Доктрина международного инвестиционного права.
В связи со всем вышесказанным в начале XXI века среди теоретически и практически значимых проблем науки международного права особо актуальное значение приобретает проблема выделения международного инвестиционного права (МИП), которое в начале формировалось главным образом в сфере судебной защиты иностранной собственности.
Юристов-международников привлекают проблемы международногоинвестиционного права, являющегося подотраслью международного экономического права, предметом которого , как было сказано выше, являются самые многообразные инвестиционные правоотношения между субъектами международного публичного права.
Становление и формирование МИП произошло совсем недавно, тем не менее оно уже влияет на улучшение правового регулирования международных инвестиционных отношений ( Лукашук И.И., Богатырёв А.Г., Ковалёв А.А., Волова Л.И., Шумилов В.М., Трапезников, Фархутдинов И.З., Лисица В.Н. и др.).
Существо вопроса о юридической природе МИП, о его месте в системе международного публичного права, признания или непризнания его в качестве подотрасли последнего, состоит в установлении соответствия этой общности норм критериям деления международного права на отрасли.
Известный ученый А.Г. Богатырев ранее других учёных еще в 1992 г. писал о «инвестиционном праве как отрасли права и отрасли науки»[45].По его мнению, «правовое регулирование инвестиционных отношений на национальном и международном уровне ведет к формированию систем регулирования, т.е. становлению инвестиционного права соответственно «Национального и международного». Проф. В.М. Шумилов в своих трудах специальные главы и параграфы посвящает международному инвестиционному праву, давая следующее его определение: « это система международно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере международного рынка капиталов» . [46]
По мнению И.З. Фархутдинова, «международное инвестиционное право, будучи правовой основой для участников инвестиционной деятельности, регулирует иностранные инвестиционные отношения, содействуя их изменению в соответствии с новыми условиями»[47].
Фархутдинов И.З , кроме того, на основе анализа широкой международной арбитражной практики исследует природу международного инвестиционного процесса, а в качестве отдельной части МИП выделяет международное инвестиционное процессуальное право, признавая его институтом международного арбитражного права иностранных инвестиций.[48]
О специфике международного инвестиционного права пишет украинский исследователь О.В. Рыбий[49]". Как справедливо подчеркивает проф. А.А. Ковалев, «международное инвестиционное право наиболее интенсивно развивается[50]».
Известнейший специалист в области международного права И.И. Лукашук указывает, что уже сформировалось международное инвестиционное право, регулирующее отношения по поводу капиталовложений и поэтому необходима его специальная разработка.
Зарубежные юристы также поддерживают концепцию международного инвестиционного права. Так, швейцарский учёный М. Краффт специально уделил внимание вопросу о направлениях развития международного инвестиционного права, а известный исследователь Э.У. Петерсманн сделал акцент на эволюции международного инвестиционного права.
Чешский учёный Ёзеф Остранский в своей статье специально рассматривает соотношение международного инвестиционного права со связанными с ним подотраслями международного права, считая что международное инвестиционное право наиболее тесно связано с международным торговым правом . В то же время, по его мнению, МИП отражает и нормы, входящие в другие подотрасли международного экономического права и это позволяет ему достигать гармонии между защитой прав инвесторов и обеспечением правопорядка в стране рецепиенте капитала[51].
Другой чешский юрист Филипп Серний считает необходимым выделять в системе МИП вопрос об ответственности иностранных инвесторов за нарушения принципа финансовой добросовестности в период инвестирования в государстве вложения инвестиций.[52]
Известный учёный Р.Н. Долзер термин МИП использует для определения совокупности норм международного права, регулирующих инвестиционные отношения.[53]
Карл Савэнт выделяет значительные изменения, произошедшие в последние годы в МИП , он связывает с объективной реальностью развития международных инвестиционных отношений. С его точки зрения, международное инвестиционное право может выйти на первый план по сравнению с другими подотраслями международного права.[54]
Можно сформулировать следующее определение международного инвестиционного права: это система принципов и норм, регулирующих широкий комплекс отношений государств и других субъектов международного права по порядку вложения и действий иностранных инвестиций, их правового положения, защиты и гарантий участников инвестиционных отношений, а также порядку разрешения инвестиционных споров.
Становление и формирование этой подотрасли международного экономического права произошло совсем недавно. Существо вопроса о юридической природе МИП, о его месте в системе международного публичного права, признания или непризнания его в качестве подотрасли последнего, состоит в установлении соответствия этой общности норм критериям деления международного права на отрасли.
