Резюме (не должно превышать 3 страниц)
Резюме (не должно превышать 3 страниц)
- Миссия
- Стратегия
- Цель
- Продукция (работы, услуги)
Идея (сущность) предлагаемого проекта
- Общие исходные данные и условия.
- Описание образца нового товара.
- Оценка опыта предпринимательской деятельности.
- Оценка рынка сбыта. Сегменты рынка
- Описание потребителей нового товара.
- Оценка конкурентов.
- Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.
План маркетинга
- Цели маркетинга.
- Стратегия маркетинга.
- Финансовое обеспечение плана маркетинга.
План производства
- Изготовитель нового товара.
- Ассортимент продукции.
- Наличие и требуемые мощности производства.
- Материальные факторы производства.
- Описание производственного процесса.
- Каналы распределения продукции.
- Продвижение: промо стратегия, выставки, ярмарки, лоббирование.
- Конкурентоспособность.
5. Организационный план
- Организационно-правовая форма собственности организации.
- Организационная состав организации. Набор персонала. Распределение обязанностей.
- Трудовые ресурсы организации. Человеческий капитал организации.
- Сведения о членах руководящего состава.
- Сведения о партнёрах.
- Аренда помещений.
- Приобретение оборудования.
- Описание внешней среды бизнеса.
6. Деятельность организации на национальном уровне:
- Создание единого веб-сайта
- Коллективное участие в мероприятиях
- Лоббирование деятельности
- Печать общей брошюры, представляющей организацию в целом и входящие в неё структуры.
- Обзор отраслевых журналов и других изданий (для повышения осведомленности об изменениях в промышленности и новейших технологиях)
- Совместная медиа-кампания
- Организация семинаров и тренингов
- Совместные исследования и разработки
- Получение сертификации
- Коллективный закупки
- Совместная упаковка
7. Финансовый план
- План доходов и расходов.
- План денежных поступлений и выплат.
- Ценовая политика.
- Сводный баланс активов и пассивов организации.
- График достижения безубыточности.
- Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование).
- Оценка риска и страхование.
Риски и гарантии
- Макроэкономические риски
- Политические риски
- Рыночные риски
- Отраслевые риски
- Технические риски
- Организационные риски
- Меры по предупреждению рисков
Экономическая эффективность проекта
Приложения
- Диаграммы, гистограммы, рисунки, таблицы
- Сокращения, глоссарий
- Сетевые планы
- Портфолио
- Расписания
- Технологические схемы и т.д.
Размер бизнес-плана - от 10 до 100 страниц, иногда и более 100 страниц. Размер бизнес-плана зависит от предполагаемого использования плана и его аудитории.
Методика ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития)
Состав бизнес-плана по методике ЕБРР:
Титульный лист
Меморандум о конфиденциальности
Резюме
Организация
- История развития организации и её состояние на момент создания бизнес-плана, описание текущей деятельности
- Собственники, руководящий персонал, работники организация
- Текущая деятельность
- Финансовое состояние
- Кредиты
Проект
- Общия информация о проекте
- Инвестиционный план проекта
- Анализ рынка, конкурентоспособность
- Описание производственного процесса
- Финансовый план
- Экологическая оценка
Финансирование
- Графики получения и погашения кредитных средств
- Залог и поручительство
- Оборудование и работы, которые будут финансироваться за счёт кредитных средств SWOT-анализ
- Риски и мероприятия по их снижению
Приложения
Методика BFM Group (Bureau of Financial Modeling)
Консалтинговая организация BFM Group занимается бизнес-планированием и инвестиционным консалтингом, проводит оценку инвестиционной привлекательности организаций и оказывает различные юридические услуги.
