Субъекты международного инвестиционного права
Субъекты международного инвестиционного права устанавливают инвестиционные отношения друг с другом, что позволяет им добиться главной цели: одной стороне, в которую вкладываются инвестиции, достигнуть высокого уровня экономического развития, а другой стороне, вкладывающей инвестиции - получить прибыль и реинвестировать ее на выгодных условиях. Участниками инвестиционных отношений становятся как субъекты международного публичного права, так и национального права- физические и юридические лица, осложнённые иностранным элементом, вступая в такие правоотношения, физические и юридические лица должны иметь в виду, что они входят в особую сферу отношений, находящихся в иной области правового регулирования и связанных с риском. Вопрос о субъектах инвестиционной деятельности реализуется международным публичным правом, международным частным правом и национальным правом государств. Участниками таких правоотношений всё активнее наряду с государствами выступают международные экономические организации. Более того, всё большую роль в международных инвестиционных отношениях играют ТНК, на примере которых выдвигаются доводы о расширении круга субъектов международного публичного права.
Главными субъектами международного инвестиционного права являются государства, потому что, именно они обладают наибольшим объемом прав и обязанностей, в том числе и в сфере инвестиционных отношений, так как у них гораздо больше реальных возможностей в данном конкретном случае для привлечения иностранных инвестиций, их эффективного использования и защиты.
Государства регулируют иностранные инвестиции, контролируют процесс их вложения, и сами выступают в качестве субъектов гражданско-правовых (договорных) отношений. Как справедливо отмечает Ф. Лаувенфелд. «частный порядок в области международных экономических отношений, который ранее был обычным , уступил место системе, в которой государство стало всепроникающим».[62]
Общепризнано, что международная правосубъектность не зависит от воли других участников международного общения. Это прямо закреплено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 г., в которой говорится, что "каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств".[63] Проявление уважения к правосубъектности нового государства находит отражение в его признании.
Качество правосубъектности каждое государство приобретает вне зависимости от большего или меньшего круга правоотношений, в которых оно участвует или может участвовать.
Государствам принадлежит центральное место в системе регулирования международных отношений (в том числе международных инвестиционных отношений), так как именно они являются наиболее полновластными и организованными личностями, сосредоточившими в своих руках основные средства воздействия на межгосударственные отношения, и кроме того, они являются главными субъектами управленческой деятельности на мировой арене. Они выполняют роль организаторов как внутренней, так и международной жизни общества, что позволяет им, по мнению И.И. Лукашука, контролировать и направлять деятельность других участников международных отношений. [64]
Международное право отражает тенденцию к усилению и расширению роли государства в регулировании всех видов деятельности, в том числе инвестиционной.
Международная правосубъектность государств, участвующих в международных отношениях, (в том числе инвестиционных), основывается на основных принципах международного права, действующих в данной сфере: суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету; невмешательства во внутренние дела государств; неприменения силы или угрозы ею и др. В то же время, с точки зрения своей содержательной стороны, международная правосубъектность в международных инвестиционных отношениях будет определяться отраслевыми принципами международного инвестиционного права. Нормы международного права регулируют процесс реализации правосубъектности государств, в том числе в международных инвестиционных отношениях.
Содержание международной правосубъектности определяется реальными правами и обязанностями субъектов права, государства обладают в полной мере комплексом уникальных прав и обязанностей. Основные права и обязанности государств вытекают из основных принципов международного права, международно-правовых актов, двусторонних договоров государств, национального законодательства.
По мере развития международных инвестиционных связей содержание прав и обязанностей государств расширяется, обогащается. При осуществлении своих прав государства ограничены тем, чтобы не нарушать соответствующие права и интересы других стран, что является злоупотреблением правами.
К сожалению, ни в международно-правовых актах, ни в трудах юристов-международников общепризнанного перечня прав и обязанностей государств не приводится. Задачей науки международного права является выявление и классификация этих прав и обязанностей на основе глубокого анализа источников международного инвестиционного права, в первую очередь универсального характера.
Это является очень важным и потому, что установление круга прав и обязанностей государств стало бы основой для приобретения ими производных прав и обязанностей, и что представляет особый интерес с точки зрения данного исследования - прав и обязанностей государств в области международных инвестиционных отношений.
Как справедливо подчеркивает известный специалист в области правосубъектности государств Г.И. Курдюков, «основные права и обязанности являются главным элементом правового статуса государств. Первоначальное правовое положение государств урегулировано в международных отношениях, поскольку основные права и обязанности закрепляются в нормах международного права и составляют общий правовой статус государства».
