Правительство Вьетнама. Экономические контакты с другими государствами.
Центральные органы власти. Согласно конституции 1992, высшим органом государственной власти является однопалатное Национальное собрание, состоящее из 450 депутатов, которые избираются на пятилетний срок прямым всеобщим голосованием. Национальное собрание состоит с 2002 из 498 депутатов.
Обязанности парламентариев включают «назначение, временное прекращение полномочий и отправку в отставку» президента, вице-президента и премьер-министра (на эти посты выдвигаются лишь депутаты Национального собрания), а также председателя Верховного народного суда и других высших лиц государства. Президент является главнокомандующим вооруженными силами и руководит Советом национальной обороны и безопасности. Президенту принадлежит право назначения с согласия Национального собрания чиновников на ряд ответственных постов, в том числе на посты председателя Верховного народного суда и генерального прокурора. Срок полномочий президента – 5 лет. Премьер-министр, отвечающий за текущую деятельность правительства, назначает и смещает членов кабинета, но обязательно с одобрения Национального собрания. Глава правительства может отменять или приостанавливать исполнение постановлений и решений, принятых на уровне министерств и ведомств, и подотчетен высшему законодательному органу страны.
Президент Социалистической Республики Вьетнам с сентября 1997 – Чан Дык Лыонг, переизбранный на новый срок в 2002. Родился в 1937, изучал геологию в СССР, работал инженером-металлургом. С 1981 был депутатом Национального собрания, с 1987 вице-президентом Вьетнама, в 1996 избран в Политбюро Коммунистической партии Вьетнама.
Пост главы правительства с 1997 занимает Фам Ван Хай. Родился в 1933, учился в СССР, после возвращения во Вьетнам сделал партийную карьеру. В 1985 стал главой народного комитета в Хошимине, в 1991 избран в Политбюро Компартии. Возглавлял Государственную плановую комиссию и занимал пост первого заместителя главы правительства. Фам Ван Хай считается прагматиком и сторонником реформ.
В июне 2006 президентом страны стал Нгуен Минь Чиет – председатель отделения «Коммунистической партии» в г.Хошимин. За его кандидатуру проголосовали 94% депутатов Национальной ассамблеи.
Местные органы власти. В административном отношении Вьетнам состоит из 61 провинции, одного особого округа и четырех городов центрального подчинения: Ханоя, Хайфона, Дананга и Хошимина (бывшего Сайгона, слившегося с «верхним городом» Шолоном). В этих городах и провинциях действуют народные советы – избираемые населением органы государственной власти. Срок их полномочий – 4 года. Провинции разделены на округа, в которых, как повсеместно в городах и деревнях (общинах), действуют избранные населением народные советы. С 1997 провинциям и другим административно-территориальным единицам предоставлено право заниматься внешнеторговыми операциями.
Политические партии. Коммунистическая партия Вьетнама – правящая, создана в феврале 1930 на прошедшей в эмиграции в Гонконге объединительной конференции коммунистических групп, существовавших с 1920-х годов. Лидером партии стал Хо Ши Мин. В октябре 1930 она была переименована в Коммунистическую партию Индокитая (КПИК). Политическая программа КПИК предусматривала свержение французской колониальной власти, создание независимой республики и перерастание «буржуазно-демократической» революции в «социалистическую». I съезд КПИК состоялся в марте 1935 в эмиграции в Макао. Коммунисты активно работали в подпольных условиях. С 1941 они приступили к подготовке вооруженного восстания. В августе 1945 коммунисты и образованный под их эгидой фронт Вьетминь организовали вооруженное выступление, захватили власть и провозгласили создание Демократической Республики Вьетнам, которая с 1946 оказалась в состоянии войны с бывшей колониальной метрополией – Францией. На II съезде КПИК в феврале 1951 она была преобразована в Партию трудящихся Вьетнама (ПТВ). Председателем ЦК стал президент ДРВ Хо Ши Мин, остававшийся на этом посту до смерти в 1969. Программа ПТВ провозглашала основными задачами изгнание империалистов, достижение независимости и единства Вьетнама, уничтожение колониализма и феодализма, создание «основ социализма». После раздела страны на Север и Юг в 1954 под властью ПТВ оказалась северная часть Вьетнама.
