Источники международного инвестиционного права.
Главным источником МИП, как и общего международного права, являются международные договоры, регулирующие международные инвестиционные отношения, однако они зачастую не прямо регулируют деятельность государств в данной сфере, а опосредованно, предлагая государствам внедрять унифицированные нормы международного инвестиционного права в национальное законодательство государств при разработке многосторонних международных договоров, регулирующих порядок вложения иностранных инвестиций на территории иностранных государств, но реальное положение дел в инвестиционной сфере привело государства к выводу о необходимости заключения многосторонних международных договоров, унифицирующих правила и нормы иностранного инвестирования и достижение цели либерализации инвестиционных режимов в тех государствах, в которых эта цель ещё не достигнута.
Процесс разработки принципов регулирования иностранных инвестиций начался в конце 50-60 годов XX века, в тот период в качестве признанного принципа международного права предусматривалось право дипломатической защиты государством - экспортером капитала своих инвесторов, а также дипломатической защиты имущества и имущественных прав иностранных инвесторов. К ним относятся: проект Конвенции об иностранных инвестициях за рубежом 1959 г. и проект Конвенции о защите иностранной собственности, разработанные ОЭСР в 1967 г.[69] В настоящее время перечень специальных принципов международного инвестиционного права расширился. Специалисты, занимающиеся разработкой проблем МИП выделяют следующие принципы: принцип экономической не дискриминации; принцип наиболее благоприятствуемой нации; принцип предоставления национального режима; принцип не нанесения ущерба инвестициями экономике станы базирования; принцип либерализации международных инвестиционных отношений; принцип свободы выбора формы вложения иностранных инвестиций; принцип «территориальности регулирования» иностранных инвестиций; принцип взаимной выгоды при осуществлении инвестиционной деятельности; принцип защиты иностранных инвестиций.[70]
В настоящее время уже не допустим старый подход, заключающийся в том, что для решения новых международно-правовых проблем достаточно лишь разработать рамочное соглашение.
Здесь уместно вспомнить, что начиная с 60-х годов прошлого столетия развивающиеся страны, стремясь к экономической самостоятельности, активно выступили в ООН за радикальную перестройку всей системы международных экономических отношений, за создание нового международного экономического порядка, за установление справедливых отношений между ними и странами-экспортерами капитала, за создание надежного международного механизма защиты их интересов.
Вопрос об иностранных инвестициях обсуждался в ООН, где развивающиеся страны добивались международного признания своих инвестиционных прав и применения на практике уже сложившихся инвестиционных принципов.[71] В документах ООН было признано право на вложение инвестиций в экономику иностранных государств.
После долгих дебатов в ООН по вопросу иностранных инвестиций, включая национализацию иностранной собственности, удалось найти компромисс, который был закреплен в Декларации о неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами, принятой в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (далее ГА) 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 г. В ней признается одно из важнейших прав государств - право устанавливать контроль над естественными ресурсами и право национализировать инвестиции, вложенные в их разработку.
Кроме того, развивающиеся страны настоятельно требовали включения в повестку дня ООН вопроса об условиях внесения иностранных инвестиций.
Под эгидой ООН обсуждался вопрос о создании нового инвестиционного правопорядка в мире и определения инвестиционного механизма регулирования иностранных капиталовложений.
Хартия экономических прав и обязанностей государств в § 2 ст. 2 четко установила, что национальный контроль над иностранными инвестициям представляет из себя реализацию государствами их права на неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами. В ней ясно определена правоспособность государств в сфере иностранных инвестиций, сформулированная так: «Каждое государство имеет право: а) регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции».
Усложнение международно-правового регулирования иностранных инвестиций связано с тем, что не только развивающиеся страны, но и ряд других государств настороженно относились к вложению иностранных инвестиций и довольно часто изменяли отношения к этой проблеме. Многие развивающиеся страны из-за указанных опасений устанавливали в своем законодательстве различного рода барьеры для притока иностранных инвестиций и усиливали контроль над прямыми иностранными капиталовложениями. Такую тенденцию государств можно квалифицировать как ту, которая не создает благоприятных условий для иностранных инвестиций.
