Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций
Особенностью инвестиционного законодательства является то, что оно не применяет коллизионный способ регулирования и его нормы прямо регулируют отношения между иностранным частным инвестором и государством.
Эффективность правового регулирования иностранных инвестиций зависит не только от качества инвестиционного законодательства экспортирующего или импортирующего капитал государства, но и от степени соответствия норм этого законодательства международному инвестиционному праву. Нормы международного инвестиционного права имплементируются в национальное законодательство государств, в том числе в российское. Проводится гармонизация международных и внутригосударственных инвестиционных норм.
Государства вправе участвовать в международных инвестиционных отношениях путем осуществления властно-управленческой организационной деятельности в рассматриваемой сфере, посредством осуществления внутригосударственного правового регулирования.
Правовое регулирование иностранного капитала в разных странах неодинаково и зависит от политики государства по отношению к иностранным инвестициям. Правовой режим иностранной собственности определяется внутренним законодательством, двусторонними и многосторонними договорами.
В инвестиционных отношениях формирование принципа защиты права частной собственности находит свое отражение на всех уровнях: национальном, двустороннем, региональном, универсальном.
Государство обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции при соблюдении своих международных обязательств в этой сфере, создавая благоприятный климат для инвестиций. Почти все государства закрывают для частных иностранных инвестиций ключевые отрасли экономики: оборонное производство, секторы коммуникаций, транспорт, разработку недр, сферу общественной безопасности, здравоохранение и т.п. Режим допуска и зашиты инвестиций, устанавливаемый внутригосударственным законодательством, должен соответствовать международному стандарту справедливого и равноправного режима.
Изучение международной практики приводит к выводу, что вплоть до конца 70-х годов XX столетия политика государств в области прямых иностранных инвестиций определялась их внутренним законодательством, нацеленным на установление своего контроля над ними. Национальное законодательство об иностранных инвестициях этого периода выполняло функцию гарантии и защиты интересов иностранных инвесторов. Одновременно оно предусматривало защиту национального предпринимательства от недобросовестной конкуренции со стороны экономически более мощных иностранных монополий, вкладывающих свой капитал в национальную экономику зарубежных стран. Существо гарантий, предоставляемых национальным законодательством иностранным инвесторам, состоит в ненарушении прав иностранного инвестора.
Таким образом в 70-е годы законодательство различных стран в области иностранных инвестиций претерпело определенные изменения, стал другим их подход к проблеме международно-правового регулирования иностранных инвестиций.
В те годы законодательство развивающихся стран об иностранных инвестициях стало совершенствоваться и приспосабливаться к рыночным отношениям. Характерно, что заключение ими концессионных договоров с целью привлечения иностранных инвестиций стало все реже, значительно чаще они использовали регулирование иностранных инвестиций путем выдачи разрешений на их вложение и применяли договорные формы привлечения иностранных инвестиций. Была введена система регистрации предприятий с иностранными инвестициями, им предоставлялся определенный, как правило, льготный режим деятельности.
Этот подход характеризовался тем, что отечественным и иностранным субъектам инвестиционной деятельности создавались различные условия для их деятельности. В 80-е годы в промышленно развитых странах появился новый тип законодательства об иностранных инвестициях. Его главной целью было установление равных условий конкурентной борьбы на внутреннем рынке для иностранных и отечественных предпринимателей.
Для многих промышленно развитых стран характерно устанавливать национально-правовое регулирование иностранных инвестиций не на основе специального законодательства об иностранных инвестициях, а на основе применения к таким правоотношениям общих норм валютного, налогового, антитрестовского, банковского, корпоративного права (Франция, США, Великобритания, Япония и др.).
Государствам нужно было постепенно отходить от принципов и правил регулирования иностранных инвестиций, применявшихся в предыдущие годы, от прямого вмешательства в инвестиционные отношения, осуществляемые иностранными физическими и юридическими лицами, так как это не соответствует установленным ГАТТ нормам.
Развитые государства поощряют иностранные инвестиции в свою экономику, практически ничем их не ограничивая. В отличие от этого в развивающихся странах приняты инвестиционные кодексы, определяющие условия допуска иностранного капитала, сферы его приложения, льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору.
