Субъекты международного финансового права.
Для международного финансового права характерен особый состав субъектов, поскольку в международных финансовых отношениях (в широком понимании этого термина) участвуют не только государства и другие субъекты международного публичного права, но также физические и юридические лица, преимущественно банки, биржи, фонды и другие учреждения.
Главные субъекты международного финансового права как и общего международного права, государства, поскольку они наделены суверенитетом, обладают международной правосубъектностью, универсальной правоспособностью, являются создателями норм международного финансового права. Возрастает также роль международных межправительственных организаций (валютно-финансовых организаций) в качестве субъектов международного валютного права.
В современных условиях функционируют три вида международных финансово-кредитных организаций, подразделяемых по признаку соотношения компетенции, перераспределяемой между государством и такой организацией: Межправительственные финансовые организации, осуществляющие координационные функции; международные финансовые организации, выполняющие отдельные наднациональные функции; полностью наднациональные международные финансовые организации.
Анализ уставных документов данных организаций позволяет определить особенности международно-правовых норм, издаваемых ими.
К первой категории межправительственных финансовых организаций, осуществляющих координационные функции относятся: 1) Группа Всемирного банка, (Всемирный банк, МБРР,МАР,МФК и МАИГ) являющегося многосторонним кредитным учреждением, состоящим из шести тесно связанных между собой организаций, входящих в систему ООН, общей целью которых является оказание финансовой помощи развивающимся странам за счет развитых стран; 2) Международный валютный Фонд (МВФ) и Банк международных расчетов (МБР).
Ко второй категории международных финансовых организаций, выполняющих отдельные наднациональные функции, относятся: 1) региональные международные банки, такие, например, как Банк международных расчетов в Базеле и фонды развития; 2) финансовые организации (институты) интеграционных сообществ (центральные банки, ассоциации банков, советы по координации кредитных рынков); 3) финансовые организации (институты), созданные группами транснационализированных корпораций (международные инвестиционные фонды, страховые компании, клиринговые центры, мировые депозитарии и др.)
К третьей категории полностью наднациональных международных финансовых организаций относятся: 1) международные финансовые органы, созданные по межправительственным соглашениям с участием финансовых органов государств; 2) международные финансовые центры по контролю за расчетами и фондовыми рынками.
Наднациональность международной организации представляет собой её особое свойство, сущность которого заключается в способности этой организации самостоятельно, по своему усмотрению, реализовывать переданные ей государствами суверенные права государств-членов организации в какой-либо сфере, которые действуют до тех пор, пока государства изъявляют на это свою суверенную волю.
Международный валютный фонд является организацией, наделенной её Уставом некоторыми полномочиями наднационального характера в валютно-финансовой сфере, что дает основания для признания его организацией, обладающей элементами признака наднациональности. У Международного Банка реконструкции и развития отсутствуют какие-либо закрепленные правовыми актами полномочия наднационального характера, Тем не менее, признается, что практически сложившиеся условия тесной финансовой взаимозависимости государств позволяют Банку проявлять в некоторых случаях элементы признака наднациональности в завуалированной форме. Такая практика не может быть признана правомерной и справедливо подвергается критике. Однако выход этого органа в своей деятельности за уставные рамки становится возможным благодаря отсутствию надлежащей системы контроля и надзора за правомерностью его действий со стороны ООН.
В настоящее время назрела объективная необходимость реформирования международной финансовой системы, совершенствования механизма взаимоотношений ООН с её кредитно-финансовыми организациями, которое должно пойти по пути установления их более тесной связи. Взаимное сотрудничество ООН с Международным Валютным Фондом и Международным Банком реконструкции и развития стало бы намного эффективнее, если бы в соглашениях, заключаемых между ними, было закреплено, что они, со своей стороны, должны поддерживать постоянный контакт с органами ООН при разработке проблем, представляющих взаимный интерес и требующих совместных усилий.
В связи с тем, что международное финансовое право во всё большем объеме включает в предмет своего регулирования внутригосударственные правовые режимы, то опосредованно в сферу международно-правового регулирования подпадают и субъекты внутригосударственного права: физические и юридические лица. Тем не менее, субъекты внутригосударственного права не становятся субъектами международного финансового права, хотя и участвуют в международных финансовых отношениях.
Все частные лица, принимающие участие в международных финансовых отношениях, именуются либо участниками, либо операторами финансовых отношений.
Отношения, в которые вступают различные по своей природе субъекты, принимают как межгосударственную, так и национальную форму. В качестве примера межгосударственных банковских правоотношений можно привести правоотношения, складывающиеся между международной валютно-финансовой организацией и государством-членом по поводу предоставления кредита (кредиты МВФ, МБРР, ЕБРР и т.д.). Примером внутригосударственных банковских правоотношений могут служить правоотношения, связанные с заключением корреспондентских соглашений между коммерческими банками разных государств; выставлением векселя коммерческим банком одного государства с местом платежа на территории другого государства; выдачей банковской гарантии коммерческим банком иностранному юридическому лицу.
Особенностью субъектного состава валютных отношений является и то, что его субъектов можно разделить на две категории: резидентов и нерезидентов, причем единого для всех государств определения этих понятий нет.
По российскому праву резиденты – это физические лица, которые имеют постоянное место жительства в России; юридические лица, которые зарегистрированы на территории РФ и осуществляют предпринимательскую деятельность; филиалы и представительства иностранных юридических лиц; официальные представительства России за рубежом. В соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. устанавливается открытый перечень субъектов, обладающих статусом нерезидента в валютных правоотношениях. В случае, если субъект не входит в предусмотренный Законом состав резидентов и не относится ни к одной категории нерезидентов, он должен признаваться нерезидентом для Российской Федерации.
Физические лица признаются нерезидентами в случае когда они не обладают статусом резидента.
Документы Международного Валютного фонда определяют, что резидент – это лицо, которое обладает более тесной связью с территорией соответствующей страны, чем с какой-либо другой страной;
Различие между резидентами и нерезидентами состоит в их правомочиях. Так, например, нерезиденты, в отличие от резидентов, не связаны с теми ограничениями, которые установлены российским законодательством для резидентов.
Таким образом, по российскому праву критериями разделения лиц на резидентов и нерезидентов является создание юридических лиц в соответствии с национальным законодательством государства и место жительства или местонахождения лиц физических.