Советский народ и перспективы его возрождения

Советский народ как новая историческая общность людей сформировался прежде всего в результате смены экономического базиса капитализма на экономический базис социализма.Лозунг большевиков «Фабрики — рабочим!» предполагал ликвидацию частнокапиталистической формы собственности в промышленности, а реализация лозунга «Земля — крестьянам!» вела к упразднению помещичьей собственности в сельском хозяйстве.

Это был сложный и драматичный процесс ликвидации эксплуататорских классов в России. Он начался в октябре 1917 года и завершился с принятием Конституции СССР 1936 года. К этому времени была осуществлена замена капиталистической и помещичьей формы собственности на социалистическую — государственную и колхозно-кооперативную. Следствием стало новое положение рабочего класса и крестьянства. Они перестали быть эксплуатируемым большинством трудового народа. Именно им стали принадлежать политическая власть и собственность на средства производства.

В социалистическом общественном производстве установились отношения равноправия, товарищеского сотрудничества и взаимопомощи. Они утверждались в результате классовой борьбы с кулачеством и всеми носителями норм старорежимной жизни, вставшими на путь противодействия Советскому государству. Одновременно шло нелёгкое преодоление живучей частнособственнической психологии, велась борьба между «моим» и «нашим».

Социалистическое производство диктовало приоритет общественного интереса перед частным. Рабочая сила перестала быть товаром. Острая конкуренция на рынке ушла в прошлое. Всё это объединило людей в новую общность. Советский народ — это первая историческая общность людей, свободных от эксплуатации их труда. Сформировать её удалось после того, как громадное трудящееся большинство утвердило свою власть в форме Советов.

Первоклеткой советского народа являлся трудовой коллектив социалистического предприятия. Он не только стремился к социальному равенству, но и являлся важной формой интернационального воспитания. На основе равноправных товарищеских отношений в нём сближались представители всех народов СССР, образуя единое целое — советский народ.

В истории человечества советский народ стал первой интернациональной общностью, свободной от национального угнетения.Единство исторической судьбы предопределило братские отношения между русским и другими народами нашего Отечества ещё до социалистического преобразования России. Однако эти отношения омрачались межнациональными столкновениями, причиной которых служила политика господствующих классов. Противоречия нарастали по мере того, как великорусский шовинизм подогревался царизмом, а местный национализм разжигался нарождавшейся буржуазией национальных окраин. Как свидетельствовали современники, к 1917 году российское государство прямо-таки трещало по этническим швам.

Создание экономического базиса социализма позволило перейти к плановому и пропорциональному развитию экономики, к формированию единого народно-хозяйственного комплекса. Помогая преодолевать экономическую и культурную отсталость отдельных народов, Советская власть активно опиралась на ведущую роль русского народа в стране, на его рабочий класс, крестьянство и трудовую интеллигенцию. На базе пролетарского, а затем социалистического интернационализма братство народов СССР стало цементом, скреплявшим фундамент многонациональной общности.

Горбачёвская «перестройка» положила начало слому социализма.«Пятая колонна» и внешние силы активно использовали национализм в качестве тарана для разрушения Советского Союза. К августу 1991-го страна подошла в ситуации, когда социально-классовое устройство социалистического общества деформировалось, возникал класс буржуазии. Основа его формирования — «теневики», спекулянты и представители криминала — стала расти как на дрожжах благодаря «развитию» буржуазных кооперативов и прочим «экономическим преобразованиям». Новый класс быстро укреплялся, срастаясь с коррумпированными чиновниками. «Суверенизация», таможенные барьеры и собственные валюты соответствовали интересам быстро нарождавшейся буржуазии. Работал открытый К. Марксом закон: базис требует соответствующей надстройки.

С реставрацией капитализма в России социалистическая форма собственности была ликвидирована. Вновь появились эксплуататоры и эксплуатируемые. Вернулась конкуренция на рынке труда. Отчуждение людей от средств производства и от результатов своего труда стало неизбежно отчуждать их и друг от друга.

С уничтожением Советской власти и разрушением экономического базиса социализма советский народ перестал существовать как устойчивая историческая общность людей. Он был уничтожен в политическом и политэкономическом смысле. Но культурно-исторически он не ушёл в небытие. Советский народ продолжает существовать в элементах социалистической культуры. Живы носители советской психологии. В исторической памяти этих людей запечатлены опыт реального социализма, его великие и драматические уроки. Сохранился культурно-исторический тип советского человека — человека-созидателя, коллективиста и интернационалиста, борца с буржуазным эгоизмом. Людей именно этого типа мы видим в своём большинстве в рядах КПРФ и её сторонников.

Наши рекомендации