Государства с целью привлечения и увеличения объемов иностранных инвестиций на своей территории предоставляют им ряд льгот, направленных на поощрение инвестиций в приоритетные отрасли страны-импортера капитала.
Меры поощрения следующие: 1) местного содержания, 2) производственные, 3) экспортного исполнения, 4) передачи новейшей технологии, 5) лицензирование и т.д. Все эти меры в совокупности составляют содержание режима допуска иностранных инвестиций в соответствующее государство. В том случае, когда такие инвестиционные меры касаются отношений торговли товарами, они именуются инвестиционными мерами, относящимися к торговле.
Инвестиционные льготы, способствующие получению инвестором прибыли, дают возможность принимающей стране привлекать капиталовложения в самые нужные сферы производства и регионы.
Требования о модели поведения иностранных вкладчиков должны способствовать тому, чтобы иностранные инвесторы действовали в направлении развития принимающей страны, не нанося ущерба ее экономике и национальным интересам. Это представляет особый интерес для развивающихся стран, в которых инвестиционные меры рассматриваются как важное средство для получения новейшей технологии.
Аргументом использования инвестиционных мер (ИМ) является усиление контроля за недобросовестной конкуренцией и ограничительной деловой практикой.
Стимулировать иностранные инвестиции возможно двумя путями: отменой и сокращением существующих ограничений либо введением новых льгот. Для иностранных инвесторов льготы бывают следующих видов: финансовые, фискальные и прочие. Так, особенно большие льготы иностранные инвесторы получают в свободных экономических зонах. Для развитых стран характерно использование финансовых льгот: льготного кредитования или государственных гарантий для инвестиций.
Развивающимся странам свойственно использовать фискальные льготы — налоговые и таможенные. Особенность фискальных льгот состоит в том. что они применяются по отношению к уже вложенным инвестициям. Прочие льготы отличаются тем, что их применение связано с наименьшими финансовыми потерями для экономики государства. К ним относятся льготы по использованию инфраструктуры.
Льгота иностранным инвесторам предоставляются на различных уровнях: местном, национальном, региональном.
В течение многих лет среди ученых и практиков ведутся споры о том, оправдывают ли себя такие льготы, соответствуют ли они принципам рыночной экономики, не нарушают ли они принципы либерализации мировой торговли. Здесь выявились две разные позиции: представителей развивающихся
стран и представителей развитых государств. По мнению первых, такие льготы стимулируют приток иностранного капитала, способствуют развитию производства на новейшем техническом уровне. В том случае, если данное государство отдает предпочтение национальному капиталу, использование таких льгот позволяет смягчить дискриминацию иностранного капитала. Такие цели ставят перед собой и многие страны с рыночной экономикой.
Вторую точку зрения разделяют эксперты стран с рыночной экономикой и ряда международных организаций, связанных с регулированием мировой торговли и иностранных инвестиций, которые исходят из того, что льготы играют второстепенную роль по сравнению с общими экономическими условиями в стране. Инвестор, проведя точные расчеты, определяет эффективность инвестиционного проекта, оценивая предоставляемые данной страной льготы.
По мнению противников предоставления льгот, необходимо отказаться от них, а также от последствий их использования. Как нам представляется, рациональное зерно есть в обоих подходах: развивающимся странам льготы помогают привлечь иностранный капитал. Развитым государствам льготы нужны гораздо меньше. Использование льгот нарушает нормальную конкуренцию при распределении инвестиций. На уровне отдельных стран решить проблему отмены или хотя бы сокращения льгот невозможно. Ликвидация льгот в одностороннем порядке не ведет к отказу от их использования конкурентами. По этим же основаниям незначительный эффект дает отмена льгот и на двусторонней и на многосторонней основе. Решить данную проблему на уровне отдельных стран или региональных организаций невозможно. Полностью запретить применение льгот можно только на многосторонней основе.
МВФ при предоставлении займов, как правило, настаивает на сокращении льгот для иностранных инвесторов, обосновывая это недостаточной их эффективностью. Однако такие требования имеют исключительно рекомендательный характер и относятся только к отдельным странам.
Итак, совокупность различных видов льгот и требований о линиях поведения направлена на обеспечение эффективного регулирования и увеличения объема привлечения иностранных
прямых инвестиций в соответствующие страны. Главное состоит в том, чтобы они обеспечивали интересы как страны импортера капитала, так и его экспортера.
