Лекции по Управленческому учету
Лекции по Управленческому учету
Тема1: Функции и особенности управленческого учета в современных условиях.
1.1 Функции управленческого учета;
Современный управленческий учет и его перспективы.
1.1 Функции управленческого учета:
a) планирование - это перспективные планы (бюджеты) производственных подразделений. Бюджеты подразделений сводятся во едино в общую финансовую смету всей организации (генеральный бюджет), которая утверждается высшим руководством.
б) контроль и регулирование – при этой функции используются данные отчетов подразделений о достигнутых результатах. Из этих данных выделяются отклонение от плановых заданий; производится оперативный анализ результатов и фиксируются слабые места.
в) условные контакты – это обмен информацией. Планы доводятся не только для руководителей, но и до менеджеров различных подразделений. Для организаций – это есть взаимодействие между ними.
г) Стимулирование – бюджеты подразделений должны быть так составлены чтоб была не только материальная, но и социальная заинтересованность в том чтобы, организация в целом могла достичь поставленных целей.
1.2 Традиционные системы управленческого учета не в состоянии отразить такие показатели как: качество, надежность продукции, степень удовлетворения клиентов - эти финансовые показатели очень важны для успешного противостояния конкуренции в среде бизнеса. Поэтому основные элементы перспективного управленческого учета выглядит так:
1. Введение в отчетность показателей, характеризующих рынки сбыта компании и ее конкурентов; менеджеры должны получать информацию, показывающую: у кого, как, на сколько и почему компания выиграла или кому проиграла в конкурентной борьбе, т.е.управленческий учет должен отражать влияние внешней среды на деятельность компании;
2. Система учета затрат по функциям (функциональный управленческий учет) вместо традиционного, так называемая система АВС (activity based costing). Функциональный учет обеспечивает базу для более точного расчета производственных затрат (предоставляет механизм для управления затратами, он включает в себя учет по центрам ответственности и составления смет) ;
3. Больший упор необходимо делать на оценку качества.TQM(total quality management) – всеобщее управление качеством ) это такая форма организации работы, при которой все хозяйственные функции вовлечены в процесс постоянного совершенствования качества.
Качество – это не источник дополнительных затрат, а источник экономии средств и дополнительных доходов.
4. Сохраняется роль калькуляции себестоимости по нормативным затратам. Информация этой системы пригодно для многих целей: для составления смет, для упрощенной оценки запасов ТМЗ, для прогнозирования затрат будущих периодов, и другое.
Тема 2:Оценка затрат
Виды бюджетных систем.
Тема 5 Методика формирования бюджета предприятия
Одной из основных целей бюджетирования является обеспечение координации различных организационных функций, что и находят свое отражение в порядке составления бюджетов
Первым формируется бюджет продаж.
Когда предприятие знает сколько будет продано продукции, можно определить сколько ее нужно произвести. При этом нужно обязательно учесть, как внешнее, так и внутренние факторы, оказывающие влияние на объем продаж.
Внешние факторы:
- деятельность конкурентов;
- стабильность поставщиков и покупателей;
- уровень спроса и его сезонные колебания;
- результативность рекламы и др.
Внутренние факторы:
- отсутствие необходимых материалов или средств для других приобретений
- уровень производственных мощностей
Тема 6. Финансовый бюджет
После составления производственной программы предприятие может определить свои потребности в дополнительном оборудовании, в дополнительных производственных мощностей,, т.е в инвестициях.
Кроме того если существует возможность продажи новых видов товаров, также возникает необходимость вложения инвестиций в целях развития новых направлений бизнеса.
Для того чтобы оценить потребности в инвестициях, а также определить потенциальные источники их финансирования, необходимо разрабатывать бюджет капитальных вложений.
Наиболее рациональной формой его составления является двухсторонняя таблица по типу баланса. В левой части отражается потребность в дополнительном оборудовании, а в правой имеющиеся и требуемые источники финансовых инвестиций
Следующим шагом разработки финансового бюджета является бюджет движения денежных средств (кассовый план). Этот бюджет решает 2 задачи:
1. Позволяет определить дополнительные потребности в привлечении заемных средств в случаи если возникнет нехватка денег
2. Из этого бюджета можно узнать остаток денежных средств на конец периода, необходимых для составления баланса
Реальное движение денежных средств как правило не совпадает с информацией сформированной по методу начисления, чтобы оценить реальные денежные потоки, а значит и платежеспособность предприятия. Необходимо перейти от метода начисления к кассовому методу, т.е составить прогноз движения денежных потоков.
Решающим этапом в разработки финансового бюджета является состав прогнозного баланса(прогнозный бюджет) для этого используются данные выше перечисленных бюджетов, а также сведения о начальных остатках отдельных видов имущества и обязательств, которые берутся из отчетного баланса за предшествующий период.
Наличие прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках отражает положение, которое окажется перед предпринимателем через год.
Составленный и утвержденный бюджет доводится до сведения всех исполнителей, для этого генеральный бюджет дифференцируется по отдельным подразделениям, при этом реальная концепция управления по центрам ответственности.
Лекции по Управленческому учету