Международное валютное право как подотрасль международного финансового права

В юридической литературе выдвигаются разные точки зрения по вопросу сущности валютных правоотношений[33]. В основном выделяются два подхода к её определению: широкий и узкий. Это связано с тем, что «правовое регулирование валютных отношений охватывает три сферы: международную публично-правовую, внутригосударственную публично-правовую, а также международную и внутригосударственную частно-правовую[34].

Нормы, регулирующие каждую из этих сфер, обладают существенными различиями. С позиции «узкого» подхода валютные правоотношения отождествляются либо только с публичными, либо с частными правоотношениями. Именно так считает Н.М. Артемов, относя валютные правоотношения к области публичного права[35]. Такой же точки зрения придерживаются Б.Ю. Дорофеев, Н.Н. Земцов, В.Н. Пушин[36].

Исходя из позиции «широкого» (комплексного) подхода, валютные правоотношения представляют собой совокупность публично-правовых и частноправовых отношений, возникающих по поводу валютных ценностей.

Сторонники этой точки зрения признают, что валютные отношения носят смешанный характер: одновременно публично-правовой и частно-правовой.

По их мнению, международные валютные отношения включают как определенные категории норм международного публичного права, так и нормы гражданского, государственного, финансового и административного права, элементами которых являются «валютные ценности», и считают, что полезно объединить в комплексную отрасль все нормы, регулирующие отношения, связанные с иностранной валютой. Деньги выступают в качестве валюты, как международное платежное средство, как мера стоимости, и как средство накопления. Денежный характер валютных отношений, проявляется в том, что их основу составляют деньги или денежные обязательства. Сторонники вышеназванной точки зрения считают, что важно, чтобы нормы одной системы права содействовали, а не противодействовали другой в процессе функционирования.

Именно такие отношения регулируются ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г., в ст. 2 которого указано, что он определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Поскольку валютные правоотношения могут иметь международно-правовой, финансово-правовой и гражданско-правовой характер, представляется правильным комплексный подход к оценке юридической природы валютных правоотношений, возникающих в сфере валютного обращения, валютного регулирования и валютного контроля. Но тем не менее необходимо разделять сферы публично-правового и частно-правового регулирования валютных отношений.

Из-за такого явно выраженного комплексного характера кроме «международного публичного валютного права» некоторые ученые, выделяют «международное частное валютное право». Так, немецкий ученый В.Ф. Эбке уделяет большое внимание характеристике «международного частного права», которое, с его точки зрения, «стало основой многосторонней международно-правовой практики»[37]. По его мнению, правовым инструментом реализации межгосударственного сотрудничества в валютной сфере между частными лицами служит в первую очередь международное частное право. Он тщательно анализирует высказанные не только в научной литературе, но и в судебной правоприменительной практике дискуссионные точки зрения, в частности, по проблемам международного права конвертируемости, по вопросу о масштабах экстерриториального действия ограничений конвертируемости, по проблеме соотношения правовых норм, регулирующих валютный контроль и норм, регламентирующих вопросы национальной безопасности государств.

В самом деле государствами постепенно происходит осознание того, что необходимо действие коллизионных норм, определяющих применимое право к регулированию вопросов валютного контроля, что дает возможность учитывать интересы физических и юридических лиц, осуществляющих валютные операции в рамках частно-правовых отношений. Учет частных интересов наряду с государственными повышает эффективность правового регулирования валютных отношений.

Активизация международного сотрудничества государств в валютно-финансовой сфере непосредственно отражается на развитии международного частного валютного права. Лучшим доказательством тому служит ст. VIII разд. 2 (Б) Договора о МВФ, закрепившая особенности регулирования мировой валютно-финансовой системы и предписывающая странам-членам МВФ при определенных условиях учитывать (соблюдать) нормы валютного контроля других стран-членов МВФ, если эти нормы соответствуют Договору о МВФ.

Как видим, идея об углублении международного сотрудничества в валютной сфере повлияла также и на развитие коллизионного валютного права стран-членов МВФ. Таким образом, после создания Международного валютного фонда удалось положительно решить вопрос о применении валютных законов иностранных государств в национальном правопорядке других государств. В последующий период во многих государствах стали использоваться коллизионные нормы по вопросу о выборе применимого права относительно норм валютного контроля того или иного государства.

Постепенно происходят заметные изменения в международном валютном праве, в котором формируется в качестве специального международно-правового принципа, принцип распространения сотрудничества в валютной сфере, и на валютные отношения частных лиц.

Нормы коллизионного права, действующие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, постепенно приводятся в соответствие с международными договорами, регулирующими международные валютные отношения, что повышает эффективность действия норм международного публичного валютного права.

Международное валютное право можно определить так: - это система принципов и норм, регулирующих комплекс отношений государств и других субъектов международного публичного права, возникающих по порядку совершения валютных операций резидентами и нерезидентами, по поводу валюты и валютных ценностей, регламентирующих способы и методы валютного регулирования и валютного контроля. При этом, когда мы говорим о международном валютном праве, то речь идет о межгосударственных отношениях.