Многие государства стремятся проводить гибкую политику в области привлечения иностранных инвестиций, сочетая поощрительные меры с ограничительными и введя меры государственного регулирования и валютного контроля.
В то же время некоторые принимающие инвестиции государства проводят мероприятия по ограничению иностранного инвестирования: запрещение деятельности иностранного инвестора в определенных отраслях экономики; установление особого государственного контроля за допуском иностранного инвестора к разработке недр и естественных богатств; обязательное долевое участие государства в создаваемых иностранным инвестором предприятиях; установление специального фискального режима; определение концессионной политики. Такие страны уделяют большое внимание совершенствованию национально-правового регулирования иностранных инвестиций. Ряд зарубежных авторов подчеркивает, что позиция государств, ограничивающих иностранное инвестирование, направлена на «установление национального контроля над иностранными инвестициями».
Основу национального законодательства всех без исключения стран составляют правовые гарантии, оказывающие непосредственное влияние на приток иностранного капитала в принимающие инвестиции страны.
В мировой практике существуют два подхода к регулированию иностранных инвестиций национальным законодательством. В одних государствах приняты специальные законодательные акты, регулирующие только иностранные инвестиции, в других странах едиными нормативными актами регулируются как национальные, так и иностранные капиталовложения.
Во Франции отсутствует законодательство, специально регулирующее иностранные инвестиции. Тем не менее ряд законодательных актов имеет прямое отношение к инвестициям. К ним относятся: Декрет № 89-154 от 9 мм 1989 г. о финансовых отношениях с иностранными и государствами; Декрет от 9 марта 1989 г. об условиях применения этого Декрета; Циркуляр министра экономики, финансов и бюджета от 21 мая 1987 г. о прямых французских вложениях за границей и иностранных инвестициях во Франции.[81]
В Японии разрешены иностранные инвестиции, но с некоторыми ограничениями и исключениями. Так, запрещается вкладывать иностранный капитал в сельское хозяйство, горное дело, нефтяную и кожевенную промышленность, а также в отрасли, связанные с обеспечением национальной безопасности. В этой стране для иностранных инвестиций установлен разрешительный порядок. С 1980 г. в Японии действует специальный Акт о проверке иностранных обменов г контроле над иностранной торговлей, который регулирует порядок получения на это разрешения, однако не установлено ограничений в размере иностранных инвестиций".[82]
Примечательно, что законодательство Российской Федерации пошло по пути специального правового регулирования иностранных инвестиций.
Так называемое «специальное законодательство» создавалось посредством разработки инвестиционных законов и кодексов во многих развивающихся странах.
Такие кодексы, определяющие условия допуска иностранного капитала, сферы его приложения, льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору, разработаны во многих развивающихся странах (Алжир, Гвинея, Камерун, Нигер и др.). В кодексах предусмотрено заключение принимающими государствами контрактов с иностранными инвесторами, являющихся средствами реализации норм инвестиционного законодательства, закрепляют права и обязанности иностранных инвесторов и государств, принимающих капиталовложения .[83]
В российской и зарубежной литературе некоторыми авторами настойчиво предлагалось осуществлять регулирование иностранных инвестиций не путем регистрации предприятий с иностранными инвестициями (СП), а посредством регистрации самих иностранных инвестиций, т.е. имущества, вкладываемого иностранными лицами в качестве инвестиций.
Юридическое значение регистрации инвестиций состоит в том, что государство, выдавая соответствующие свидетельства иностранным инвесторам, тем самым принимает на себя обязательства по отношению к ним, устанавливает объем гарантий, а также осуществляет контроль за их деятельностью. Усложнение регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями может затормозить приток новых капиталовложений.
Особенностью инвестиционного законодательства является то, что оно, как правило, не применяет коллизионного метода регулирования, а его нормы напрямую регулируют отношения между иностранным частным инвестором и принимающим государством. Именно государство определяет порядок допуска иностранных инвестиций в свою страну и условия, на которых они осуществляются, а также устанавливает правовой режим иностранной собственности на своей территории.
Процедура допуска иностранного капитала, на основании которой вложение этого капитала признается иностранной инвестицией, рассматривается как средство государственного регулирования иностранных; инвестиций.