Состав бизнес-плана по методике BFM Group
Титульный лист
Меморандум о конфиденциальности
3. Краткое резюме бизнес-плана
Общие положения
Сведения об организации
- Общая информация (дата создания, организационно-правовая форма, месторасположение, контактные данные)
- Информация о собственниках и первых лицах организации
- Основные виды деятельности
- Характеристика товаров
- Основные текущие финансовые показатели SNW-анализ организации
Отраслевая среда бизнеса
- PEST-анализ отрасли
- Отраслевое окружение
- SWOT-анализ отрасли
Характеристика товаров
- Анализ цепочки добавленной стоимости (Value Chain)
- Матрица Boston Consulting Group (жизненный цикл товаров и ценовой масштаб производства)
Анализ рынков сбыта
- Оценка размера рынка и возможных тенденций его развития
- Оценка доли рынка и объёма продаж
- Сегментация рынка и определение ниши продукта бизнеса
План продаж
- Факторный анализ продаж
- Тенденции сезонных изменений цен
- Тенденции сезонных изменений объёмов продаж. Акционные изменения цен
Оценка рисков проекта
10.1. Анализ чувствительности по:
- NPV
- DPB
- PI
- IRR
- PB
- ARR
- MIRR
- D
10.2. Анализ безубыточности проекта
10.3. Статистический анализ проекта (метод Монте-Карло)
11. Приложения к бизнес-плану
- Финансовые отчёты
- Аудиторские заключения
- Заключения специалистов по оценке имущества
- Рекламные брошюры организации
- Технические описания продукта бизнеса
- Резюме ключевых руководителей
- Важнейшие соглашения и контракты
- Информация о производственном процессе
- Фотографии и рисунки товара
- Отчёты об исследованиях рынка
- Выдержки из важнейших законодательных актов
Методика KPMG
Организация KPMG – это международная сеть, которая предлагает консультационные, аудиторские и другие услуги. Бизнес-план, составленный по данной методике, ориентирован не столько на потенциальных инвесторов, сколько на менеджмент организации. Состав бизнес-плана по методике KPMG является более разработанной и более информативной для руководства организации и её сотрудников.
Состав бизнес-плана по методике KPMG
Резюме
- Краткий обзор
- Предлагаемые товары
- Миссия, цели и задачи
Продукция (работы, услуги)
- Введение
- Товары
- Сопутствующие товары
Анализ рынка и отрасли
- Использование товаров
- Демографический анализ
- Конкуренция
- SWOT-анализ
Целевые рынки
- Целевые потребители
- Географический целевой рынок
- Ценообразование
Управление
- Организация и ключевой персонал
- Постоянное потребление активов
- Затраты на подготовку производства
Финансовый анализ
- Себестоимость реализованной продукции
- Анализ безубыточности
- Количественный анализ
- Доходы и убытки
- Движение денежных средств
- Балансы организация
- Риски
Рекомендации по разработке бизнес-плана
Рекомендуется формировать бизнес-планы в соответствии с рекомендациями международных стандартов UNIDO.
При подготовке бизнес-плана необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1. Применять Методику ЮНИДО.
2. Бизнес-план должен быть структурирован, разделен на главы (разделы).
3. Бизнес-план должен быть убедительным и кратким (самое главное по каждому разделу).
4. Предоставлять бизнес-план необходимо в доступной для понимания форме. План должен быть понятен широкому кругу людей, заинтересованное лицо должно получить четкое представление о существе дела и степени своего участия.
5. Не следует перегружать бизнес-план техническими подробностями и статистическими данными. Для наглядного восприятия информации лучше использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики, а объемную и доказательную информацию следует поместить в приложения.
6. Бизнес-план должен иметь объективную оценку.
7. В приложении к бизнес-плану необходимо представить список основных участников бизнес-проекта (бухгалтеров, юрисконсультов, банкиров, аудиторов, поставщиков и покупателей) и их контактную информацию, чтобы была возможность уточнить или подтвердить исходные данные.
8. Для формирования бизнес-плана необходимо использовать достоверные источники.
Состав типового бизнес-плана
Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования и является одним из основных инструментов управления организацией, определяющим эффективность её деятельности.
Это становится возможным, когда выполняются следующие условия:
1) администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение организации и её место на рынке;
2) существуют конкретные цели, к достижению которых должна стремиться организация;
3) планируется и выполняется каждый шаг по достижению этих целей;
4) администрация организации и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой организации.
Типовой состав бизнес-плана включает следующие разделы:
- Титульный лист
- Страница с указанием содержания
- Резюме
- Информация об инициаторе проекта
- Представление проекта (продукта). Миссия. Описание бизнеса
- Анализ бизнес-среды
- Анализ конкурентов
- SWOT анализ
- Технологии и операционный план (Технологический и правовой анализ)
- Маркетинговый анализ
- Бюджет и финансовый анализ
- Анализ рисков
- Приложения
Состав бизнес-плана может изменяться.
Резюме (не должно превышать 3 страниц)
- Миссия
- Стратегия
- Цель
- Продукция (работы, услуги)