Особенность методов и средств правового регулирования инвестиционных отношений объясняется неоднородностью отношений в этой сфере и спецификой их участников, а также тем, что в регламентации правоотношений по устранению препятствий межгосударственному движению прямых иностранных инвестиций тесно взаимодействуют нормы международного публичного права и международного частного права.
Можно выделить такие институты международного инвестиционного права: допуска иностранных инвестиций; условий инвестиционной деятельности; гарантий от наступления рисков; страхования иностранных инвестиций, порядка разрешения инвестиционных споров.
Инвестиционные отношения осуществляются на тесно взаимосвязанных международно-правовых и национально-правовых уровнях, а также на уровне диагональных соглашений между государствами и физическими и юридическими лицами, поэтому в ходе их осуществления переплетаются публично-правовые и частно-правовые отношения. Участниками таких правоотношений все активнее наряду с государствами выступают международные экономические организации. Более того, все большую роль в международных инвестиционных отношениях играют ТНК, на примере которых часто выдвигаются доводы о расширении круга субъектов международного публичного права.
Основные категории международного инвестиционного права
Определение круга лиц, признаваемых иностранными инвесторами, имеет существенное значение для эффективного правового регулирования инвестиционных отношений. Необходимо четко разграничить деятельность государства как органа власти, осуществляющего регулирование иностранных инвестиций, от его деятельности в качестве субъекта гражданско-правовых отношений.
Главной проблемой, связанной с определением категории «иностранный инвестор», является вопрос об участии государства в частноправовых отношениях. Исходя из общего понимания инвестиций, вкладываемых преимущественно частными лицами, иностранным инвестором, как правило, признается частное лицо. Участие государства в качестве иностранного инвестора возможно лишь в исключительных случаях, когда государство выступает как субъект международного частного права.
Отношения, связанные с инвестициями, являются, прежде всего, правоотношениями между субъектами международного частного права или гражданского права различных государств.
В международных инвестиционных отношениях участие иностранного государства осуществляется путем заключения международных инвестиционных договоров.
Под инвесторами международные соглашения рассматривают лицо, которое в соответствии с законодательством своей страны обладает полномочиями осуществлять капиталовложения на территории другого государства-участника. По соглашениям о поощрении и защите иностранных инвестиций, заключаемым государствами друг с другом правом вкладывать иностранные инвестиции предоставлено физическим и юридическим лицам при соблюдении определенных условий.
В них по-разному определено понятие «иностранный инвестор» применительно к иностранным юридическим лицам государств-участников. Одни соглашения (например, с Великобританией) устанавливают, что юридическое лицо должно быть создано по законодательству государства-участника. Другие договоры (например, с Бельгией) предусматривают, что юридическое лицо не только должно быть создано в соответствии с законодательством государства-участника, но и обязано иметь на его территории свое местонахождение.
Иностранный инвестор обладает правом собственности на вкладываемое имущество, он вправе самостоятельно определять объемы направления, размеры и эффективность вложенных инвестиций, а также по своему усмотрению привлекать физических и юридических лиц к процессу по эффективной реализации инвестиции.
В статье 2 федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. (в ред. от 03.06.2006) дано определение понятия «иностранный инвестор». Это - «иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации и др.
Признавая то или иное лицо иностранным инвестором, государство импортер капитала тем самым утверждает его право на гарантии и льготы.
Субъекты инвестиционной деятельности осуществляют свои права и обязанности в соответствии с законодательством и в рамках полномочий, закрепленных в инвестиционном договоре.
Инвестиционная деятельность
Определение понятия «инвестиционная деятельность» тесно связано с категорией «инвестиция» [55].
Определение инвестиционной деятельности должно включать в себя констатацию факта вложения инвестиций и совершение совокупности практических действий по их реализации (ст. 1 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г., в ред. Федерального закона от 10.01.2003 №15-ФЗ). В этом Законе содержится следующее определение инвестиционной деятельности: это «Вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций».Под совокупностью практических действий можно рассматривать как полномочия по распоряжению или управлению имущественными или неимущественными благами, так и полномочия по реализации инвестиций.
Инвестиционная деятельность - один из важных видов предпринимательской деятельности, поэтому ей присущи все признаки предпринимательства: самостоятельность, инициативность, риск. Однако у инвестиционной деятельности есть и своя специфика. Средства инвестора вкладываются в объекты предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли от использования или эксплуатации этих объектов в будущем. Самостоятельность и инициативность инвестора проявляются на стадии принятия решения о вложении инвестиций в реализацию какого-либо инвестиционного проекта.