Порядок допуска иностранных инвестиций в экономику зарубежных стран закреплен во многих международно-правовых документах. Проиллюстрировать это можно ссылкой на Кодекс либерализации движения капиталов, принятый ОЭСР в 1992 г., и на Конвенцию об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций как на действия, совершаемые с целью осуществления капиталовложений и признаваемые в качестве таковых.
Процедура допуска рассматривается как способ осуществления государством своих административно-правовых функций по регулированию иностранных инвестиций. Так, в соответствии со ст. 2 Соглашения между правительством РФ и правительством Республики Албании «О поощрении и взаимной защите капиталовложений» от 29 мая 1996 г.:
«1. Каждая из Договаривающихся Сторон будет поощрять инвесторов другой договаривающейся Стороны осуществлять
капиталовложения на своей территории и, в соответствии со своим законодательством, допускать такие капиталовложения.
2. Каждая из Договаривающихся Сторон гарантирует в соответствии со своим законодательством полную и безусловную правовую защиту капиталовложениям инвесторов другой Договаривающейся Стороны» [338].
Положительно то, что в Законе «Об иностранных инвестициях РФ» от 9 июня 1999 г. определен порядок допуска иностранных инвестиций в Россию. Это имеет существенное значение, так как процедура допуска иностранных инвестиций приоритетна в отраслях, которые открыты для вложения иностранных капиталовложений.
Итак, главное состоит в том, чтобы четко определить правила допуска иностранного капитала в экономику страны. Именно по этой методике развивается в настоящее время законодательная практика многих стран, например, Японии, еще в 1946 г. принявшей специальное законодательство об иностранных инвестициях, которое позже подверглось изменениям в связи с развитием инвестиционных отношений, а некоторые акты были отменены.[84]
В соответствии с Законом «Об инвестициях в Канаде» 1985 г. иностранными инвестициями считаются действия иностранных инвесторов, признанные государственными органами Канады в качестве инвестиций. Этот закон устанавливает специфику процедуры по оценке действий иностранных и канадских инвесторов, на основании которой государственный орган принимает решение о признании тех или иных действий иностранных юридических и физических лиц Канады как действий по осуществлению инвестиций. Предприятия с иностранными инвестициями регистрируются в Канаде в общем порядке, так же как и отечественных инвесторов.[85]
Важная проблема дальнейшего развития правовых норм, регулирующих инвестиционную деятельность, — определение правильного соотношения между специальными общими нормами в условиях развития цивилизованных рыночных отношений. При этом предпочтение должно быть отдано совершенствованию системы общих норм.
При развитии частного инвестирования разработка неоправданно широкого круга специальных правовых норм по однородным вопросам будет только затруднять их действие. Большинством государств предпочтение отдается совершенствованию системы общих норм. Так, Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 феврале 1999 г. содержит прежде всего нормы общего характера, но в то же время они имеют весьма важное значение для регулирования и иностранных инвестиций.
В соответствии со ст. 5 Закона отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории РФ, регулируются международными договорами РФ, ГК. РФ, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются международные договоры.
В 80-е годы в развитых странах появился новый тип законодательства об иностранных инвестициях, главной целью которого было выравнивание условий конкурентной борьбы на внутреннем рынке для иностранных и отечественных лиц в соответствии с правилами международной торговли ГАТТ. Промышленно развитые капиталистические государства всячески поощряют иностранные инвестиции в свою экономику, практически ничем их не ограничивая".[86]
Нормы канадского закона основаны на экономической теории конкуренции, в соответствии с которой осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций в законодательстве нового типа. Основная цель доктрины конкуренции заключается в том, чтобы обеспечить обоснованное действий государств по регулированию инвестиционных отношений.
При регулировании действий иностранных инвесторов государство может выбирать разные модели инвестиционной политики. Суть одной из них заключается в том, чтобы создавать в стране условия, способствующие привлечению достаточно большого количества иностранных инвесторов, т.е. обеспечить свободный доступ иностранным капиталам. Существо другой модели состоит в том, что государство ограничивает доступ в страну иностранных капиталов, стремясь не допустить недобросовестной конкуренции.