Возникшая коллизия между странами экспортерами и импортерами капитала, отрицательно сказывающаяся на международно-правовом регулировании, защите и гарантиях иностранных инвестиций, имела место вплоть до 70-х годов прошлого века. В 70-е годы изменился подход развитых и развивающихся государств к международно-правовому регулированию инвестиционных отношений. Основной целью международно-правовых актов, разрабатываемых в этот период, стало достижение баланса взаимных интересов иностранного инвестора, вкладывающего капитал, и государства, его принимающего. На это заметное влияние оказала позиция развивающихся стран, которые опасались возможной национализации, реквизиции, принудительного изъятия вложенных ценностей.
При обсуждении проблемы иностранных инвестиций в органах ООН многие государства, в первую очередь развивающиеся страны, выступали за увеличение притока инвестиций в наиболее бедные из них.
Женевские принципы международных торговых отношений и торговой политики, принятые вспомогательным органом ООН под названием «Конференция ООН по торговле и развитию» в 1964г., положили начало разработке всех последующих международно-правовых актов, ставших источниками международного инвестиционного права.
В активизацию инвестиционных отношений полезный вклад внесли также такие вспомогательные органы ООН и специализированные учреждения ООН как: Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Программа развития ООН (ПРООН), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международная сельскохозяйственная организация (ФАО), Международная организация труда (МОТ), Международная организация образования, науки, культуры (ЮНЕСКО) и др.
И все же у государств укреплялось мнение, что на базе рекомендательных норм, хотя и обладающих большой политической и моральной силой, все же невозможно добиться надежной защиты прав и интересов обоих сторон инвестиционного процесса: вкладывающей капитал и принимающей его. Далее государства стали предпринимать попытку установить международный режим для иностранных инвестиций, с этой целью была выдвинута идея о создании Международной торговой организации, которая получила поддержку на Бреттон-Вудской международной валютно-финансовой конференции, организованной в 1944 г. и на которой была определена цель этой организации. Государства приступили к разработке устава международной торговой организации (МТО) в 1948 г., в котором планировалось закрепить инвестиционные меры при осуществлении международной торговли, но ввиду неодобрения конгрессом США разработанного устава МТО, учредить такую организацию не удалось.
В период с 1947 г. по 1948 г. Конференция ООН по торговле и занятости рассматривала вопрос об инвестициях. При обсуждении вопроса о расширении международной торговли инвестиционные меры составили часть предмета широкой дискуссии об ограничительной деловой практике. Реализация решений конференции получила свое воплощение в разработке Устава Международной торговой организации (МТО) в 1948 г., тем не менее учреждение ее не состоялось, ввиду того, что Конгресс США не одобрил Устав, а без участия США государства не пожелали учреждать Международную торговую организацию.
Тем не менее работа не прошла даром и в результате многосторонних переговоров был подписан очень важный договор, долгие годы оказывающий большое внимание на международно-правовой и национально-правовой правотворческий процесс – Генеральное соглашение о тарифах и торговле от 30 октября 1947 г., широко известное под названием ГАТТ(далее ГАТТ)[72], на многостороннем механизме которого и базировалась международная торговля и другие виды внешнеэкономических связей до создания в 1996 г. Всемирной торговой организации (далее ВТО).
Недостатком ГАТТ 1947 г. являлось лишь общее регулирования в области торговых (инвестиционных) отношений и то, что в качестве самостоятельного предмета регулирования не выделены инвестиционные отношения и четко не определен правовой статус иностранных инвестиций.
Возникла необходимость реорганизации ГАТТ, выделения в его содержании регулирования инвестиционных отношений.
Попытка восполнить этот пробел и продвинуться в разрешении этих актуальных проблем была предпринята в рамках Уругвайского раунда в сентябре 1986 г., в ходе которого велись переговоры по развития ГАТТ, в направлении расширения его институциональной структуры, с тем, чтобы торговые меры увязать с инвестиционными и специально выделить последние. Таким образом, были предприняты действия по распространению применения норм ГАТТ к инвестиционным мерам напрямую.
В ходе Уругвайского раунда 1993 г. была принята Декларация министров от 20 сентября 1986 г., предписывающая государствам-участникам переговоров разработать конкретные нормы, касающиеся инвестиционных мер торгового характера и распространить действие статей ГАТТ в отношении инвестиционных мер.
Оценивая результативность Уругвайского раунда переговоров, следует заключит, что на нём был выдвинут новый подход в расширении действия норм ГАТТ на новые отношения, включая отношения с использованием инвестиционных мер , чтобы не допустить ограничений свободы международной торговли.