Элементами правового статуса государств являются также привилегии, иммунитеты, гарантии и международно-правовая зашита статуса государств.
Специальный (отраслевой) международно-правовой статус государства не исчерпывается только положениями; вытекающими из отраслевых принципов, и некоторые инвестиционные права и обязанности возникают из международных обычаев.
Для всех субъектов международного права как коллективных образований характерно органическое единство международной правоспособности, т.е., способности иметь права в обязанности, и международной дееспособности, т.е. способности своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести, ответственность за совершенные правонарушения. Существует неразрывная связь между правосубъектностью и дееспособностью. При регламентации международно-правового статуса субъекта обычно применяется термин «правоспособность», хотя в его содержании подразумевается их индивидуальный правовой статус.
Определяющие статус государства нормы реализуются в первую очередь в его правосубъектности, что вытекает из договорных обязательств государств. В международном праве нет ограничений для государств приобретать свои права и обязанности посредством международных договоров. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. подтверждает такое равноправие государств, декларируя, что «каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры» (ст. 6) [65]
Право заключать международные договоры (договорная правоспособность) является элементом международной правосубъектности, атрибутом субъекта международного права. Участие государств в международном правотворчестве связано не только с принятием обязательств, их выполнением, а так же усилиями в направлении того, чтобы нормы международного права и международные договоры выполнялись всеми его субъектами, т. е. были юридически обеспечены.
Международная правосубъектность государств проявляется также в его праве на участие в международных организациях. Вступление в члены организации предполагает взятие на себя обязательств по ее уставу, признание полномочий ее органов, принятие участия в голосовании при выработке ее решений.
Транснациональные корпорации не являются субъектами международного права и, следовательно, международного инвестиционного права, но они квалифицируются некоторыми зарубежными и российскими учёными (Шварценбергер Г., Шумилов В.М., Волова Л.И., Лисица В.Н., Фархутдинов И.З. и др.) как участники (авторы) международных экономических (международных инвестиционных) отношений .
Следует отметить, что в последние годы ТНК стали играть все большую роль в процессе интернационализации международных связей, в том числе инвестиционных, на примере которых часто выдвигаются доводы о расширении круга субъектов международного публичного права. В то же время нельзя не отметить, что они в первую очередь преследуют цель получить как можно больше прибыли и других преимуществ для себя и не заботятся об экономических интересах государств своего базирования.
С точки зрения большинства развивающихся стран, существующая система правовой регламентации иностранных инвестиций, во многом отражающая интересы ТНК, не способствует эффективному правовому регулированию капиталовложений. Только четкое правовое регулирование и сохранение контроля над деятельностью ТНК со стороны государств их базирования в условиях сохранения действия довольно либеральных принципов, лежащих в основе системы ГАТТ 1947 г., может снизить отрицательно влияние ТНК на национальную экономику.
Поэтому, по нашему мнению, необходимо ускорить решение важнейшей проблемы, т.е. установить четкое международно-правовое регулирование деятельности ТНК.
Некоторые зарубежные ученые специально занимаются исследованием возможностей и форм участия ТНК в международных инвестиционных отношениях[66].
А известный специалист в рассматриваемой области Г. Годар даже выделяет в своей статье специальный раздел: «Транснациональные корпорации и новый инвестиционный порядок», в котором тесно связывает деятельность ТНК с иностранными инвестициями.[67]
Другой исследователь данной проблемы М. Краффт также увязывает напрямую правовой статус иностранных инвестиций с ТНК.[68]
В науке встречаются различные мнения по вопросу о правовой природе ТНК и их правосубъектности. При решении этого вопроса не следует делать ставку на то, что у ТНК отсутствует надлежащая международная правоспособность.
При определении правовой природы ТНК нужно учитывать, что деятельность ТНК связана с изменением традиционных подходов к регулированию торговой и инвестиционной деятельности. При этом нужно учитывать, что ТНК способны эффективнее, чем другие субъекты предпринимательской деятельности, распоряжаться мировыми запасами природных ресурсов.
Ряд специалистов доказывает, что функционирование ТНК не вступает в противоречие с довольно либеральными принципами ГАТТ 1947 г.. На самом деле такое утверждение не подкреплено практикой, в действительности ТНК нередко действуют в нарушение норм международного права, хотя они должны соблюдать принципы и нормы ГАТТ, которые являются довольно прогрессивными и получили поддержку многих государств.
Все это говорит о необходимости разработать нормы, регулирующие поведение ТНК в рамках ООН и других международных организаций.