Таким образом, суть концепции конкуренции состоит в том, что государство регулирует не деятельность иностранного юридического лица по вложению капиталов, а возможные меры вмешательства государства в частноправовые отношения иностранного инвестора с отечественными предпринимателями.
В современней практике государств применяется и другой способ увеличения объема иностранных инвестиций -путем предоставления различного рода гарантий. При этом государства по-разному определяют, что им выгоднее предоставлять: льготы или гарантии. Преимущество гарантий состоит в том, что их предоставление не означает, что средства обязательно будут израсходованы. Кроме того, гарантии могут иметь как политический, так и финансовой характер.
Российское законодательство обеспечивает гарантии инвесторам, закрепляя их в специальных законодательных актах и международных договорах.
Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 4 марта 1999 г. предоставил инвесторам ряд новых, по сравнению с ранее действовавшими, гарантий: 1) равные права при осуществлении инвестиционной деятельности; 2) гласность в обсуждении инвестиционных проектов; 3) право обжалования в судебном порядке решений и действий государственных органов и должностных лиц; 4) стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности.
Выборочное стимулирование довольно широко используется в практике развивающихся государств и стран с рыночной экономикой.
Как считает Е. Яковлева, «целесообразно предоставлять гарантии стабильности всем инвесторам».
Всемирная торговая организация выступает против предоставления индивидуальных льгот, поэтому России после вступления в нее пришлось отказаться от предоставления гарантий на индивидуальной основе.
Существо гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам национальным законодательствам об иностранных инвестициях, состоит в том, чтобы не нарушать права иностранного инвестора. Эти гарантии исходят от самого государства, принимающего капитал, и закреплены в его законе.
Нормы, содержащиеся в двусторонних международных договорах о поощрении и защите иностранных инвестиций, рассматриваются как дополнительные гарантии к тем, которые содержатся в национальном законодательстве.
Некоторые представители развивающихся стран считают, что соглашения об инвестициях противоречат принципам международного права на том основании, что они будто бы нарушают принцип постоянного суверенитета над природными ресурсами.
В соответствии с гарантиями, предусмотренными для иностранного инвестора национальным законодательством, ему предоставляются: компенсация в случае национализации или других принудительных мер; право беспрепятственно переводить прибыль за границу; возможность использовать такие средства защиты прав инвестора, которые обеспечивают объективность при разрешении спора, и др.
Главной гарантией является то, что в национальное законодательство включаются положения, в соответствии с которыми иностранным инвесторам предоставляется национальный правовой режим, т.е. иностранные участники инвестиционных отношений обладают таким же объемом прав и обязанностей, как и собственные физические и юридические лица. Эта гарантия является тем международным стандартом, который защищает иностранного инвестора от коммерческих рисков в принимающем государстве.
В законодательстве зарубежных стран содержатся следующие гарантии для иностранных инвестиций: 1) гарантии от изменения законодательства в стране-реципиенте капитала
2) гарантии от национализации, реквизиции и других принудительных действий; 3) гарантии перевода в свою страну прибыли, платежей в иностранной валюте иных доходов; 4) гарантии перевода в свою страну сумм, полученных при исполнении договорных обязательств; 5) гарантии, применяемые при прекращении инвестиционной деятельности; 6) гарантии перевода в свою страну сумм, полученных в связи с ликвидацией предприятия, продажей его имущества, и иные.
Можно сделать вывод о том, что в национальном законодательстве промышленно развитых стран в большем объеме были восприняты нормы соглашений ГАТТ (ВТО). Иностранный инвестор в каждом конкретном случае может выбирать между национальным режимом и режимом наибольшего благоприятствования в зависимости от того, какой из этих режимов окажется для него наиболее приемлемым.
Рамки национального режима должны соответствовать положениям международных договоров, в частности, Соглашениям ГАТТ-94.
Правовое регулирование иностранных инвестиций определяется тем, что допускается привлечение в экономику страны и использование иностранных инвестиций, принадлежащих иностранным субъектам права для осуществления хозяйственно-коммерческой деятельности.
Учитывая принципиальную важность регулируемых правоотношений, следует отметить, что в законодательство многих стран мира регулярно вносятся изменения, касающиеся инвестиционного режима, чаще всего в направлении его либерализации, снятия ограничений.