Следующий раунд переговоров по модификации ГАТТ 1947 г. проходил в апреле 1994 г. в Марракеше, завершившийся дальнейшим развитием ГАТТ 1947 г., после чего стало действовать ГАТТ 1994 г., представляющий собой дополненный вариант ГАТТ 1947 г., в большей мере отвечающий потребностям современных инвестиционных отношений. В процессе этого раунда был принят пакет Марракешских соглашений 1994 г., которые не только совершенствовали ГАТТ, ввели инвестиционные меры торгового характера, но и предусмотрели создание ВТО. Государства обязаны были подписать эти соглашения при вступлении в ВТО.
Сфера действия усовершенствованного ГАТТ 1994 г., кроме торговли промышленными товарами, распространена также и на торговые аспекты инвестиционных мероприятий, предусмотренные в Соглашении Об инвестиционных мерах торгового характера (ТРИМС).
Одним из инициаторов разработки ТРИМС были США, делегация которых настаивала на включение в повестку переговоров вопроса о правовом регулировании иностранных инвестиций, требуя разработки соглашения, которое бы предусмотрело применение режима наибольшего благоприятствования и национального правового режима к иностранным инвестициям. Развивающиеся страны были не согласны с этим, доказывая, что этот вопрос находится вне сферы правового регулирования ГАТТ.
В итоге этого спора было достигнуто согласие сторон, ограничиться регулированием торговых аспектов инвестиционных мер. Всё же удалось разработать и принять важный источник международного инвестиционного права – соглашение «Об инвестиционных мерах торгового характера от 15 апреля 1994 г., которое вошло в пакет договорённостей Уругвайского раунда.
Соглашение запрещает государствам применять определённый круг мер торговой политики, которые могли оказать отрицательное влияние на иностранные инвестиции. Оно впервые закрепило некоторые международно-правовые нормы регулирования иностранных инвестиций, а именно: условия и порядок функционирования прямых иностранных инвестиций.
По мнению отдельных учёных, термин «инвестиционные меры торгового характера» является слишком широкими и не определенными и не отражает различие между двумя категориями инвестиционных мер, названных выше.
С их точки зрения, сложно представить себе какие-либо меры, касающиеся инвестиций, которые не относились бы к торговле. Эти меры, как правило, определяют совокупность определенных прав и обязанностей ТНК на территории государств места их нахождения, цель которых - не ущемлять интересы этих государств и не давать им возможности вмешиваться в их внутренние дела.
Представители некоторых государств также подвергли критике ТРИМС, поскольку его положения будто бы противоречат принципам свободы международной торговли, и их применение может привести к такому же результату, как и использование нетарифных мер.
И всё же ТРИМС представляет важность для регулирования инвестиционных отношений. В интересах практики целесообразно проанализировать условия, на которых инвестор обязан экспортировать часть произведенной продукции, а именно: 1) не менее установленного минимального количества произведенного продукта; 2) определенное количество конечного продукта; 3) такое количество, которое компенсировало бы импортные закупки иностранного инвестора; 4) в таком размере, при котором были бы покрыты все валютные издержки инвестора. Перечисленные требования являются мерами торгового характера.
К мерам неторгового характера относятся: 1) требование передали технологий; 2) обязательства закрепляющие определенный минимум для допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению инвестиционных проектов в данной стране; 3) требования, касающиеся нормы предоставления рабочих мест в стране места вложения инвестиций; 4) правила привлечения местных финансовых ресурсов. Кроме вышеперечисленных могут быть введены и иные ограничительные меры для иностранных инвестиций, в том числе, и неторгового характера.
Итак, примером наиболее полной разработки инвестиционных мер глобального характера, а значит некоторых международно-правовых норм регулирования иностранных инвестиций, являются инвестиционные меры торгового характера (ТРИМС). Как видим, государства предприняли усилия
являются не рыночными методами регулирования. Они считают, что есть противоречие между ГАТТ 1947 г. и ТРИМС, и что последнее не согласуется с концепцией либерализации движения капитала.
В то же время, следует особо отметить, что практическое использование ТРИМС помогает избежать тех отрицательных последствий, которые наступают из-за отсутствия международно-правовых принципов, регулирующих иностранные инвестиции, поэтому разработка таких международно-правовых принципов и предусматривалась в Уставе ВТО.
В настоящее время есть необходимость разработать нормы, детализирующие требования ТРИМС, которые внесут ясность в механизм их практического применения.