Нормы международного валютного права регулируют правоотношения в рамках современной мировой валютной системы, которая представляет собой форму организации валютных отношений в рамках международных экономических отношений, сложившуюся в итоге длительной эволюции и закрепленную в межгосударственных соглашениях.

В состав мировой валютной системы входят международные платежные средства (валюты), процедуры обмена одной валюты на другую, условия обратимости (конвертируемости) валют, использование иностранной валюты в расчетных отношениях, режим мировых валютных рынков. Сферами правовой регламентации международных валютных отношений являются: обслуживание внешней задолженности государств, регулирование международных и национальных валютных рынков, регламентация организационно-правовых форм валютного сотрудничества между государствами.

Государства вынуждены определенные вопросы валютных отношений выносить на совместное международно-правовое регулирование. Всё чаще объектом такого регулирования становятся внутренние правовые режимы.

Как было показано выше, во внутригосударственном праве различаются правовые режимы для резидентов и нерезидентов.

В международных валютных отношениях одним из основных препятствий в установлении и развитии сотрудничества между государствами и частными лицами этих государств может стать внутреннее право, а именно – внутригосударственные правовые режимы, определяющие, насколько открытой для иностранцев является валютная система данного государства.

Внутренний правовой режим определяет статус иностранных валют в данном государстве и виды валютных инструментов, используемых в данном государстве.

Объектом регулирования международного валютного права являются международные валютные отношения:

1)Возникающие по поводу установления валютного курса, т.е. определения цены национальной валюты, выраженной в валюте иностранного государства, поскольку валюта сама становится товаром, предметом купли-продажи на валютных рынках.

2)Возникающие по поводу операций с валютными ценностями государства в целях достижения их целей;

3)Отношения, складывающиеся между субъектами в ходе осуществления ими предпринимательской деятельности с использованием иностранной валюты;

4)Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования правоотношений с иностранной валютой, в том числе порядка совершения операций с валютными ценностями;

5)Правоотношения по поводу осуществления валютного регулирования и валютного контроля.

Средствами, с помощью которых осуществляется организация и реализуется сотрудничество в рамках международной валютной системы являются: институционные механизмы сотрудничества, совокупность валютных инструментов, международно-правовые средства регулирования валютных отношений.

Характерно, что в современный период на валютном рынке появились новые валютные инструменты, поскольку усложнился сам характер валютных отношений.

Есть потребность в этих новых инструментах поскольку валютный рынок самый непрозрачный рынок из всех существующих финансовых рынков. До настоящего времени отсутствуют общепризнанные международно-правовые или национальные нормы, обязывающие своевременно (например, ежедневно) раскрывать информацию об обобщенных результатах валютных торгов (объемы, количество сделок) на мировом валютном рынке.

Международный валютный рынок продолжает оставаться нерегулируемым и неподконтрольным ни одной из международных финансовых организаций. Главными действующими лицами на международном валютно-финансовом рынке являются наиболее «развитые» в экономическом плане государства и их национальные банки.

В предмете регулирования международного валютного права сочетаются организационные и имущественные элементы. Так, например, ряд участников процесса валютного сотрудничества, прежде всего государства, международные валютно-кредитные организации, государственные банки, в одних случаях выполняют организационные функции, а в других - являются непосредственными участниками конкретных валютных отношений. Государства издают нормативные акты, регулирующие валютные отношения; на основании договоренности двух или более государств вырабатываются международно-правовые нормы, определяющие основные направления развития международных валютных связей. Они относятся к организационным мерам, касающимся широкой области международного валютного сотрудничества. Другим примером выполнения государством организационных функций является заключение международных соглашений иного типа. По ним государства принимают на себя обязательства относительно организации конкретных международных кредитных и расчетных отношений (в частности, в рамках долгосрочных программ сотрудничества); при этом обычно определяются общий правовой режим и основные условия валютных операций (субъектами валютных отношений по таким соглашениям являются не государства,, а национальные банки).

Действие норм валютного права ограничено территорией своего государства и потому его применение на территории иностранных государств исключается. Практика судов в целом следовала этой доктрине. Если внешнеэкономическая сделка частично подлежит исполнению за границей и один из её участников-иностранное физическое или юридическое лицо, то на неё распространяется действие норм валютного права этой страны.

Принцип «территориальности» имеет большое значение при регулировании валютных отношений. Валютное право территориально настолько, насколько оно по воле законодателя действует исключительно на собственной территории. Но это еще не является доказательством того, что валютное право не может действовать трансгранично. Валютное право по самой своей природе предназначено для защиты национальных интересов государств, оно нацелено на обеспечение правопорядка в валютной сфере.