В законодательстве ряда зарубежных стран понятию «joint venture» (у нас в стране оно переводилось как «совместное предприятие») было придано значение юридической категории, по содержанию приближающейся к понятию «иностранная инвестиция».
В отечественной литературе понятию «совместное предприятие» придавалось значение правосубъектной организации.
В связи с такой трактовкой отечественными специалистами этой категории законотворческая практика нашей страны все способы вложения иностранных инвестиций практически свела к форме создания правосубъектной организации, являющейся юридическим лицом по законодательству страны места нахождения, а именно - «совместною предприятия».
При разработке и совершенствовании российского законодательства в сфере иностранных инвестиций необходимо учитывать опыт развитых зарубежных стран и международных организаций, и прежде всего при выборе концепции закона и определении его основных понятий.
В промышленно развитых странах, не разрабатывавших специальных законов об иностранных инвестициях, их государственное регулирование осуществляется главным образом антимонопольным законодательством. При этом предметом применения особой процедуры, предусматриваемой антимонопольным законодательством, являются действия иностранного инвестора по осуществлению инвестиций в экономику данной страны независимо от их организационно-правовой формы.
Выше было отмечено, что именно в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой необходимо детальное специальное правовое регулирование иностранных инвестиций. И наоборот, в развитых государствах круг отношений, регулируемых специальным инвестиционным законодательством, сужается, эти отношения все в большей степени подпадают под действие общих правил национального законодательства.
В условиях рыночной экономики не следует ограничивать право выбора правовой формы осуществления иностранных инвестиций, а механизм регулирования должен представлять собой систему их допуска, установленную в законе, и быть нацелен на оценку действий иностранного инвестора. При этом критерии оценки действий инвестора необходимо закрепить в самом законе. Положительно, что в Законе «Об иностранных инвестициях в РФ» 1999 г. назван государственный орган, который несет ответственность за исполнение содержащихся в Законе норм, а также сформулированы положения, определяющие статус этого органа. Названы объективные экономические критерии, на основании которых дан ный орган должен принимать решения о допуске иностранных инвестиций.
В национальном законодательстве государств в отношении допуска и защиты иностранных инвестиций могут использоваться различные правовые режимы: 1) режим наибольшего благоприятствования, 2) национальный правовой режим, т.е. такой же режим, который предоставляется инвестициям отечественных вкладчиков; 3) преференциальный режим, суть которого заключается в том, что в отношении иностранных инвестиций применяется более благоприятный режим, чем в отношении национальных инвестиций. Некоторые государства-участники Андского пакта применяют дифференцированный режим, при котором в отношении иностранных инвестиций используется менее благоприятный режим, чем в отношении национальных инвестиций.
Привилегированный правовой режим характеризуется тем, что иностранному инвестору может быть разрешено полное или частичное освобождение от уплаты налогов, таможенных пошлин, а также предоставлены льготы при ввозе сырья и оборудования и вывозе готовой продукции. Этот режим, как правило, предоставляется для капиталовложений в слаборазвитые отрасли экономики, а также в районы, удаленные от промышленно развитых центров страны и т.д.
Изъятия из национального правового режима устанавливаются государствами для осуществления государственного контроля за развитием отдельных отраслей экономики и недопущения ослабления конкурентоспособности отечественных предприятий. Эти изъятия могут быть в форме: 1) недопущения вложения иностранного капитала в определенные отрасли; 2) определения режима допуска иностранных инвестиций в конкретные отрасли; 3) ограничения доли иностранного участия в капитале предприятия; 4) определения национальных особенностей концессионной политики и т.д.
Таким образом, в практике различных стран используется несколько правовых режимов для иностранных инвесторов, предоставляемых в зависимости от заинтересованности государств в конкретных инвестициях и в их объемах. Государства вправе применять любой из этих режимов, но при соблюдении основных принципов международного права и международных договоров.
Защита инвестиций состоит в том, чтобы не допустить со стороны государственных органов действий, ухудшающих каким-либо образом условия инвестирования, в том числе путем принудительного изъятия вложенных средств.
Гарантии призваны обеспечить стабильность инвестиционных отношений, сохранность инвестиций, свободное распоряжение инвестором суммами, полученными в результате инвестиционной или косвенно связанной с нею деятельностью.