Таким образом, отдельные вопросы, касающиеся международного режима иностранных инвестиций, постепенно подвергаются государствами регулированию на универсальном уровне. В первую очередь необходима универсализация правового регулирования движения прямых инвестиций.
Поскольку на универсальном уровне экспортеры капитала пока ещё не сумели добиться надежной защиты своих капиталов, а импортеры — обеспечить свои права по контролю над иностранными инвестициями, они активно включились в работу по кодификации инвестиционного права в рамках региональных международных организаций.
Сейчас действуют две многосторонние конвенции в области международно-правового регулирования иностранных инвестиций: Вашингтонская конвенция «О порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицами другого государства» 1965 г. и Сеульская конвенция «ОБ учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций» 1985 г. [73] Первая из них закрепляет порядок разрешения споров между государством и иностранным инвестором, вторая решает проблему с выплатой компенсации иностранному инвестору за утрату им инвестиций.
Однако эти Конвенции касаются лишь узкого круга проблем, а именно связанных лишь с устранением неблагоприятных последствий, наступивших от действий государств, но не касаются самого порядка регулирования иностранных инвестиций. Тем не менее они имеют большое значение, хотя и касаются регулирования только некоторых аспектов иностранных инвестиций.
Российская Федерация не ратифицировала Вашингтонскую Конвенцию, кроме того нужно отметить, что обе Конвенции не получили примечания в практике правового регулирования иностранных инвестиций в России.[74]
Важным источником международного инвестиционного права является и Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ). Его основной целью является содействие созданию правовой стабильности, требуемой для привлечения иностранных инвестиций, и стимулирования предпринимательской деятельности в энергетической сфере.
Договор укрепляет правовую основу благоприятного режима для иностранных инвесторов в области энергетической деятельности.
Особо следует отметить ст. 1 Договора, содержащую определения, имеющие значение для реализации положений Договора относительно видов инвесторов и инвестиций.
Часть II ДЭХ регулирует вопросы коммерции, связанные с торговлей и с инвестиционными серами.
Часть III регламентирует те аспекты инвестиций, по которым было достигнуто согласие в ходе переговоров, включая экспроприацию и компенсацию. По содержанию они похожи на положения двусторонних инвестиционных договоров.
Положения о защите иностранных инвестиций закреплены в параграфе 5 и в параграфе 6 ст. 1. В этой же статье указываются формы вложения инвестиций.
Поясняется, что термин «инвестиция» обозначает капиталовложения, «связанное с хозяйственной деятельностью в энергетическом секторе».
Параграф 1 ст. 10 ДЭХ касается поощрения, режима и защиты инвестиций.
В ней предусмотрено, что нарушение инвестиционного соглашения может предоставлять собой нарушение обязательств договаривающейся стороной по Договору.
Целью Договора к Энергетической Хартии является предоставление на многосторонней основе и в отношении энергетического сектора такой же защиты инвестиций, которую предлагают двусторонние договоры о поощрении взаимной защите иностранных инвестиций[75].
Договор к Энергетической Хартии можно оценить как первый международно-правовой акт, закрепивший глобальный подход к определению международного режима иностранных инвестиций.
Поскольку на универсальном уровне экспортеры капиталов не сумели добиться их надежной защиты, а импортеры -обеспечить свои права по контролю над иностранными инвестициями, все они активно включились в работу по кодификации инвестиционного права в рамках региональных международных организаций. Особо настойчиво выступали за утверждение приоритета национального законодательства в регулировании иностранных инвестиций латиноамериканские страны. Можно проиллюстрировать это на примере Уругвая, выступившего еще в начале 50-х годов с предложением закрепить в решениях ООН право государств - импортеров капитала — на регулирование их статуса в национальном законодательстве.
Именно развитие многосторонних кооперационных и интеграционных процессов послужило основанием для согласования норм национальных правовых систем по регулированию иностранных капиталовложений.
Важную роль в сближении законодательства разных стран о правовом регулировании прямых иностранных инвестиций играет «Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций», разработанное Мировым Банком в 1992 г. В нем содержатся рекомендации того, как следует решать проблемы регулирования иностранных инвестиций в национальном законодательстве государств-членов МБРР, а также рекомендации в отношении принятия мер по экспроприации, одностороннему прекращению контрактов в сфере иностранных инвестиций. Этот документ отличается взвешенным подходом к регулированию иностранных инвестиций. Он имеет рекомендательный характер, создан на основе анализа действовавших в тот период двусторонних и многосторонних соглашений об инвестициях, национальных законов, кодексов, регулирующих иностранные инвестиции, и судебной практики.