Инвестиционную деятельность можно рассматривать как ряд действий, которые условно можно разделять на две стадии. Первая из них начинается с принятия решения о вложении свободных ресурсов в качестве инвестиций. После поиска наиболее эффективных с точки зрения получения прибыли объектов вложения капитала подписывается инвестиционный договор, т. е. происходит вложение и закрепление факта вложения средств в избранный объект. Таким образом, материальному или нематериальному вкладу придается статус инвестиции.
Вторая стадия включает в себя осуществление практических действий по реализации инвестиций в соответствии с инвестиционным договором. В процессе ее определяются функции каждого участника инвестиционной деятельности и формы реализации ими своих полномочий.
Определение понятий «инвестиции и «иностранные инвестиции».
Четкое формулирование понятий «инвестиции» и «иностранные инвестиции» имеет большое теоретическое и практическое значение, так как они являются основополагающими категориями для формирования правовой базы регулирования инвестиционных отношений.
В отечественной и зарубежной литературе встречается много определений понятий «инвестиции».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капительных вложений» от 25 февраля 1999 г. №39 - ФЗ, «инвестиции» представляют собой денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».
Основной признак, присущий инвестициям, есть «определенная целевая направленность», которая выражается в извлечении дохода и достижении положительного социального эффекта. Законодательно закреплено в определении «инвестиции» связь с категорией «инвестиционная деятельность», устанавливается, что материальные и нематериальные ценности приобретают свойства инвестиций только в процессе их вложения в объекты предпринимательской и иной деятельности.
В сфере инвестиционных отношений, связанных с участием отечественных инвесторов, до февраля 1999 года все виды инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации регулировались Законом «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г., который не утратил силы, а был дополнен и изменен. Он дает определение инвестиционной деятельности как деятельности по вложению инвестиций и как совокупности практических действий по реализации инвестиций (п. 2 ст.1).
Попытка законодателя дать определение категории «инвестиция» и урегулировать отношения, складывающиеся в сфере инвестирования, путем принятия Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФР» потерпела неудачу, поскольку из-за отсутствия четкого понимания предмета регулирования и трактовки инвестиций в самом общем смысле как экономической категории -капиталовложений, на законодательном уровне в сферу инвестиционных были перенесены правоотношения, вытекающие из договора подряда на капитальное строительство. Подтверждением этого являлись закрепленные в законе, не связанные с инвестициями термины: «заказчик, «заказ на капитальное строительство» и др (п. 3 и 4 ст. 4).
Далее полезно проанализировать сущность категории «иностранная инвестиция» в научных трудах, международно-правовых актах, в национальном законодательстве.
В трудах отечественных и зарубежных авторов дается множество определений понятия «иностранные инвестиции». Известный специалист в области инвестиционного права А. Г. Богатырев считает, что инвестиции - это синоним собственности, и они должны рассматриваться как права и интересы по владению и распоряжению имуществом во всех его видах и формах.
Западные юристы под инвестициями обычно понимают использование имущества в другой стране для получения прибыли.[56]
Однако, с принятием Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. №39-Ф3 было осуществлено правовое регулирование различных видов инвестиционной деятельности, наиболее социально значимых, энергоемких, ресурсозатратных, связанных с долгосрочной деятельностью, этот закон содержит более лаконичное, по сравнению с Законом «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 определение понятия «инвестиции»(ст.1), при этом в Федеральном законе №39-ФЗ в качестве целей, преследуемых инвестором при осуществлении инвестирования, называются: «получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта». Кроме того, введение в него категории «инвестиционного проекта» как «обоснования экономической целесообразности объема и сроков осуществления капитальных вложений» ограничило сферу действия закона только деятельностью инвестора по осуществлению капиталовложений в экономически значимые объекты.
В Федеральном законе №39 - ФЗ в качестве «капитальных вложений» названы инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты»(ст.1).При этом инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений, регулируется Федеральным Законом №39-Ф3 и частью норм Закона 1991г., не противоречащих Федеральному закону №39 - ФЗ.Инвестиционная деятельность, осуществляемая в любой иной форме, кроме капитальных вложений, регулируется Законом 1991г. №1488-1. Исходя из сравнительного анализа статей Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999г. №460-ФЗ и Закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», 1999 г. №39-Ф3, становится понятным, что в них под «иностранными инвестициями» и «инвестициями» понимаются вложения в конкретные экономически целесообразные проекты, направленные на развитие отраслей народного хозяйства, т. е. определена цель инвестирования -достижение прогресса в экономическом развитии.