Эффективность национального законодательства об иностранных инвестициях определяется тем, как надежно оно защищает интересы иностранных инвесторов. В этом отношении значительных успехов достигли такие страны как США, Канада, Япония, Австрия, Германия.
Надежными являются системы гарантий иностранных инвестиций в США, ФРГ и Японии и механизмы их защиты. В отличие от системы гарантий США, которая носит двусторонний характер, т.е. основывается и на международных договорах, и на нормах внутригосударственного законодательства, — системы, применяемые в ФРГ и Японии, имеют односторонний характер, т.е. базируются на национальном законодательстве.
Правовое положение иностранного капитала в РФ постепенно улучшается, в связи с проводимой Российским Правительством политики либерализации правового регулирования иностранных инвестиций . Правовой режим иностранной собственности в РФ определяется её внутренним законодательством, двусторонними и многосторонними договорами.
РФ обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции при соблюдении своих международных обязательств в этой сфере, создавая соответствующий климат для инвестиций. Наше государство сокращает перечень ключевых отраслей экономики: закрытых для частных иностранных инвестиций.
В российском законодательстве установлен режим допуска и зашиты иностранных инвестиций, в настоящее время он уже соответствует международному стандарту справедливого и равного режима.
Российское законодательство об иностранных инвестициях выполняет функцию - быть основной гарантией и защитой интересов иностранных инвесторов. Одновременно оно направлено на защиту предпринимательства в России от недобросовестной конкуренции со стороны экономически более мощных стран.
Регулирование в России иностранных инвестиций включает в себя: 1) установление правового режима приема и защиты иностранных инвестиций на территории принимающего государства; 2) обеспечение государством, принимающим инвестиции, режима их гарантий; 3) обеспечение международно-правового режима иностранных капиталовложений.
Надежность гарантий инвестиций представляет первостепенный интерес для государств экспортеров капиталов в сравнительном плане может представлять интерес национальная практика России в отношении правового регулирования иностранных инвестиций.
С принятием Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г. в России была воспринята концепция развивающихся стран, выдвинутая в 70-х годах, о которой говорилось ранее, и согласно которой регламентация иностранных капиталовложений
осуществлялось путем регистрации предприятии с иностранными инвестициями и предоставление льготного режима иностранным инвестициям. Концептуальный подход в указанном законе, состоял в создании особого, т. е. льготного режима для иностранных инвестиций как необходимого условия привлечении иностранного капитала. Фактически был установлен свободный доступ иностранного капитала в российскую экономику.
Предоставление значительных преимуществ иностранному инвестору в качестве принципа регулирования, хотя и отвечает общему направлению политики привлечения иностранных инвестиций, но при отсутствии эффективного механизма их регулирования может привести к тому, что вывоз капитала в больших объемах станет не выгодным для государств экспортеров капитала.
Основной формой инвестирования капитала в экономику России в 1990-1995 г.г. являлось именно учреждение предприятий с иностранными инвестициями, наделенных статусом юридического лица по российскому законодательству. Об этом, в частности, свидетельствует и то обстоятельство, что большая часть норм Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г., действовавшего до принятия нового закона "Об иностранных инвестициях в РФ" от 9 июля 1999 г.; из 42-х статей закона - 23 статьи, т. е. больше половины, несмотря на его название, касались порядка создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями (СП). По мнению российских ученых, закон "Об иностранных инвестициях в РФ"
1991 г. регулировал довольно узкий круг правоотношений, главным образом отношения, связанные с учреждением и деятельностью предприятий с иностранными инвестициями.
За пределами действия старого Закона "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г. оставалось регулирование некоторых весьма распространенных в промышленно развитых странах форм осуществления иностранных инвестиций, таких как по соглашениям о разделе продукции, по концессионным соглашениям, по договору целевого долгосрочного займа и др.
В странах Запада широко применяются так называемые "договорные формы совместных предприятий" (Contractual joint ventures).
В Российской Федерации действует принцип свободы осуществления иностранного инвестирования, инвестор не обязан получать предварительное разрешение на вложение капитала у государственного органа. В то же время в отношении отдельных видов деятельности может быть установлено ограничение, а именно получение лицензии, как например, на промысловую добычу рыбы в территориальных водах и экономической зоне, проведение исследований, разведку, раз