Большое практическое значение имеет анализ деятельности в данной сфере таких уже хорошо зарекомендовавших региональных Организаций, как ЕЭС, ОЭСР, АТЭС, АСЕАН, СААРК и др.
На европейском континенте важную роль в укреплении гарантий иностранных инвестиций играет Европейская многосторонняя конвенция о поощрении и защите иностранных инвестиций.
Усилению защиты иностранных инвесторов в рамках СНГ способствовала Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. В еще большей степени этому содействовала разработка многостороннего соглашения по инвестициям и введение его в действие. Однако нерешенной проблемой на нынешнем этапе является отсутствие универсального международного инвестиционного договора.
Необходимо выделить также роль Римского договора об учреждении Европейского Экономического Сообщества (далее ЕЭС), который в 1957 г. в качестве одного из фундаментальных принципов провозгласил принцип свободы движения капиталов и предусмотрел меры по устранению препятствия движению капиталов (ст. 67, 70) .
К категории международно-правовых актов, чье действие направлено на сближение законодательства государств — членов Европейского Союза, следует отнести Регламенты и Директивы органов Европейского Союза. Их целью является выработка единообразного подхода к регулированию конкретных правоотношений, в том числе инвестиционных.
Правовое закрепление свободы движения капиталов в ЕЭС осуществлялось на основе директив от: 11.05.1960 г.; 10.12.1962 г.; 20.11.1985 г.; 17.11.1986 г.; 24.06.1988 г.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом и странами Европейского Союза, подписанное 24 июня 1994 г., обязывает Россию «обеспечивать свободное движение капитала между резидентами России и Сообщества в форме прямых инвестиций». В соответствии с этим Россия также обязуется не вводить любых новых ограничений па движение капитала. Есть лишь одно исключение: допускается введение ограничений только в том случае, если возникают сложности в реализации политики в области валютного курса или кредитно-денежной политики в России или в Сообществе или возникновения иных трудностей, требующих введения защитных мер в отношении движения капитала.
Значительный вклад в создание международно-правовой базы для либерализации иностранных инвестиций на региональном уровне внесла Организация экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР), в деятельности которой вопросы правового регулирования прямых иностранных инвестиций занимают центральное место. После продолжительных переговоров правительств государств-членов этой организации 21 июня 1976 г. была одобрена Декларация о международных инвестициях и транснациональных корпорациях, в которой проблемы иностранных инвестиций и деятельности ТНК рассматривались в тесном единстве.
В рамках ее разработаны и приняты два кодекса, направленные на либерализацию движения международных капиталов: Кодекс либерализации движения капитала и Кодекс либерализации текущих «невидимых» операций.
Особо важную роль в развитии международно-правового регулирования иностранных инвестиций играет Кодекс либерализации движения капитала (далее Кодекс), принятый в 1961 г. и закрепивший «принцип прозрачности границ». Ценность его состоит в том, что он является обязательным для государств-членов и содержит важные обязательства государств: 1) не вводить новых ограничений на движение инвестиций; 2) предупреждать о необходимости применения ограничительных мер (по соображениям безопасности и др.); 3) устанавливать перечень операций с инвестициями, подлежащих либерализации.
В статье 1 Кодекса государства-участники закрепили обязательство последовательно устранять все препятствия и ограничения для свободного перемещения капиталов, согласились предоставлять национальный режим нерезидента. Положительный момент Кодекса — включение в него перечня действий иностранного инвестора, это позволяет обеспечить контроль за вложенными инвестициями.
Кодекс дает характеристику иностранных инвестиций, определяет правовые формы вложения их в экономику других стран, раскрывает понятие «инвестиций для целей установления длительных экономических отношений с предприятием», понимая под ними инвестиции, которые позволяют эффективно влиять на управление предприятием".[76]
Кодекс не относит к прямым инвестициям те из них, при внесении которых не предусматривается осуществления влияния на управление деятельностью предприятий. Кроме того, он включает в перечень прямых иностранных инвестиций так называемые «финансовые услуги», т.е. инвестиции, имеющие финансовый характер. В нем также урегулирована процедура допуска иностранного капитала на том основании, что она является сферой правового регулирования национальногозаконодательства.
Во многих странах были разработаны механизмы контроля над допуском прямых иностранных инвестиций и определениями с ними.