III съезд ПТВ в сентябре 1960 провозгласил курс на «строительство социализма» и воссоединение страны. На Юге коммунисты действовали под названием Народно-революционной партии. После победы в войне с США и разгрома правительства Южного Вьетнама в 1975, вьетнамские коммунисты провели в декабре 1976 IV съезд в Ханое, переименовали ПТВ в Коммунистическую партию Вьетнама и объявили, что в стране идет «социалистическая революция». Генеральным секретарем КПВ стал Ле Зуан, который оставался им до своей смерти в 1986. В 2001 в КПВ состояли 2,4 миллионов членов. Коммунистическая партия Вьетнама (КПВ) является единственной партией в стране, поскольку Демократическая и Социалистическая партии прекратили свое существование в 1988. Среди других политических организаций выделяется Отечественный фронт Вьетнама, созданный в 1955 и включивший в 1977 в свой состав Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (1960–1977) и Союз национальных, демократических и миролюбивых сил Южного Вьетнама (1968–1977). В Отечественный фронт Вьетнама входят также Коммунистическая партия, Всеобщая конфедерация трудящихся (создана в 1976), Союз коммунистической молодежи Хо Ши Мина (создан в 1931), Союз женщин Вьетнама (создан в 1930) и др. организации. Руководство исполкомов Отечественного фронта и прочих массовых объединений, например Всеобщей конфедерации трудящихся, Всеобщего крестьянского союза и Союза женщин, имеют право посещать заседания народных советов и комитетов разных уровней и излагать свою точку зрения на вопросы местной жизни.
Хотя в конституции указывается, что Коммунистическая партия Вьетнама является «ведущей силой государства и общества», сама партия ограничена в своих действиях «рамками конституции и закона». Более того, частично из-за внесенных в Основной закон изменений наблюдается расширение реальных прав президента, премьер-министра и Национального собрания. Вследствие этого, а также благодаря институционным нововведениям многие функции из центра были переданы законодательным и исполнительным органам в провинциях. Согласно совместному документу министерства финансов и комитета финансового контроля КПВ, датированному сентябрем 1998, бюджеты партийных организаций на всех уровнях, начиная с общенационального и кончая сельским, в 1,5–2 раза превосходят суммарные бюджеты всех государственных учреждений.
Судебная система включает Верховный народный суд в Ханое и нижестоящие народные суды в провинциях и крупных городах. Национальное собрание может в особых случаях, например, когда затрагиваются интересы национальной безопасности, создавать своим решением специальный орган судопроизводства. Верховный народный суд осуществляет контроль за работой подведомственных учреждений. Представители национальных меньшинств наделены правом пользоваться в суде родным языком. На государственном и провинциальном уровнях и в армии действуют народные инспекции, каждой из которых руководят ответственные сотрудники прокуратуры. Они выполняют задачи контроля за выполнением закона в государственных учреждениях, частных организациях, военнослужащими и гражданскими лицами. Дела на процессах судья рассматривает совместно с советом народных заседателей, состоящим из 5–9 человек. В стране насчитывается свыше 10 тыс. таких советов.
Силовые ведомства. Данные, касающиеся Вьетнамской народной армии и других силовых структур, строго засекречены. В ноябре 1998 Национальное собрание проголосовало за «прозрачность» информации в сфере государственного управления, после чего правительство разработало детальную программу ознакомления общественности с вопросами финансирования руководимых им служб и ведомств (она не касается армии, органов внутренней безопасности и партийных организаций). Численность военнослужащих в стране оценивают приблизительно в 0,5 млн. человек, а сотрудников органов безопасности – в 2 млн. человек.