Ранее понятие «инвестиция» включало только денежные средства, используемые с целью капитальных вложений. В последующем в связи с качественными изменениями, происходившими в подходе к кругу лиц, признаваемых в качестве инвесторов, обогатилось содержанием это понятие, в него стали включать не только денежные средства, но и другие имущественные права.
Как считает Н. Г. Доронина, известный специалист в области инвестиций, «чрезвычайно важно в условиях перехода к рыночным отношениям применять определение категории «иностранная инвестиция» наиболее приближенное к определению, используемому в условиях рыночных отношений».
В отличие от применявшегося в российском законодательстве широкого определения «иностранной инвестиции» как материальной ценности в той или иной форме (ст. 2 старого Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. в новом Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. №16-ФЗ приводится более конкретное определение иностранной инвестиции.) Согласно ст. 2 этого закона «иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации».
Как видим, иностранной инвестиции придается значение правовой категории, включающей в себя определенный комплекс имущественных прав и материальных ценностей, зарегистрированных государством как иностранная инвестиция.
Определение иностранной инвестиции как отношения, возникающего в результате регистрации в качестве инвестиции, позволяет выделить сферу регулируемых отношений, возникающих между государством и иностранным лицом в связи с осуществлением последним инвестиций.
Принятие Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999г. №160-ФЗ знаменует новый этап развития российского законодательства об иностранных инвестициях.
Он исходит из иной концепции, чем ранее действовавший закон, в преамбуле его основной задачей названо «закрепление основных гарантий прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль».
Предмет регулирования Федерального закона №160-ФЗ ограничен отношениями, связанными с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 1). Законодатель отказался от цели регулировать все аспекты деятельности предприятий с иностранными инвестициями и предпочел регламентировать то, что наиболее важно для иностранных инвесторов -государственные гарантии сохранности инвестиций и обеспечения стабильности условий их осуществления.
Виды инвестиций
В экономической и юридической литературе классификация инвестиций проводится по различным признакам. К сожаления, в доктрине, в национальных законодательных и международно-правовых актах отсутствует чёткое разграничение инвестиций. Наиболее приемлемой является классификация инвестиций исходя из форм собственности инвесторов и характера участия их в инвестировании.
Организационно-правовая форма инвестора играет значительную роль в организации инвестиционных процессов и условий их финансирования.
Беря за основу формы собственности инвесторов выделяют следующие виды инвестиций:
1. Частные инвестиции - это негосударственные вложения средств, т.е. производимые физическими и юридическими лицами.
2. Государственные инвестиции - вложения средств, которые осуществляются федеральными, региональными и местными органами власти за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а так же государственными учреждениями и предприятиями за счет собственных и заемных средств.
3. Иностранные инвестиции - это вложения средств, которые производятся иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.
4. Смешанные инвестиции - это вложения, осуществляемые различными инвесторами:
частного, государственного и муниципального секторов экономики. В зависимости от объекта вложения различают:
1. реальные инвестиции (капиталовложения) к которым относят: ресурсы, вкладываемые в реальные активы, производственные фонды.
2. финансовые инвестиции - это вложения средств в акции, облигации и иные ценные бумаги.
Выделяют также инвестиции прямые и портфельные государства и некоторые специалисты по-разному подходят к отнесению инвестиций к разряду «прямых» или «непрямых».
Прямые инвестиции частного иностранного капитала, как правило, осуществляются в форме создания в принимающем государстве новых правосубъектных организаций, принадлежащих частному инвестору, а также долевого участия в предприятиях с иностранными инвестициями, расположенных на территории этого государства.
При прямых инвестициях иностранные партнеры прямо и непосредственно участвуют в управлении компанией.
В документах Международного валютного фонда (далее МВФ) прямые инвестиций определяются как «инвестиции, сделанные инвестором для приобретения долгосрочного права в предприятии, которое ведет экономическую деятельность, отличную от основной экономической деятельности инвестора, осуществляются инвестором с целью получения реального доступа к управлению данным предприятием».
В «Кодексе либерализации движения капиталов» , разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР)[57], прямые инвестиции определяется как «инвестиции, осуществляемые с целью установления длительных экономических связей между предпринимательскими организациями, а также инвестиции, обеспечивающие их собственный эффективный контроль за управлением предприятием».
Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлений предприятием, а дают возможность иностранным вкладчикам получить дивиденды на акции и ценные бумаги, т. е. на капитал, вложенный в эти предприятия в денежной форме.
Необходимым условием для развития портфельных инвестиций является совершенствование инфраструктуры рынка корпоративных ценных бумаг: реестродержатели, депозитарии, посредники.
На практике применяется следующая методика отличия прямых инвестиций от портфельных: в случае, если иностранный инвестор покупает пакет акций, позволяющий ему установить контроль над предприятием или участвовать в его управлении, то он осуществляет прямые инвестиции, в остальных случаях -портфельные.
В западных странах используются различные подходы к определению той доли акционерного капитала, которая позволяет отнести инвестиции к прямым. Как правило, прямыми инвестициям считаются вложения на уровне 20-25%, а иногда на уровне 10-12% акционерного капитала, но учитывается и особенность других форм связей между иностранным инвестором и отечественным предприятием.
Например, в США к «прямым» относят инвестиции, превышающие 20% уставного капитала, а во Франции - превышающие 30%. В то же время контроль над предприятием может быть обеспечен без владения акциями, долями участия в случае предоставления предприятию долгосрочного займа или долгосрочной гарантии. Такие инвестиции во многих государствах также рассматриваются как «прямые» и подлежат защите.
«Портфельными» инвестициями являются вложения средств в долгосрочные ценные бумаги с целью получения прибыли. При этом инвестор не осуществляет контроль над деятельностью предприятия, предпочитая участвовать в нем только вложенным капиталом. В этом случае инвесторы не принимают личного участия в деятельности, поскольку количество, стоимость и вид приобретенных ими ценных бумаг не предполагают обладание правом голоса или имеющийся у них процент голосов по акциям недостаточен для участия в принятии решений.
В Сеульской конвенции «Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций» от 11 октября 1985 г. статья 12 посвящена инвестициям, подпадающим под гарантии. В ней говорится: "Инвестиции... включают акционерное участие , в том числе среднесрочные и долгосрочные займы, предоставленные владельцами акций заинтересованному предприятию, или гарантированные ими, а также такие формы прямых капиталовложений, которые могут быть определены Советом директоров". [58]
Как видим, данная конвенция инвестициями признает прямые инвестиции, портфельные инвестиции и займы. Под последними понимаются краткосрочные и долгосрочные займы, которые обеспечиваются гарантиями, предоставляемыми собственниками имущества того предприятия, для которого предназначены эти займы. Конвенция предусматривает возможность принятия правлением многостороннего агентства по гарантиям инвестиций решения о признание займа инвестицией. Основанием для принятия такого решения является «постоянное участие заимодавца в делах предприятия, которому предоставлен заем, включая непосредственное управление предприятием)) (ст. 12)
В российском законодательстве не проводится четкое различие между прямыми и портфельными инвестициями, хотя такое разграничение очень важно для эффективного регулирования иностранных инвестиций.
Это необходимо и в связи с участием России в ряде международных конвенций в области защиты иностранных инвестиций. В отечественной литературе портфельными инвестициями часто именуют капиталовложения в ценные бумаги.
Договорные формы вложения иностранных инвестиций.
В практике зарубежных стран получили распространение договорные формы иностранных инвестиций. В международной практике развитых и развивающихся стран широко применяются такие договорные формы, как привлечение иностранных инвестиций на основе соглашений о разделе продукции и на основе концессионных договоров.[59]
Соглашения о разделе продукции и концессионные договоры сближает то, что основная часть расчета иностранной фирмы, получившей право на разработку соответствующего ресурса, с принимающим инвестиции государством осуществляется путем передачи ей части продукции, т. е. происходит ее раздел между фирмой и этим государством.
Положения Федерального закона «О концессионных договорах заключаемых с российскими и иностранными инвесторами» от 5 июля 2005 г. имеют много общего с нормами Федерального закона Российской Федерации «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. Это касается их преамбул, статей, определяющих, кто является сторонами соглашений, и положений, устанавливающих стабильность условий договоров.
В практике Российской Федерации такие договорные формы привлечения иностранных инвестиций, как предоставление концессии и на основе соглашения о разделе продукции, не получили широкого распространения.