Очень полезен опыт региональной кодификации международного инвестиционного права, осуществленный государствами Латинской Америки с целью выработки единообразной политики по отношению к иностранным инвестициям. Результатом этого процесса была разработка и принятия в 1969 г. в рамках Андского общего рынка Единого Инвестиционного кодекса Андской группы латиноамериканских стран (далее ЕИК), ставшего моделью правил в данной сфере для государств этого региона. Он является среди действующих международно-правовых актов важным образцом документа, унифицирующего национальное законодательство об иностранных инвестициях.
С целью использования государствами международного опыта правового регулирования иностранных инвестиций целесообразно проанализировать положения Кодекса, так как им установлен инвестиционный механизм, обеспечивающий проведение согласованной инвестиционной политики. В нем отражено значение национально-правового регулирования иностранных инвестиций и предусмотрены единообразные нормы их регламентации.
Особенность ЕИК состоит в том, что его нормы имеют прямое действие в странах Андской группы, объединяющей пять государств Латинской Америки. Важно, что большая часть его норм адресована непосредственно частным лицам или организациям участвующих в нем государств, а также самим этим государствам. Данный Кодекс содержит рекомендации, касающиеся допуска иностранных лиц к хозяйственной деятельности на территории страны и порядка регулирования иностранных инвестиций. Согласно ему иностранный инвестор является собственником иностранных инвестиций. В соответствии со ст. 2 данного Кодекса любой иностранный инвестор, желающий осуществить инвестиции в другую страну, обязан получить разрешение, которое выдается в том случае, если инвестиции направляются в приоритетные отрасли экономики данного государства. Некоторые отрасли экономики государств объявляются закрытыми для вложения иностранного капитала.
Некоторые учение признают ЕИК в качестве одного из международно-правовых актов регионального характера, регулирующих в том числе и поведение транснациональных корпораций. ЕИК, являясь унифицированным международно-правовым актом, направлен на обеспечение единообразных условий привлечения иностранного капитала и на проведение согласованной политики государств в отношении правовых режимов торговли.
Представляется полезным также опыт сотрудничества государств в инвестиционной области в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (далее АТЭС), в перспективные планы которого входит формирование к 2020 г. в Азиатско-Тихоокеанском регионе «свободного торгового и инвестиционного пространства». Этой организацией в 1934 г. был принят «Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций», в котором сформулированы инвестиционные принципы: 1) недискриминационный подход к странам-экспортерам капитала, 2) национальный режим для иностранных инвесторов и др.
По мнению ряда юристов, этот Кодекс должен быть использован в практике Всемирной торговой организации при создании норм, регулирующих иностранные инвестиции. Страны-члены АТЭС позже продолжили свою работу в рассматриваемой области и в 1995 г. в Осаке разработали Программу совместных действий по либерализации торговли и инвестиций, вводящую новые тарифы, тарифные меры, стандарты. Эта Программа занимает центральное место в перечне договоренностей стран-членов АТЭС, на основе которых были разработаны индивидуальные планы действий стран-членов АТЭС, позже объединенные в Манильский план действий стран-членов АТЭС, принятый в 1996 г. на Филиппинах.
Примером действия региональной системы защиты инвестиций может быть деятельность Межарабской компании по гарантиям инвестиций, учрежденной арабскими государствами на основе соответствующей международной конвенции, вошедшей в силу в 1974 г., со сроком действия в 30 лет. Согласно ей страхование рисков обеспечивается только тем инвесторам, которые заключают договоры с Компанией.
Весьма результативной является и другая региональная форма инвестиционного сотрудничества государств в рамках Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (далее АСЕАН), созданной 24 февраля 1976 г., деятельность которой способствовала унификации национального законодательства стран этого географического района в данной сфере .
Известная региональная организация — Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) — в своей работе значительное внимание уделяет оптимальному использованию иностранных инвестиций .
Поиск путей активизации торговли и инвестиционной деятельности занимает важное место в деятельности Ассоциации регионального сотрудничества стран Индийского океана (далее АРСИО). Она стремится к активизации возможностей и внедрению новых форм взаимодействия в сфере внешнеэкономической деятельности и иностранных капиталовложений.
Совершенствованию правового регулирования инвестиционных правоотношений в значительной степени способствуют многочисленные международные договоры, разработанные в разных международных организациях и на различных международных конференциях. Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 г., разработанная в рамках Международного банка реконструкции и развития, направлена на осуществление единообразной политики в отношении иностранных инвестиций .
