строительство портов, мелиоративных комплексов и др.).
Потребность в бюджетных ресурсах определяется по трем крупным направлениям:
· создание условий функционирования и развитие социально-культурной сферы;
· финансирование приоритетных направлений развития экономики региона;
· осуществление инвестиционных проектов.
Для оценки уровня обеспеченности региона соответствующими бюджетными и финансовыми ресурсами используются относительные показатели:
показатель финансовой обеспеченности (частное от деления суммарной величины собственных финансовых ресурсов региона на численность населения);
- показатель собственной и полной бюджетной обеспеченности (рассчитывается на душу населения на основе данных о собственных доходах регионального бюджета, а также с учетом размера финансовых ресурсов, привлекаемых в бюджет со стороны);
- показатель влияния хозяйственного потенциала региона (определяется соотношением финансовых ресурсов предприятий различных видов деятельности и форм собственности в расчете на одного жителя региона).
Из-за неравномерного размещения по территории страны производственного и ресурсного потенциалов различия в бюджетной обеспеченности регионов достигают 40 раз. После распределения дотаций из этого фонда всем регионам гарантируется бюджетная обеспеченность не ниже 64% от среднего уровня, при этом существенное повышение бюджетной обеспеченности охватывает до 1/3 населения России
Повышению бюджетной обеспеченности региона и увеличению его финансовых ресурсов способствуют заемные и привлеченные средства.
К заемным средствам относятся долгосрочные и краткосрочные кредиты банка и других финансовых организаций (банковские и бюджетные ссуды и бюджетные ассигнования, облигации региональных займов и другие ценные бумаги, выпущенные региональными финансовыми организациями для покрытия бюджетного дефицита)
Источниками привлеченных средств являются долевой капитал сторонних инвесторов, которыми могут выступать предприятия, организации, частный капитал из других регионов, иностранные инвесторы, средства внебюджетных фондов. А также средства федерального бюджета, выделенные на безвозмездной основе в форме трансфертов, дотаций, субвенций, финансирования целевых программ и др.
Следовательно, формирование финансовой базы региона должно способствовать развитию рыночной экономики и социальной инфраструктуры и одновременно обеспечивать бездефицитность бюджетов и достижение финансовой стабилизации и предпосылки последующего экономического роста.