Важнейший законодательный акт, регулирующий одну из таких договорных форм инвестиционной деятельности, - Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ. определил режим использования российских месторождений на условиях раздела продукции. Его сущность составляют следующие правовые условия: 1) стабильность условий хозяйственной деятельности инвесторов на весь период действия соглашения о разделе продукции (ст. 17); 2) предоставление государственных гарантий защиты имущественных и иных прав инвестора (ст. 131); 3) определение прав инвестора на принадлежащую ему продукцию на основе права собственности; 4) особый порядок налогообложения. В развитие этого закона был принят закон «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 10 февраля 1999 г. №32-Ф3, который конкретизировал порядок заключения соглашение о разделе продукции.
Как видим, российское законодательство пошло по пути внедрения отдельного вида договоров концессионного типа - соглашений о разделе продукции. Заключение таких соглашений представляет еще одну форму осуществления прямых инвестиций. Данный Закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашения о разделе продукции. В нем детально урегулирован порядок заключения и исполнения соглашений между Российской Федерации и инвестором о передаче на возмездной основе и на определенный срок исключительных прав на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в договоре (Глава II). Цель этого Закона - способствовать созданию в России благоприятного инвестиционного климата в области недропользования.
В характеризуемом Законе получила новую формулировку норма о разграничении компетенции федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации при утверждении перечня участков недр, эксплуатация которых осуществляется на основе раздела продукции. Он устанавливает порядок составления перечня участков недр, предусматривает основания для их включения в перечень и определяет критерии, на основе которых будут приниматься решения о заключении соглашений о разделе продукции.
В соответствии со ст. 18(п. 2) Закона «О соглашениях о раздела продукции» от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «на инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления».
Федеральным законом «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 10 февраля 1999 г. №32-Ф3 в закон №225-ФЗ включены нормы, определяющие правовое положение иностранных инвестиций, осуществляемых в Российской Федерации в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции (п. 1 и 2 ст. 4).
Соглашения о разделе продукции призваны стать основной организационно- правовой формой предпринимательской в области недропользования.
Проблема определения правовой природы концессионных соглашений как особого вида соглашений, заключаемых между государством и иностранным лицом, является очень актуальной.
С точки зрения Н. Г. Дрониной, «к концессионным договорам применяются нормы международного частного права».[60]
Некоторые зарубежные ученые оценивают природу концессионных соглашений в качестве международных договоров.
Изменения и дополнения, внесенные в Закон «О соглашениях о разделе продукции», приблизили последний к концессионному договору.
Правовая природа соглашений о разделе продукции и концессионных договоров давно оспаривается в отечественной и зарубежной науке .[61] То, что эта проблема не разрешена, может отрицательно сказаться на практике применения данного Закона. Соглашение о разделе продукции может быть заключено между субъектами, имеющими равное правовое положение, т. е. между компаниями. Принятие и введение в действие Закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ не способствовало значительному развитию практики заключения таких соглашений, не усилило в большей степени интереса к ним со стороны иностранных инвесторов.
Соглашения о разделе продукции относились самим Законом и российской правовой доктриной к категории гражданско-правовых договоров, в которых государство в лице Правительства или органа исполнительной власти субъекта Федерации выступает в качестве субъекта гражданского права и занимает равное с инвестором положение. Однако некоторые юристы опровергают высказанное в литературе мнение о правовой природе этих соглашений как о гражданско-правовых договорах.
Разработчики Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г. №225-ФЗ подчеркивали, что указанная группа отношений, помимо гражданско-правовых (в рамках соглашений о разделе продукции) норм, содержащих специальные условия, регулируются также нормами международного публичного права.
Попытка законодателя придать гражданско-правовой характер договорам, заключаемым в области добычи полезных ископаемых, не случайна. Она проистекает из общепризнанной и, несомненно, правильной точки зрения, что именно гражданско-правовой договор может наиболее адекватно и эффективно регулировать отношения сторон в сфере экономической деятельности. Признание этого положения оказало влияние на содержание российской доктрины о правовой природе концессионных соглашений.
Отрицание международно-правовой природы концессионных соглашений в отечественной и зарубежной науке основывалось на признании того, что она противоречит общепризнанным нормам международного права. Главным аргументом, который следует принимать во внимание при определении юридической природы концессионных договоров, является выделение основной функции, которую выполняют концессионные договоры.
Наличие спорных проблем свидетельствует о том, что вопрос о правовой природе названных документов является сегодня ключевым для решения задачи совершенствования российского законодательства об иностранных инвестициях. Эта проблема приобрела особую актуальность также в связи с заключением
учредительных договоров о с