Внешняя политика. По состоянию на 1998, СРВ признали более 160 стран мира. В 1991 были восстановлены отношения с Китаем, в июле 1995 – с США, в том же месяце Вьетнам стал членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В рамках этой организации Вьетнам провел в 1998 заседание на высшем уровне для обсуждения азиатского «финансового кризиса» и других вопросов. СРВ является членом ООН (с 1977), а также участником Регионального форума АСЕАН и Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АПЕК), в 1995 подписал протокол о сотрудничестве с Европейским союзом. Вьетнам является участником Движения неприсоединения.
ЭКОНОМИКА
После отвода вьетнамских воинских частей из Камбоджи в 1989 Вьетнам получил возможность полностью покончить с «военным коммунизмом». Еще в 1968 VI съезд правящей Коммунистической партии Вьетнама произвел смену высшего руководства страны и положил начало процессу, официально названному «обновлением», благодаря которому страна вышла из кризисного состояния и вступила в период относительно стабильного развития и модернизации. Намеченные по итогам съезда далеко идущие реформы были нацелены на устранение прямого государственного вмешательства в ценообразование, производство и сферу внешней торговли.
Чтобы ускорить приток финансовых средств и оживить активность в частном секторе, во Вьетнаме разработано законодательство, касающееся льготного налогообложения зарубежных инвесторов, создаются «зоны экспортного производства» и стимулируется деятельность иностранных банков и других финансовых учреждений. В стране началось также формирование юридической базы, необходимой для функционирования рыночной экономики. С 1990 принимаются законы: в области гражданского права, регламентации деловой деятельности, условий работы фирм, правил их банкротства и т.п. Проводятся реорганизация и постепенная приватизация предприятий государственного сектора. Количество государственных предприятий уменьшилось с 12 084 в 1991 до примерно 6300 в 1995 в основном за счет закрытия и ликвидации слабых предприятий, подчиненных местным властям, а также за счет объединения ряда предприятий. В 1999 предполагалось осуществить приватизацию 500, в 2000 – 1500 предприятий государственного сектора.
Движение к рынку принесло впечатляющие результаты. С 1990 по 1997 валовый внутренний продукт (ВВП) увеличивался ежегодно в среднем на 8,9%, а фактические капиталовложения возрастали примерно на 25% в год. В 1995–1997 по темпам экономического роста Вьетнам лидировал среди стран-членов АСЕАН. Санкционированные властями прямые иностранные инвестиции, которые в 1991 равнялись ок. 2,3 млрд. долл. США, в 1997 достигли 31,2 млрд. долл., что составило 30% всех капиталовложений. В 1991–1998 происходил быстрый рост экспорта – с 2042 млн. до 9356 млн. долл., или на 27% в год, и импорта – с 2105 млн. до 11 390 млн. долл., или 32% в год. В 1998 вывоз товаров и услуг оценивался в 42% ВВП, ввоз – в 47% ВВП. Несмотря на достигнутые результаты, Вьетнам испытывает экономические трудности; неразвитость инфраструктуры, слабость хозяйственного потенциала выражается в низком уровне производства основных видов продукции на душу населения: электроэнергии – 226 кВт/ч, угля – 117 кг, добытой нефти – 118 кг, прокатной стали – 8,6 кг, цемента – 83,3 кг, сахара – 7,8 кг, риса – 352 кг, минеральных удобрений – 12,8 кг, объем экспорта – 96 долл. США (данные 1997). В том же году национальный доход в расчете на душу населения составлял ок. 300 долл. Азиатский финансовый кризис привел к тому, что в 1998 импорт в страну уменьшился по стоимости на 3% при расширении экспорта на 0,9%. В первые 9 месяцев 1998 иностранные прямые инвестиции сократились по сравнению с соответствующим периодом 1997 на 46% – до 1,65 млрд. долл.