В развитие Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г. в рамках СНГ была принята Конвенция о защите прав инвестора от 28 марта 1997г., определившая правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и получаемые от них доходы. Эта Конвенция предусматривает, что в случае, если после вступления настоящей Конвенции в силу, сторонами будут изменены законодательные нормы, касающиеся инвестиций, которые, по мнению одной или нескольких заинтересованных сторон, ухудшают условия или режим инвестиционной деятельности, этот вопрос может быть вынесен на рассмотрение Экономического суда СНГ и (или) иных международных судов или международных арбитражных судов . Даже изменение процедур исполнения законодательных актов также могут оказаться неблагоприятными для инвесторов.
Весьма удачно правовые основания экспроприации закреплены в договоре к Энергетической Хартии 1994 г. В нем устанавливается, что экспроприация инвестиций может осуществляться с целью, которая отвечает государственным интересам, без дискриминации, с соблюдением надлежащих правовых процедур, одновременно с выплатой быстрой, достаточной и эффективной компенсации.
Как следует из вышеизложенного, для всех государств, экспортеров и импортеров капитала, большое значение имеет участие в многосторонних международных соглашениях, которые обеспечивают защиту прав инвесторов и стран-импортеров капитала и уменьшают возможные риски тех и других. Наличие надежных гарантий в международных договорах оценивается как стремление государств обеспечить в максимальной степени сохранность иностранной собственности.
В соответствии с Соглашением об учреждении Всемирной торговой организации, заключенным в апреле 1994 г. в Марракеше (Марокко), с 1 января 1995 г. ГАТТ преобразовывается в ВТО, которая играет очень важную роль в сфере международной торговли и международных инвестиционных отношений.
В рамках ВТО действует рабочая группа по торговле и инвестициям, на которую возложены следующие функции: анализ направлений взаимоотношения между торговыми мерами и инвестиционными и определение перспектив действия Соглашения ГАТТ-1994. В ходе заседания этой группы выявилось множество разных подходов к регулированию международных инвестиций.
Учреждение этой организации явилось серьезной попыткой государств обеспечить единое правовое регулирование торговых и инвестиционных аспектов международных экономических отношений, утвердить в практике либеральный порядок инвестирования. Целью ВТО является упрощение механизма внесения иностранных инвестиций, что способствовало бы значительному увеличению их объемов. В то же время ряд стран, главным образом развивающихся, опасаются внедрения такого механизма в жизнь, считая, что увеличение объемов иностранных капиталовложений приведет к подрыву национальной экономики и нарушению их национальных интересов.
Соглашение требует от участников ВТО информировать секретариат ВТО о всех подобных мерах и устранять все несоответствия своего законодательства требованиям ВТО в течение двух лет с момента вступления в силу соглашения о ВТО, а для развивающихся стран установлен срок 5 лет.
Ограничительный характер сферы действия этого соглашения послужил основанием для выдвижения развитыми странами предложения об анализе итогов его действия до I января 2000 г. и в зависимости от результатов о возможном включении в это соглашение положений, относящихся к инвестициям.
Для определения правового режима иностранных инвестиций весьма полезными оказались разработанные под эгидой ВТО в соответствии с принципами и нормами международного права документы. Именно этой организации удалось определить правила движения капиталов, установить особую процедуру отчетности и контроля при работе с иностранными инвестициями.
Кроме того, ВТО призвана играть эффективную роль в урегулировании торгово-экономических споров между ее государствами-членами. Результативность ее деятельности в этой сфере может быть еще большей, если будет разработан четкий механизм их разрешения.
Российская Федерация еще в 1993 г. обратилась в Совет ГАТТ с заявлением о присоединении к ВТО, а позже, в 1996 г., направила Меморандум о внешнеторговом режиме, в котором были сформулированы ответы на поставленные вопросы, касающиеся «новых сфер» в деятельности ВТО: о торговле услугами, об охране интеллектуальной собственности, об инвестиционных мерах, связанных с торговлей .
С целью обеспечить подготовку вступления России в ВТО было разработано «Положение о Комиссии Правительства РФ по вопросам Всемирной торговой организации», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. Основной задачей Комиссии было налаживание работы по фактическому участию России в текущей деятельности ВТО, в том числе в раундах многосторонних торговых переговоров .
В декабре 2012 г. Российская Федерация вступила в ВТО и в настоящ<