В современных условиях предпочтительнее вести речь о международных валютной и финансовой системах, хотя большинство ученых отмечают, что «даже искусственно все труднее отделить то, что является частью валютной, а что – частью финансовой системы». Не существует единого понимания таких дефиниций, как «международная финансовая» и «международная валютная системы». Часто специалисты говорят о единой валютно-финансовой системе, что будто бы не существует отдельно международной финансовой и международной валютной систем. Под международной финансовой системой следует иметь ввиду форму организации финансовых отношений, закрепленную в международных договорах, а под международной валютной системой – форму организации валютных отношений, также закрепленную в международных соглашениях. Международная валютная система является подсистемой в рамках международной финансовой системы. При разграничении следует исходить из того, что первая больше затрагивает межгосударственные интересы, а вторая – частные.

Будучи сильно институализированной, эта система международного финансового права в отличие от международного валютного права оставляет в то же время возможность для неформальных подходов («джентльменских договоренностей» или обычаев делового оборота), которых придерживаются в своей деятельности государства и их центральные банки.

Основное различие между международным финансовым и международным валютным правом состоит в предмете и объектах правового регулирования. К предмету правового регулирования международного валютного права следует относить специфическую совокупность международных отношений, возникающих по поводу осуществления государствами мероприятий, направленных на поддержание на определенном уровне курсового соотношения (паритетов) их валют. Следует упомянуть и о сформировавшемся особом категориальным аппарате, который представлен, в частности такими понятиями, как валютные курсы, конвертируемость валют, валютный рынок, валютный союз, валютная корзина, валютный коридор, валютная группировка стран, валютные ограничения, валютная интервенция и т.п.

Для более обоснованного вывода о соотношении международных финансовых и международных валютных отношений необходимо дать определение понятий «финансы» и «валюта». Под финансами понимается совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении организации или государства, а также система их формирования, распределения, контролирования и использования. Под валютой, согласно пп.1 п.1 ст.1 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. понимаются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего государства или группы государств, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах какого-либо государства и международных денежных и расчетных единицах. Здесь же под валютными ценностями понимаются иностранная валюта и внешние ценные бумаги (пп.4 п.1 ст.1.). Таким образом, даже, если к сфере регулирования валютного права относить только валютные ценности и валютные операции, то нет оснований отделять эту сферу от финансовых отношений, а следует признавать её как часть последних, как часть совокупности денежных отношений.

Специалисты финансового права практически единодушны в том, что финансовые отношения представляют собой отношения, связанные с мобилизацией и расходованием денежных ресурсов, поэтому следует сделать вывод о том, что понятие «международные финансовые отношения» шире понятия «международные валютные отношения».

Между международным валютным правом и национальным валютным правом существуют функциональные взаимосвязи. В докторской диссертации Н.М. Артёмова решается ряд вопросов, имеющих существенное значение для формирования «отрасли валютного права».[38]В международных финансовых отношениях, так же как и в международных валютных отношениях, отчетливо прослеживается тенденция перехода норм международного права в нормы внутригосударственного права, наблюдается усиление воздействия международного финансового права на национальные системы регулирования финансовых отношений, происходит активизация процесса унификации финансового законодательства различных стран.

Процессы кодификации норм международного финансового права и унификации норм национального финансового права посредствам международных договоров набирают силу. Особенно это характерно для международных расчетов, оборотных документов, контроля за банковской практикой и т.д.

Органы международных финансово-кредитных организаций осуществляют финансовый надзор за соблюдением государствами – членами правил поведения в финансовой (валютной) сфере, МВФ и Всемирный банк несут ответственность за состояние мировой валютно-финансовой системы. Действующие в рамках МВФ международно-правовые нормы следует дополнить нормами, предусматривающими усовершенствованный современный метод регулирования валютных паритетов и валютных курсов и возлагающими на страны – члены МВФ обязанность поддерживать стабильность валютных паритетов и валютных курсов.

Нужно усовершенствовать действующий метод регулирования валютных паритетов и валютных курсов. Необходимо на межгосударственном уровне создать новые международные валютные регуляторы. Целесообразно на основе принципов международного публичного права учредить орган, уполномоченный координировать международные финансовые (валютные) отношения. Под его эгидой появится возможность принимать приемлемые для большинства государств международные финансовые стандарты. Проф. Гейвандов Я.А. предлагает создать специальный международный институт как надгосударственный властный международный орган, субъект международного публичного права, наделенный правом принимать обязательные для государств-участников решения по вопросам международных валютных отношений.[39] Интерес представляет и предложение В. Юровецкого создать мировой обменный валютный банк, который будет распорядителем всех валютных счетов в конвертируемых и наиболее стабильных валютах[40]. Такой орган вполне может оказаться способным аккумулировать наиболее конвертируемые валюты и тем самым способствовать развитию мировой валютной системы.

Валютно-финансовый кризис выявил проблему обеспечения прозрачности международной финансовой (валютной) деятельности государств

В соглашениях государств нужно закрепить нормы об ответственности их за последствия финансовой (валютной) деятельности, за недобросовестную конкуренцию на валютных рынках, чтобы обеспечить правопорядок на финансовых рынках.

Наши рекомендации