Для этого были созданы специальные органы, занимающиеся исследованием статуса ТНК: Центр ООН по транснациональным корпорациям; Комиссия ООН по транснациональным корпорациям; Отдел международных инвестиций, транснациональных корпораций и технологии ЮНКТАД; Комиссия по международным инвестициям и транснациональным корпорациям Совета по торговле и развитию ЮНКТАД и др.
Перед ними стояли существенные задачи: 1) разработать несколько так называемых «кодексов поведения»; 2) выработать единообразные нормы, регулирующие иностранные инвестиции; 3) уточнить соотношение прямых и портфельных инвестиций; 4) определить воздействие прямых иностранных инвестиций на развитие производства в принимающих странах и выявить их влияние на развитие конкуренции в этих странах. Разработка «Кодексов поведения» представляет собой особую форму нормотворчества, так как они являются актами, имеющими рекомендательный характер и регулирующими очень специфические вопросы. Цель этих «кодексов» — конкретизировать принципы и нормы международного экономического права, а особенность их состоит в том, что они оказывают и будут оказывать влияние на национальное право государств.
Новшество «кодексов» заключается в том, что они представляют собой согласованные на многостороннем уровне правила, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, что способствует кодификации норм их поведения, в то время как разработанные ранее принципы международного права определяли обязательства только принимающих инвестиции государств.
Но в связи с этим возникла проблема выработки механизмов обеспечения реального соблюдения данных «кодексов» транснациональными корпорациями.
Однако, некоторые «кодексы» поведения, разрабатывавшиеся в ООН, так и остались проектами. Наиболее приемлемым является проект Кодекса поведения транснациональных корпораций. Хотя в ходе длительных переговоров удалось найти компромиссное решение по большинству его положений, он все-таки не был принят. Одной из причин этого было то, что не удалось устранить противоречия между интересами государств — экспортеров и импортеров капитала, обусловленные тем, что они преследует разные цели и стремятся достигнуть различных результатов.
И все же, разрабатывая проект Кодекса поведения транснациональных корпораций, государства стремились к устранению различий между нормами национальных законов, регулирующих иностранные инвестиции.
Специальные принципы международного инвестиционного права.
Важное значение для определения юридической природы международного инвестиционного права имеют его отраслевые принципы, которые призваны обеспечить равноправное участие всех государств в международных инвестиционных отношениях, способствовать эффективной реализации их правоспособности, стать надежным средством обеспечения стабильности и надежности межгосударственных инвестиционных связей, содействовать справедливому решению инвестиционных споров.
В настоящее время в рамках международного инвестиционного права в результате его развития сложилась определенная система отраслевых принципов, регулирующих международное сотрудничество в инвестиционной сфере. К ним относятся принципы развития международных инвестиционных отношений: либерализации международных инвестиционных отношений; обязанности для государств содействовать развитию международных инвестиционных отношений; государственного и международного контроля за движением инвестиций; ненанесения ущерба инвестициями экономике принимающей страны; «территориальности» регулирования иностранных инвестиций; недискриминации; наиболее благоприятствуемой нации; принцип предоставления национального режима иностранным инвестициям.
В.М. Шумилов добавляет к названным следующие принципы: устранения двойного налогообложения; свободы применения защитных мер при импорте инвестиций; свободы экспорта инвестиций .
Из содержания отраслевых принципов вытекает, что государства не должны нарушать права других стран на осуществление и развитие инвестиционных отношений, они обязаны руководствоваться этим при разработке норм национального законодательства в данной области. Эти принципы в силу их важности и высокого уровня нормативного обобщения охватывают своим регулятивным воздействием приоритетные для государств инвестиционные отношения и являются правовой основой формирования и развития инвестиционного права как подотрасли международного экономического права.
Юридическое содержание отраслевых принципов международного инвестиционного права определяется на основе анализа соответствующих международно-правовых актов, который свидетельствует о возрастании системного, комплексного регулирования международных инвестиционных отношений.
Отраслевые принципы международного инвестиционного права выступают как внутренне согласованная система. Данное качество предопределяет перспективу укрепления на их основе внутреннего единства международного инвестиционного права. Существует устойчивая связь между отраслевыми принципами международного инвестиционного права при наличии самостоятельного нормативного содержания в каждом из них.
Нормативная основа отраслевых принципов укрепляется в результате их многократного подтверждения в договорах и решениях международных организаций.
Юристы-международники развивающихся стран трактуют содержание отраслевых принципов инвестиционного права, исходя из интересов принимающей инвестиции стороны. Юристы развитых в экономическом отношении государств либо избегают анализа отраслевых принципов, либо подвергают критике отдельные из них. Некоторые западные юристы принижают роль отраслевых принципов международного экономического права вообще и международного инвестиционного права, в частности.